UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕНТЯБРЬ. ВЕНТСПИЛС

Благодаря коллегам из рижской газеты «Телеграф», посетил Вентспилс — сегодня крупнейший и интереснейший порт Латвии...

Автор: Виталий Портников

Благодаря коллегам из рижской газеты «Телеграф», посетил Вентспилс — сегодня крупнейший и интереснейший порт Латвии. Конечно, я давно хотел попасть в Вентспилс, в своих путешествиях по Латвии нередко оказываясь где-то в нескольких минутах от него, но как-то не получалось. А может, и к лучшему: за последнее десятилетие Вентспилс менялся просто на глазах — отреставрирован старый город, открылся прекрасный музей в старинном замке Ливонского ордена, по-новому заиграла набережная. В этом году мэр Вентспилса Айварс Лембергс устроил в городе необычный парад — парад коров, художественные изображения которых, шуточные и многоцветные, украшают улочки и побережье... Имеется даже одна корова-труба: а что! — в трубе и таится успех Вентспилса, одного из центров транзита российской нефти.

На встрече с г-ном Лембергсом я, конечно, поинтересовался альтернативами этому транзиту. Мэр Вентспилса на родине считается «олигархом № 1». Вообще, если существует латыш-олигарх, то это Лембергс. Однако «отец Вентспилса» на мой вопрос не ответил, даже пришел в изумление, почему это русские должны обходить стороной его порт. Наоборот, для транзита удобнее иметь несколько вариантов.

С этой логикой трудно не согласиться. Однако в реальности транзит уменьшается с каждым днем, россияне изначально делают главную ставку на свои новые порты — и едва ли от нее отступят. А серьезной альтернативы российскому нефтяному транзиту нет. В годы, когда он был наиболее выгоден, в Вентспилсе все-таки не успели создать «автономную экономику». Так что, с одной стороны, мы наблюдаем за «золотым десятилетием» порта, который из провинциального городка превратился в один из политических и культурных центров современной Латвии, с другой — печально осознавать, что это «золотое десятилетие» может миновать.

В Украине последнее десятилетие не было золотым, да и к тому же наши олигархи, даже когда избирались мэрами и премьерами, не восстанавливали городов и замков — каждому свое. Однако вся наша экономическая стратегия тоже привычно рассчитана на транзит, вся сущность украинских экономических баталий и сопровождающих их политических споров заключается в решении вечного вопроса трубы. Нам также можно было бы поставить корову-трубу на Майдане Незалежности, и она была бы самым лучшим памятником наших надежд, нежели выстроенная там помпезность. А ведь Украина — не маленький портовый город, который, если не удастся удержать нынешний стандарт, может «поделиться» незанятым населением сегодня с Ригой или Лиепаей, а завтра со всем Евросоюзом. Украину нельзя накормить одним транзитом, да и вообще никто не гарантирует, что по тем или иным причинам — экономическим или политическим — корова перестанет доиться, по крайней мере так щедро. И что тогда?

Создание экономики, ориентированной на Восток, как и сама модель безальтернативной транзитной экономики — одна из крупнейших ошибок, которую можно допустить в выработке стратегии нашего дальнейшего развития. Статистика потерь маленького Вентспилса — это лишь маленькая капля, которая в украинском варианте обязательно когда-то превратится в море. Очень соленое море...