UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ УКРАИНЫ

В нашей стране сегодня представлены все направления христианства: православие, католицизм и протестантизм...

Автор: Олег Гавриш

В нашей стране сегодня представлены все направления христианства: православие, католицизм и протестантизм. Православные сподвижники этого века, такие, как отец Александр Мень, не находили ничего дурного в многообразии христианства. «Благодаря разделению христианство избежало нивелирования и жесткой однообразной системы. В каждом исповедании в разной степени раскрывались духовные дары, были свои праведники и святые», — писал отец Александр. В этой статье мы попытаемся познакомить читателя со всеми христианскими конфессиями, служащими в нашей стране.

Несколько лет назад в столице прошла конференции, посвященная 2000-летию Рождества Христова, где присутствовало около 4000 священников, пасторов и лидеров, представляющих все христианские деноминации. Это было первое собрание, на котором вместе собрались руководители православной и католической, баптистских и пятидесятнических церквей. Конференция продемонстрировала начавшееся улучшение в отношении христиан друг к другу.

Православная Украина

Три крупнейших православных Церкви государства (УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ) владеют 145 монастырями и более чем десятью тысячами храмов. В православии служат Господу 3636 монахов и монахинь и 10319 священников.

Еще 55 приходов входит в состав Православной Старообрядческой Церкви. Небольшое количество прихожан посещают и другие православные организации, в частности Украинскую Православную Апостольскую Церковь и Украинскую Реформаторскую Православную Церковь.

Православные Церкви нередко занимаются благотворительной деятельностью. Достаточно вспомнить известную своей благотворительностью Свято-Кирилловскую общину Киева.

Проблемы

Основные сегодняшние проблемы украинского православия — это недостаточное количество постоянных прихожан, не особо активная миссионерская (просветительская) деятельность и высокая степень приверженности прихожан к оккультизму. К большому сожалению, в последнее время сложилась тенденция, когда многие крещенные православные ходят в церковь только на основные праздники и то больше по традиции, чем осознавая спасительную необходимость в этом. По мнению архиепископа Харьковского и Полтавского УАПЦ Игоря (Исиченко), «решить эту серьезную проблему можно исключительно кропотливой работой в приходах, привлечением к активной приходской жизни представителей разных социальных и возрастных групп, поиском эффективных форм катехизации (церковной учебы), а также решительной деполитизацией церковной жизни, борьбой со стремлением превратить Церковь в праздничный атрибут народного быта или в составную часть славянской культурной традиции». «Cлучается, что священник занялся строительством или восстановлением храма, но иногда забывает, что, восстанавливая стены, нужно восстанавливать и души людей, привлекать новых прихожан в церкви, — рассказал владыка Митрофан, Епископ Переяслав-Хмельницкий, управляющий делами Украинской Православной Церкви. — Мы об этом постоянно напоминаем и рекомендуем, чтобы при каждом приходе существовала воскресная школа, где взрослые и дети могли бы приходить и слушать Слово Божье». «Сегодня большая ответственность ложится на духовенство, на пастырей, которым нужно выходить за стены храма и с Божьей помощью и при добром желании активно заниматься миссионерством», — говорит владыка Митрофан.

Реформа

Сегодня многие священнослужители осознают необходимость проведения внутрицерковной реформы, нацеленной как раз на то, чтобы сделать церковь более активной. Как сказал архиепископ Украинской Реформаторской Православной Церкви Сергей Журавлёв, «католики уже изменили свою Церковь: богослужение начали проводить на национальных языках, начали признавать приоритет Библии и библейского богословия. Если католики смогли это сделать, то почему мы не можем?» Православие знало как положительный, так и отрицательный опыт реформы. В XIX веке митрополит Филарет (Дроздов), стараниями которого Библия была переведена на русский язык (Русский синодальный перевод), осуществил успешную попытку максимально сблизить церковную доктрину с библейской. Неудачной можно назвать попытку обновить Церковь епископами Антонином Грановским и митрополитом Александром Введенским в двадцатые годы. Наверное, именно последнее движение привело к тому, что нынешние православные с опаской смотрят на новшества, в том числе и на жизненно необходимые. Впрочем, и без всяких реформ в православии есть отцы, строящие свое служение по-новому.

