Есть в Кировограде дом, в котором не смолкает музыка, — с раннего утра до поздней ночи в его коридорах поет скрипка, звучит рояль, нежно переливается флейта… Кировоградское музыкальное училище, одно из старейших в Украине, отмечает в этом году свое 45-летие. Интересна история «музыкального дома» по улице Маланюка, 4, в который переехало музучилище в 1991 году.
Старый особняк по улице Ленина, где в 1960 году открылось училище, медленно умирал — не было воды, столовой, элементарных удобств. У музыкантов оставалась одна надежда: освободившееся после крушения компартийной системы здание райкома партии, ставшее предметом жесткой борьбы между несколькими организациями.
И вот тогда самый отчаянный из педагогов, Ким Александрович Шутенко, «пошел на абордаж»: начал проводить уроки в пустом здании, куда сам привез стол и три табуретки (студенты сидели на подоконниках), позже появилось фортепиано. Занятия проходили под угрозой насильственного выселения. Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме музучилища, Ким Шутенко сел в самолет и отправился в Москву.
В аэропорту его встретил…самый «крутой» из всех учеников, автор «Мадонны», «Ты меня любишь» и других популярных песен Игорь Крутой.
Мэтру российского шоу-бизнеса, продюсеру, главе фирмы-студии АРТ легко удалось организовать прямой эфир со своим учителем на центральном радио и телевидении. В Кировоград приехала съемочная группа, сюжет о ситуации вокруг «музыкального дома» появился в программе «Время».
Так музыкальное училище обрело крышу над головой, поскольку «крыша» у него была ну очень «крутая»!
Он не был музыкальным вундеркиндом…
В семейном архиве есть детская фотография Игоря с полубаянчиком в руках. Говорят, что он еще малышом выступал перед гостями. Однако никакого сверхъестественного ореола вокруг детства маэстро не существует.
Окончивший музыкальную школу по классу баяна в поселке Гайворон Игорь не слишком надеялся на поступление в Кировоградское музучилище: в отличие от городских ребят, у него не было возможности посещать библиотеки и концерты, брать частные уроки. Возможно, именно поэтому он подал документы на теоретическое отделение училища, где большого конкурса не бывает. Преподавателем по специальности у него стал Ким Шутенко.
И хотя сегодня мэтр Крутой часто выступает в парике а-ля Моцарт, он был не музыкальным вундеркиндом, а «обыкновенным парнем из сельской местности», как охарактеризовал его старый учитель. Никаких сольных творческих вечеров Игоря в училище не было, он, как и все ребята в те годы, подрабатывал по вечерам в ресторанах, поэтому особого участия в общественной жизни не принимал.
Тем не менее есть кое-что, о чем знает только его учитель Ким Шутенко:
— У Игоря был абсолютный слух, который встречается не более чем у пяти процентов студентов на курсе. Великий Чайковский не имел абсолютного слуха, и я не имею, а Игорю повезло. Благодаря этому преимуществу он великолепно писал музыкальные диктанты, правда, почерк у него был корявый. Сам Игорь не придавал большого значения этой своей особенности, да и многим музыкантам абсолютный слух приносил только неприятности…
Скромному пареньку из Гайворона было нелегко в музучилище: он попал в женское царство. Его учитель шутливо говорил, что «на каждом курсе должен быть хотя бы один мальчик для запаха», иначе толку не будет. Этим единственным мальчиком и был Игорь Крутой.
Кроме основной дисциплины — теории музыки, Игорь факультативно занимался у К. Шутенко по композиции, стал отличным пианистом. Позже у Кима Александровича училась младшая сестра Крутого Алла, которую композитор впоследствии увез вместе с мамой в Москву. Она тоже проявила себя талантливым пианистом, сейчас живет в США.
17 октября, в день рождения Кима Шутенко, ежегодно приходит много поздравлений от его учеников со всего света. Когда праздновалось 60-летие учителя, Игорь Крутой звонил из Америки. Иногда он присылает телеграммы либо поручает маме поздравить Кима Александровича.
