UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕМЕЙНЫЕ РАЗВОДЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

Черкасщина как географический центр Украины (впрочем, равно как и мистический) среднестатистически отражает все основные процессы, характеризующие жизнь страны...

Автор: Олег Слепынин

Черкасщина как географический центр Украины (впрочем, равно как и мистический) среднестатистически отражает все основные процессы, характеризующие жизнь страны. Предлагаемые заметки, конечно же, ни в коей мере не претендуют на роль социологического исследования, они лишь призваны вызвать активность высказываний социологов по заявленной теме. Итак, поговорим о разводах.

В поисках утраченного оптимизма

В семидесятые-восьмидесятые годы ушедшего века демографы, как мы помним, выказывали обеспокоенность по поводу растущего уровня разводов и (частично как следствия) снижения рождаемости среди населения европейской части Советского Союза. Средства массовой информации эту обеспокоенность вдумчиво тиражировали, пытаясь внедрить её в массы. Такая открытость в государстве, в котором негативные процессы, как правило, протекали безгласно, на первый взгляд казалась странной. Но незыблемая формула «семья — ячейка общества», вероятно, заставляла аналитиков Госплана и политбюро видеть, что при массовом нездоровье и гибели «ячеек» — «клеток общественного организма», нездорово и государство. Вследствие демографических деформаций становилось неизбежным (в обозримой перспективе) реформирование армии и экономики, откуда оставался лишь шаг до политических преобразований с непредсказуемыми последствиями. Замалчивать угрозу сокращения числа трудоспособного населения при росте числа разводов было то же, что засекречивать вспышку эпидемии чумы. В прессе была развёрнута дискуссия, имевшая позитивные практические последствия. На какое-то время число разводов относительно числа заключаемых браков сократилось (взгляните на нашу статистику начала 80-х). Но в те же восьмидесятые годы в среде молодежи уже неискоренимо бытовало легкомысленное отношение к браку: «что жениться, что разводиться — один шут — без проблем!» Да и что могло заставить думать иначе? Ни кодекс строителя коммунизма (формальность), ни Евангелие (забыто), ни экономико-административные вводные (не развиты) значения для большинства не имели. При этом, вспомним, в обществе не было беспокойства о завтрашнем дне. По ряду причин это время воспринималось как благополучное. Да, собственно, так оно и было. И эгоизм как семейный дезинтегратор овладел массами. Через 10 лет, в начале 90-х, к эгоистическим разводам прибавятся т.н. аномические, вызванные разразившимся кризисом. Частота последних (об этом в своё время писали крупнейшие социологи Э.Дюркгейм и Р.Арон) соразмерна числу аномических самоубийств. Впрочем, тенденция роста самоубийств наблюдается и в периоды чрезмерного благополучия. Но нам это пока не грозит.

В кругу моих знакомых, друзей и подруг (верно, как и ваших) единицы избежали развода. Считается, что сокращение рождаемости и рост числа разводов — общецивилизационная проблема, признак нарастающего глобального кризиса. Вероятно, так оно и есть. Значит, мы и не удивимся, если социологи откроют, что существует «критическая масса» разводов, после которой (в сочетании с иными отягощающими факторами) в цивилизационной системе начинаются необратимые катастрофические процессы. Наоборот, осознав произошедшее в 90-е как катастрофу (признав, что оказались в авангарде), мы увидим, что находимся в более выгодном положении, нежели ныне ещё уцелевшая и благополучная часть западной цивилизации. У нас ещё есть время приготовиться к более серьёзным потрясениям — к тем временам, когда (кто скажет, что это исключено?) к нам хлынут потоки иммигрантов, например, после того как на территории США образуется несколько независимых государств…

Разводы со слезами и без

Народ, самоуглублённо замкнутый в эпохе, как в раковине, создаёт литературу (иногда великую) или, по крайней мере, фольклор. Некоторые малые коллективы, ощущая на себе все перегрузки времени, формируют по аналогичному принципу свой фольклор. Например, в загсе…

Самый короткий брак. Действительно, хоть заноси в книгу казусных рекордов.

