UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сентябрь. Кучма

Днепропетровская пресс-конференция бывшего украинского президента со словами поддержки в адрес ...

Автор: Виталий Портников

Днепропетровская пресс-конференция бывшего украинского президента со словами поддержки в адрес своего преемника может кому-то казаться странной, а кому-то — циничной: это же нужно было столько времени бороться с оппозиционным кандидатом, чтобы теперь, когда он пребывает в чрезвычайно сложной для себя ситуации разлома в лагере своих сторонников, призывать украинский политикум ему не мешать. Но, как мне представляется, Леонид Кучма был довольно искренен. Его слова и эмоции на самом деле — не так в пользу Виктора Ющенко, как в защиту построенной им самим государственной системы. Как опытный аппаратчик Леонид Данилович чувствует, что при условии победы Юлии Владимировны эта система будет совсем иной. Я не говорю — лучшей. Я говорю — иной. Более того, можно сказать, что Украина Тимошенко будет отличаться от Украины Ющенко примерно так, как Украина Кучмы отличалась от Беларуси Лукашенко. Другое дело — какую Украину мы хотим?

Одиннадцать лет назад Украина и Беларусь пошли разными путями. Внешне все казалось одинаковым — оппозиционеры побеждали действующих лидеров своих стран. Однако Леонид Кучма был представителем той самой номенклатуры, которая и до него правила Украиной, а Александр Лукашенко действительно оказался новым человеком. И дело даже не в том, что белорусский президент уничтожил ростки новой — еще не демократической, но уже номенклатурной — Беларуси, не в том, что он вернулся к советским временам, а в том, что он был — и остается — популистом крупного пошиба. В бедном обществе такой политик может найти свою линию поведения. Лукашенко и нашел. Главное теперь — чтобы страна не богатела. Но и не вымирала...

Украина никогда не была такой, как Беларусь. Пока не была. На самом деле после событий прошлого года у нас простой выбор. Мы не сможем долго оставаться «Украиной Кучмы», хотя такая модель нравится не только Леониду Даниловичу. Украина Кучмы умерла хотя бы потому, что с этим поездом мог управиться лишь один машинист. А сейчас поезд на всех парах мчит к конечной станции. Только важно понять, в каком виде он туда прибудет и куда переведет стрелки избиратель.

Поскольку теперь есть два пути. Украина может стать такой, как страны Центральной и Восточной Европы, или такой, как Беларусь. Не в состоянии оставаться такой, как теперь, и не может стать такой, как Россия. Не потому, что для этого нужен Путин, — вот с этим проблем нет, — а потому, что для этого сперва нужен был Ельцин, а потом — много дорогой нефти. И — народ. Ну все же иной у нас народ. Я не говорю — лучше. Я говорю — иной.

И этот народ, если не будет богатеть, не будет осознавать четкой перспективы, может поверить уже совсем другому народному президенту. Который будет совсем не такой народный, как Ющенко. Поскольку будет даже не народным президентом, а народным артистом. Проще говоря — будет выполнять роль отца. А вы думали — мамы родной? И что весь этот пафос ради того, чтобы покритиковать бывшего премьера? Но я совсем не считаю, что зодчим «Украины Лукашенко» будет именно Юлия Владимировна. Поскольку на такое строительство понадобится санкция Белокаменной. И на эту санкцию будет претендовать достаточное количество более понятных и менее самостоятельных политиков, которых мы пока и не представляем в роли наших вождей.

Конечно, поезд может отправиться и в ином направлении. Но для этого уже необходимы определенные усилия. И эти усилия должны быть направлены не на сохранение старой Украины с новым демократическим лицом, а на построение совсем иной. Конечно, зодчие такой Украины не заслужат нашу любовь, не сохранят власть, как не заслужили и не сохранили ее польские либералы. Но их хотя бы уважают...