Древневосточные Церкви

Вероисповедание и форма богослужения древневосточного христианства очень близки к православию. На сегодня в Украине представлены две ветви этих Церквей. В Нежине действует Церковь ассирийских христиан, общины которых поселились в Украине в прошлом веке. Ассирийские христиане — последователи несторианства, течения, основанного в Византии в 428 году Патриархом Несторием. В нашей стране представлена также Армянская Апостольская Церковь, доктрина которой, монофизитство, возникла как противоположенная несторианству. Армянская Церковь была создана в первом столетии Святыми Апостолами Фадеем и Варфоломеем. В 301 г. Армения стала первым христианским государством. В дальнейшем Армянская Церковь не приняла решения Халкидонского собора (451 г.), который признал наличие человеческой природы в Иисусе Христе, и продолжала развиваться обособленно. Епархия Армянской Апостольской Церкви в Украине работает с 1991 года, приходы открыты во Львове, Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, в Крыму (всего 16 приходов). Сегодня для обеих Церквей характерна этническая ориентация, богослужения ведутся на родном языке армян и ассирийцев, что, по мнению Виктора Бондаренко, председателя Госкомрелигии Украины, «помогает древневосточным христианам сберечь свои уникальные традиции».

Греко-католики

Католическая Церковь восточного обряда, или Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) является крупнейшей неправославной христианской организацией в Украине. Церковь имеет 79 монастырей, в которых Богу служат 1168 монахов и монахинь. Греко-католикам принадлежат 2777 храмов, в лоне УГКЦ 1872 священника. При этом, как говорит Протоирей Украинской Греко-Католической Церкви Олекса Петрив, «одной из основных проблем остается недостаточное количество помещений для богослужения». По словам О.Петрива, «с 1989 по 1995 год наша Церковь, по сути, обновилась, и дальнейший рост — это увеличение количества прихожан за счет крещения».

Экуменическая доктрина УГКЦ говорит о том, что Церковь хочет возвратить то единство, которое было до разделения христианства. Греко-католики с пониманием относятся к посещению своими прихожанами православных и протестантских Церквей. «Любое развитие христианина в познании правды Божьей приветствуется нами. Слушать Слово Божье у протестантов, проводить совместные акции милосердия мы не запрещаем», — рассказал «ЗН» руководитель бюро УГКЦ по связям с государственными органами в Киеве. При этом, как считают греко-католики, существование двух католических Церквей в нашей стране вполне объяснимо. Украина и Запад находились в разных социо- культурных условиях, а католичество учитывает различие в традициях народов (принцип «инкультурации»).

Римо-католики

Католики латинского обряда являются членами Римо-Католической Церкви (РКЦ) в Украине, в лоно которой входят 309 монахов и монахинь и 431 священник. РКЦУ владеет 713 храмами и 50 монастырями. «Главная проблема Римо-Католической Церкви в Украине, — считает Отец Виктор Макковский, настоятель Кафедрального собора св. Александра, — невозвращение имущества, которое было конфисковано безбожной властью. До сих пор, за 11 лет, не возвращена резиденция епископа, Дом Клира (священников), помещения воскресной школы, богадельни в Киеве. Никто из горадминистрации не желает говорить об этом, лишь присылают отписки. То же происходит с костелом Святого Николая, с костелами в Чернигове, Белой Церкви, Умани». Болезненный вопрос взаимоотношений с православными, по мнению Виктора Макковского, скорее объясняется настороженным отношением к католикам, чем наоборот: «Мы же православных называем Церковью-сестрой, за них молимся, всех их любим и признаем своими братьями, как и других христиан». Как известно, РКЦ часто обвиняют в прозелитизме, аргументируя это тем, что Украина не является полем для миссионерства, поскольку была крещена. «Но многие украинцы все еще живут безбожно вне зависимости от того, являются ли они атеистами или были крещены в детстве. Некоторые даже не знают, как перекреститься. Мы же не переманиваем в католичество, а учим Слову Божьему», — говорит Макковский.

