Говорят, сегодня в нашем государстве около девятисот высших учебных заведений, каждое из которых ежегодно выпускает десятки тысяч дипломированных молодых людей. Они выходят в мантиях и с дипломом, чтобы тут же смело броситься в «карьерное море». Возможно, именно поэтому среди всех институтов Украины так выделяется заведение, в котором нет ни синих с золотым зачеток, ни деканов, ни проректоров, ни дипломированных выпускников, потому что в нем занимаются подготовкой к… семейной жизни. Львовский Институт семьи и супружеской жизни, основанный в 1997 году, явление поистине уникальное. Сегодня, когда так много говорят о разрушении украинской семьи, его сотрудники ведут научно-исследовательскую работу и внедряют конкретные программы по реабилитации семейных ценностей в украинском социуме. Кто-то может сказать, что подобных школ, тренингов и центров в Украине и без того хватает. Однако, несмотря на их деятельность, разводов и абортов у нас все равно слишком много. Ведь обычно мы бросаемся за помощью лишь тогда, когда морская вода уже вовсю хлещет через пробоину в днище семейного корабля. И мало кто сегодня понимает, сколь важно еще до создания семьи дать молодым людям «инструкцию по кораблевождению». Фактически, Институт семьи одним из первых в Украине начал широкомасштабную работу по подготовке молодых людей к супружеской жизни, знакомя с ее психологическими, сексуальными и духовными составляющими через учение католической церкви. Чтобы узнать о том, как построен учебный процесс, какие программы и предметы изучаются в рамках подготовки к семейной жизни и насколько распространено в Украине само понятие подготовки к супружеству, «ЗН» обратилось к директору Института семьи и супружеской жизни, доктору философии Юрию Пидлисному.
— Первые наши шаги были связаны с выпуском книг, которые могли бы помочь людям понять, что такое семья с церковной точки зрения. Потом церковная власть попросила нас заняться подготовкой молодежи к супружеству. Почему? После выхода УГКЦ из подполья множество молодых людей начало идти на венчание, хотя большинство из них и не было готово к этому таинству. Чтобы это не превратилось в моду и чистую формальность, нужно было помочь парам, желающим обвенчаться, понять его сущность. Вскоре был разработан небольшой курс, состоящий из 10–12 встреч, туда приглашалась каждая пара, готовящаяся пройти обряд венчания в греко-католической церкви. Сначала это происходило только во Львове, в помещении Львовской Богословской академии (сейчас это Украинский католический университет), но со временем подобные подготовительные курсы начали пробовать вести приходские священники, а также священники из других городов. Вскоре Синод епископов решил разработать единую для всей греко-католической церкви программу подготовки к супружеству. Сегодня это 18 встреч, разделенных на определенные блоки. Первый, богословский, включает в себя пять встреч со священником, который рассказывает молодым людям о таинстве супружества в контексте христианской веры, объясняет, почему оно является неразрывным. Во втором, медицинском блоке, который проводится медиками, освещаются темы, касающиеся сексуальных отношений супругов. В наши дни еще жив стереотип, согласно которому церковь на сексуальные взаимоотношения смотрит как на что-то нечистое. На самом деле, все обстоит иначе. Человек создан как мужчина и женщина, то есть каждый из нас имеет конкретные физиологические и психологические особенности. Господь пожелал, чтобы род человеческий продолжался через половую связь, что означает: сексуальные взаимоотношения сопряжены не только с удовольствием, но и с зачатием новой жизни, которое должно происходить в семье. К большому сожалению, современный мир, стремящийся стать все более постхристианским, отделяет половые взаимоотношения от любви и семьи, а значит и от понятия ответственности. Поэтому сегодня церковь должна не только признавать эту сферу, но и говорить о ней в положительном свете. В современных потоках информации слишком много разврата и ханжества, молодые люди зачастую берут «на вооружение» только мифы о половой сфере, которые с реальной жизнью ничего общего не имеют. Поскольку церковь провозглашает семью одним из Таинств, одна из ее задач — правильно преподнести учение об интимной сфере, показать ее красоту и деликатность.
Третий блок называется биоэтическим. В нем рассказывается о природном планировании семьи, говорится об ответственном родительстве, когда мужчина и женщина, опираясь на научные знания о природе интимного общения и духовные составляющие, сознательно подходят к вопросу зачатия, беременности и рождения ребенка. Еще один блок посвящен психологическим основам семейной гармонии. Его ведет психолог, который не только объясняет психологические различия между мужчинами и женщинами, но и помогает паре разобраться в том, что есть влюбленность, а что есть настоящая любовь, рассказывает о причинах семейных дисгармоний и их преодолении. Сегодня все стремятся к стабильности, хотят уверенности в завтрашнем дне, мечтают стать счастливыми, но при этом не всегда понимают, как к этому прийти. Есть одна парадоксальная истина, которую многие богословы даже называют парадоксом церкви. Она состоит в том, что для того, чтобы стать счастливым, нужно… отказаться от поиска собственного счастья и просто дарить себя друг другу.
— Красиво… А что, если через таинство венчания хотят пройти молодые люди, принадлежащие к разным конфессиям?
— Ответ на этот вопрос дает пятый, так называемый канонический, блок, в котором освещаются церковно-юридические моменты. Например, как церковь воспримет союз, если я греко-католик, а она — протестантка или православная. Мне известен один парадоксальный случай, когда невеста была иудейкой из Украины, а жених — сирийцем из смешанной мусульманско-христианской семьи, причем сам он точно не знал, кто он — мусульманин или христианин. Это была удивительная ситуация. Они обвенчались где-то в Сирии, в одном из православных храмов.