В субботу молодых зарегистрировали... Они, правда, молоды, по 18; самостоятельно жить не могут: по нашим временам совсем детки-несмышленыши. Утром регистрация, вечером, как водится, свадьба — музыка, гости, подарки... На свадьбе родители надумали выяснить отношения; переругались. Молодые не остались в стороне. Теща между делом презрительно фыркнула юному зятю: «Бездельник! Даже колец не мог купить! Я тебе кольцо купила!!! А ты…» Ну и полетело кольцо с руки зятя да в тёщу, да ещё и с воплем психопатическим: «Подавись!» В понедельник в загсе выходной. А во вторник молодые пришли с заявлением о разводе.

Был брак и еще короче. Она — средних лет, он — преклонного возраста. Во время регистрации мужчина разволновался, ему стало плохо, вызвали «скорую»... Из загса его вынесли под простынёй на носилках, умер. А новобрачная, соответственно, вышла из загса вдовой. Потом у неё была судебная тяжба с родственниками мужа из-за наследства. И это у неё не в первый раз. Есть такая профессия — замуж выходить...

Принципы серийности. Ему лет 40, военный, разводился в четвертый раз. Женщины в отделе рагс из любопытства спросили: «Почему так часто женитесь-разводитесь?» Ответил: «Не признаю внебрачных связей». Был в загсе и ещё «постоянный клиент», ему под 80. За два года пять разводов... Когда он разводился в четвертый, в рагсе в шутку пригрозили: «Все, разводить вас больше не будем». Но он через какое-то время опять явился. Пришёл, еле ноги волочит. А в первые разы, помнят женщины, бодренький приходил. Отдышался, говорит: «Разводите, она за мной не ухаживает». А жена смеётся: «Чего ж за ним ухаживать, он на племянника дом переписал! Пусть племянник и ухаживает!» Старик вздохнул: «Все, это в последний раз, в дом престарелых ухожу».

Одно время была серия женитьб, когда брак регистрировался между обитателями дома престарелых. Семейным старикам положена отдельная комната. Потом последовали разводы, не просто ужиться...

Приходят двое пожилых, он и она, оба улыбаются: «Знаете, зачем мы к вам пришли?» Заведующая, занимающаяся оформлением разводов, знает, не они первые, поток: «Хотите развестись, чтобы получать субсидию». «Да, — стесняются старики. — Иначе не проживём».

Трагедия: старость и дети. Старенькие оба, уже и золотую свадьбу, 50-летие совместной жизни отметили; разводились, плача. А причина развода в том, что стали они совсем немощны, не могут за собой ухаживать. У них двое детей, но те давно разъехались, свои семьи, живут в разных городах... Дети приехали, посовещались, решили: один возьмёт к себе старика-отца, второй — мать. Двоих никто взять не смог. «Не потянем…» А развод нужно оформить для прописки, субсидий… Где наш Шекспир?

Новинки сезона

В 2004 г. вступает в силу новый кодекс о браке и семье. Что в нём нового о разводе?

Начальник Сосновского районного отдела рагс г.Черкассы Лариса Петровна Трофимова: «По новому кодексу разведённым человек будет считаться не с момента регистрации развода в органах загса, как сейчас (сколько бы времени после суда ни прошло), а непосредственно с момента вступления в силу решения суда. Однако лишь после регистрации развода в загсе человек, как и прежде, приобретает юридическое право на повторный брак. В новом кодексе вводится понятие расторжение брака по взаимному согласию сторон через суд. То есть люди, у которых есть несовершеннолетние дети, решив между собой все вопросы и составив соответствующее соглашение у нотариуса (о разделе имущества, воспитании ребёнка и т.д.), приходят в суд с заявлением о расторжении брака. Теперь судья их не будет пытаться примирить. Через месяц он должен им выдать решение о расторжении брака. В новом кодексе есть ряд положений, которые, на мой взгляд, упростят людям жизнь. Ряд нововведений приводит наше законодательство в соответствие с подписанными международными обязательствами».

* * *

Подражание во всём западным нормам, выработанным до 11 сентября 2001 г., может оказаться полезным и достаточным для нашего общества, если выяснится, что Запад идёт в верном направлении и не бездну ему предстоит перейти.

* * *

Историк (социолог, литератор), который через сто лет заглянет в «ЗН» в поисках неожиданных подробностей нашего времени, вероятно, их обнаружит. Правда, мы и предположить сейчас не можем, как он их использует. Однако, если он труд свой будет писать на китайском языке или турецком, то это будет значить, что в свое время заметки не попали по адресу, что мы не воспользовались передышкой между бурями ХХ и ХХI веков.