Протестантизм

Протестантизм — это направление христианства, возникшее в XVI веке в результате движения Реформации. Протестантскими являются большая часть развитых стран мира, в частности США и большинство государств ЕС.

К протестантам зачастую причисляют не имеющих отношения, например, мормонов или «Свидетелей Иеговы». Протест меньшинства во времена Реформации предполагал возврат к чистой Библии (Solo Scriptura), а не извращение Святого Писания, как это происходит у маргиналов.

Протестантские конфессии же действуют в Украине (за исключением харизматов) с XIX века, то есть имеют достаточно глубокие корни. Чтобы оценить влияние протестантов на украинскую культуру, достаточно вспомнить наследие Григория Саввича Сковороды, который первым начал нести Евангелие в массы на простом и понятном украинском языке. Как говорит Виктор Бондаренко, «ни одна из следующих протестантских Церквей — лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники — не попадает под определение секты, поэтому называть их сектантами, как минимум, безграмотно». Православным Церквям следовало бы обратить внимание на положительный опыт протестантов в таких вопросах, как исследование Библии, миссионерство и, наконец, братское отношение друг к другу.

Лютеране и реформаты

Лютеранство, основанное в XVI веке величайшим реформатором Церкви Мартином Лютером, догматически ближе, чем другие протестанты, к православию и католицизму. Например, лютеране считают Причастие (Евхаристию) таинством, а не воспоминанием о распятии Христа, как те же реформаты. Лютеране приехали в Украину еще в XVI веке, но первая домашняя лютеранская община возникла только в 1765 г. На сегодня в стране три церкви этой конфессии. Немецкая Евангелично-Лютеранская Церковь Украины (НЕЛЦУ), которая имеет 30 домов, где ведется служение. Основная масса прихожан (около тысячи) посещает приходы в Одессе и Киеве. Поскольку лютеранами в основном являлись этнические немцы, возникали опасения, что конфессия станет отделенной по национальному признаку. Но этого не произошло — в стране появилась Украинская Лютеранская Церковь (УЛЦ). Как рассказал Вячеслав Горпинчук, епископ Украинской Лютеранской Церкви, «УЛЦ растет и, я думаю, что через 5 лет она будет насчитывать около 10 тысяч человек». По словам В.Горпинчука, основная проблема Церкви — это нежелание местных властей выделять на законных основаниях землю под строительство храмов.

Реформация делится на лютеранскую и кальвинистскую. Кальвинистская реформация привела к образованию в первой половине XVI века Закарпатской Реформаторской Церкви. На сегодня ЗРЦ имеет 101 приход, 92 храма, в её лоно входит 54 пастора и несколько десятков тысяч прихожан.

Евангельские христиане

В свое время евангельские христиане и баптисты служили Господу отдельно. Потом советская власть организационно объединила эти направления. На сегодня евангельские христиане вновь отдельная деноминация.

В Украине одним из духовных отцов движения евангельских христиан был Иван Степанович Проханов, который воплотил христианские ценности в практическом служении еще в XIX веке. Что особенно любопытно в деятельности Проханова — это его диалог с православием, в котором им удавалось находить общий язык. Как рассказал Анатолий Калюжный, глава совета Собора независимых евангельских Церквей Украины, «от других протестантов нас отличают внешние формы служения: у евангельских христиан богослужение более динамичное, свободное, менее традиционное, чем например, у баптистов». В Киеве евангельские христиане имеют две крупнейшие миссии — «Новая жизнь» и «Свет на Востоке», которые кроме миссионерской деятельности занимаются христианской благотворительностью. «Новая жизнь» открыла центр реабилитации инвалидов, собрала футбольные команды для трудных детей, проводит факультативные семинары среди молодежи. По словам президента миссионерского общества «Свет на Востоке», председателя правления Ассоциации миссионерских Церквей евангельских христиан Украины Василия Давидюка, «мы ввозим в Украину из Германии 8—9 большегрузных автомобилей в год с бесплатной христианской литературой и гуманитарной помощью для сирот, больных, оставленных людей; бесплатно поставили больницам функциональные кровати для больных, оборудование для операций, инвалидные кресла, медицинские коляски». «На сегодня евангельские христиане — самая активная часть протестантов, — говорит В.Бондаренко. — Их отличает наиболее развитая миссионерская и благотворительная деятельность».