— Программа вашего института построена на христианских ценностях и предполагает, что человек практикует духовную жизнь в рамках церкви, то есть молится, исповедуется, постится, старается приобщиться к таинствам. Фактически, у него уже сформирован определенный образ мышления и стиль жизни. Но если девушка или парень не приобщен к церковной жизни — что тогда?
— Конечно, идеальный вариант, когда подготовка к супружеству происходит в семье. Но сегодняшние семьи и сами далеки от идеальных — не все родители знают, как правильно подготовить своего ребенка к супружеству. Бывают случаи, когда после прохождения курса молодые люди расходятся, хотя до этого в их семьях уже все было готово к свадьбе. Почему так происходит? Потому что они вдруг осознают, что между ними нет любви, что лучше им расстаться сейчас, чем потом мучить друг друга в браке… Конечно, я нарисовал идеальную картину того, как все происходит, но на практике не всегда можно провести 18 полноценных встреч, например, в селе. Вообще, как только это движение началось при храмах — мы перестали проводить курсы в рамках нашего заведения. При храмах такие лектории функционируют намного лучше. Сначала люди придут в церковь на науку, а потом — для совершения таинства венчания. Иногда это единственный способ для священника обратиться к людям, потому что сегодня у нас много, как я их называю, «горизонтально-вертикальных» христиан, которых вносят для крещения, вводят для венчания и выносят для погребения.
— Юрий Теодорович, как смотрят представители местных органов власти на этот опыт, и как вы оцениваете возможность создания целевой государственной программы (тренинга) по подготовке сегодняшних старшеклассников и студентов к построению семьи? Ведь интерес к этой теме сейчас высок как никогда. Недаром Киев с упоением читает «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»…
— По нашим контактам на Западной Украине я знаю, что руководители местных управлений по делам семьи и молодежи относятся к этому очень позитивно. Но я не думаю, что подобные курсы стоит делать централизовано от государства. Нашим людям нельзя ничего навязывать. Государство должно лишь создать определенные условия для развития таких программ на местах. Наш институт когда-то первым организовал эти курсы, потом кто-то взял с нас пример и создал нечто подобное, то есть идея «пошла», и она активно работает сегодня. Сейчас мы занимаемся гражданскими браками. Хотя это и деструктивное явление, в нем кроется некоторая искренность молодых людей, которые не желают создавать семью, видя, как много их распадается сегодня. Церковь в лице своих научных институций должна дать ответ на это явление.
— На сайте Института семьи и супружеской жизни (www.family-institute.org.ua) я прочла о том, что, помимо упомянутой деятельности, вы занимаетесь еще и тремя другими просветительскими программами, также непосредственно связанными с семьей и молодежью…
— Да, это «Этика семейной жизни. Христианский взгляд» (180 часов), «Сексуальность человека. Мифы и правда» (12 часов), «Метод естественного планирования семьи» (72 часа). В рамках «Этики семейной жизни…» читаются следующие предметы: основы антропологии, философия любви, этика семейной жизни, психология семейных отношений, отцы церкви о семье и супружестве, мифы и правда о сексуальности человека, развитие ребенка в утробе матери, биоэтика, планирование семьи, педагогика семейных отношений и т. д. Все эти лекции читаются дипломированными специалистами — докторами философии и богословия, физиологами, кандидатами медицинских наук, педагогами и священниками. На этом курсе у нас бывает от 20 до 120 людей. Причем, приходить может, кто хочет.
Второй курс — «Сексуальность человека. Мифы и правда» рассчитан на учеников старших классов. Как правило, в школах он проходит на ура. На этом курсе мы говорим об особенностях пола и рассказываем о мифах, связанных с так называемым безопасным сексом, учим уважительно относиться к человеческой телесности, рассматриваем такие темы, как дружба и любовь, добрачный и внебрачный секс, их последствия, говорим об искушении и самоуважении, рассказываем о видах контрацепции, об их негативном влиянии на здоровье мужчины и женщины. В конце мы показываем красивый получасовой фильм о развитии ребенка в утробе матери, а после этого демонстрируем шестиминутный фильм-шок о том, что такое аборт. Некоторые эту методику критикуют и говорят, что столь ужасные картинки детям показывать нельзя, но мы так не считаем. Подросткам со слабыми нервами мы предлагаем выходить.
Третий курс — о методах естественного планирования семьи — читается для подготовки соответствующих инструкторов, которые впоследствии будут принимать участие в подготовке молодых людей к супружеству. Этот курс раскрывает особенности физиологии женщины, описывает особенности ее цикла. Он подготовлен на основе метода, разработанного при участии Международной организации защиты человеческой жизни (Human Life International). Иногда его ассоциируют с контрацептивными средствами, но все как раз наоборот. В жизни супружеской пары бывает время, когда нужно повременить с зачатием ребенка и если контрацепция (возможно, за исключением презерватива) возлагает ответственность на женщину, то этот метод учит мужа, присматриваясь к циклу жены, разделять с ней часть ответственности и воздерживаться. У нас его читают медики, акушеры-гинекологи, биологи и физиологи, то есть люди, хорошо знающие анатомию и физиологию женской репродуктивной системы, которые, к тому же, являются глубоко верующими людьми.