Баптисты

Баптизм возник в Англии в начале XVII века, как форма развития пуританизма, течения в Англиканской церкви. На сегодня баптисты и пресвитериане — основные конфессии христиан США и Канады. В 1886 году прокурор Одесской судебной палаты свидетельствовал об украинских баптистах, что они «все без исключения ведут совершенно трезвую, скромную и трудовую жизнь, проявляя таким образом в своей жизни принципы христианского учения». По мнению Виктора Бондаренко, «с тех времен мало что изменилось, баптистов и сегодня отличает очень высокая нравственность». В Украине представлен целый ряд союзов баптистских Церквей, среди которых Всеукраинский союз объединений Евангельских Христиан Баптистов, Братство независимых Церквей Евангельских Христиан Баптистов, а также Совет Церквей, куда входят не зарегистрированные баптисты. По словам Виталия Ткачука, вице-президента ВСО ЕХБ, в украинском баптизме есть отпечаток традиционного православия. Например, молитва совершается на преклоненных коленях или стоя, прославление — стоя. На Западе же баптисты молятся и прославляют Господа сидя. О признании и влиянии украинских баптистов в Украине говорит то, что Президент Украины Леонид Кучма в этом году встретился в Киеве с руководителем Всемирного союза баптистов Дентоном Лотцом.

Пятидесятники

Есть достаточно много оснований утверждать, что в истории христианства ХХ век является веком пятидесятнического движения, которое возникло как новое направление в протестантизме на рубеже XIX—XX веков и стремительно распространилось по всему миру. «Общепринятое название «пятидесятники» отражает теологическую особенность этого движения, которая подчеркивает важность и сущность события, случившегося в праздник Пятидесятницы в Иерусалиме — сошествие Духа Святого», — рассказывает Владимир Франчук, помощник президента Союза Церквей Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников Украины. В Украине пятидесятники входят в Союз Церквей Христиан Веры Евангельской Пятидесятников Украины, Объединенную Церковь ХВЕ, Союз Свободных Церквей Христиан Евангельской Веры Украины, Церковь Божью Украины. Всего количество пятидесятников превышает 200 тысяч, ими открыто множество миссий (в том числе крупнейшая в области помощи детям-сиротам) и богословских учебных заведений. Основная проблема пятидесятников — выделение земельных участков под строительство центров и молитвенных домов. «Президент Украины Леонид Кучма во время неоднократных встреч с руководством нашего Союза говорил о своем добром отношении к нам, и у нас доверительные отношения с киевскими властями. Но, несмотря на это, получение земельных участков для возведения молитвенных домов в столице остается для нас неразрешимой проблемой», — говорит Владимир Франчук.

Харизматы

Харизматическое движение Церквей Полного Евангелия самое молодое из протестантских, оно появилось в нашей стране лишь в начале девяностых. По словам Анатолия Гаврилюка, президента Объединения Независимых Харизматических Христианских Церквей Украины (Полного Евангелия), «характерной особенностью полноевангельских Церквей является то, что мы много сил уделяем изучению Слова Божьего. Каждая Церковь имеет библейскую школу и библейские институты». Две крупнейшие харизматические Церкви Украины — это «Победа» (пастор Генри Мадава) и «Слово Веры» (пастор Сандей Аделаджа).

Как говорит А.Гаврилюк, «единственная проблема, которая у нас была, это конфликт с Минобразования, которое в своем циркулярном письме, направленном в школы, назвало харизматические Церкви вредными сектами, с которыми нельзя иметь ничего общего. Мы были вынуждены подать в суд на Минобразования и выиграли процесс. Минобразования обязалось направить в школы письмо с опровержением предыдущего».

* * *

Картина взаимоотношений разных христианских деноминаций на сегодня парадоксальна. С одной стороны, сохраняются напряженные отношения не только между конфессиями, но и между Церквями. В то же время есть все основания для того, чтобы христиане жили в любви и мире. А главное — есть понимание того, что это необходимо. Не зря Святой Апостол Павел писал в Послании к Ефесянам, «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».