Стипендия Крутого
Композитор и музыковед Марина Долгих, как и ее знаменитый земляк, окончила музыкальное училище. Именно ей Ким Александрович передал, уходя на пенсию, рукописи первых сочинений Игоря — для будущего музея. Кстати, курсу Марины Долгих принадлежит «второе открытие» популярного композитора в Кировограде. Студенты тех лет не знали Крутого, поскольку он учился с 1970-го по 1974-й, а затем на какое-то время исчез — делал карьеру.
«Отрабатывая» летом в колхозе, ребята разучили песню «Буду я любить тебя всегда». Авторство приписали одному из сокурсников, который пел эту песню своей девушке под гитару. Отправившись в город за провизией, студенты неожиданно услышали песню в центральном универмаге. Незадачливого исполнителя сокурсники чуть не побили, и он признался, что полюбившаяся песня является «хитом» на гайворонских дискотеках, откуда он родом. А когда песню услышал Ким Шутенко, то поинтересовался: кто автор? Ребята ответили: «Какой-то Крутой»… Ким Александрович возмутился: «Что значит «какой-то»? Это наш Крутой!» И подвел ребят к стенду, где висели фотографии выпускников.
В один из приездов Игоря Крутого на родину к нему подошла девушка, которая написала книгу о его любимом учителе. Елена Игнатьева протянула рукопись маэстро и попросила помочь ее изданию. Пораженный Игорь Крутой стал спонсором книги «Ким Шутенко» из серии «Творческие портреты украинских композиторов», которая вышла в издательстве «Музыкальная Украина».
Но это не единственный случай, когда известный композитор помог своим землякам. Во время последнего посещения Кировограда он финансировал приобретение музыкальных инструментов и компьютерной техники для студентов музыкально-педагогического факультета Кировоградского государственного педагогического университета, а также выделил средства на стипендии для лучших студентов этого вуза, в том числе и для студентов-гайворонцев.
«Крутыми» не становятся, а рождаются
Еще в студенческие годы Игорь писал классные хиты (музыканты из кировоградского ресторана «Киев», где подрабатывал Игорь, утверждали, что «Мадонну» он принес им еще в то далекое время — только с другими словами). После окончания музыкального училища он вернулся в Гайворон «месить грязь» (по выражению Кима Шутенко), добираясь на работу в сельский филиал Гайворонской музшколы. Однако Крутой оказался «рекордсменом» по провалам на вступительных экзаменах в консерваторию — поступал шесть раз, но так и не был зачислен. Возмущенный явной несправедливостью, Ким Шутенко «атаковал» отдыхавшего вместе с ним в Ворзельском доме композиторов Андрея Штогаренко, который в то время заведовал кафедрой композиции в Киевской консерватории.
Коллега тепло отозвался о способностях Игоря, но намекнул на «особые обстоятельства» — в то время национальный вопрос был намного важнее творческих способностей. Это и объяснило неоднократные провалы на «второстепенных» предметах.
Нынешний заведующий теоретическим отделением Кировоградского музучилища Олег Нагорный вспоминает:
— В училище с интересом следили, как складывается творческая судьба Игоря. После неудачных попыток поступить в Киевскую консерваторию он окончил институт в Николаеве. Это была вынужденная мера, поскольку без высшего образования трудно было пробиться с концертами даже в филармонию. Думаю, что учеба в вузе дала ему меньше, чем работа в Николаевском доме культуры судостроительного завода, где он познакомился с Александром Серовым, который был уже довольно известен. Игорь в то время был пианистом, аранжировщиком собственных песен, а Серов их исполнял и играл на саксофоне. Ансамбль «Поющие юнги» был их стартовой площадкой…
Затем Крутой оказался в Москве, где сотрудничал с группой Валентины Толкуновой. И случайно встретил Александра Серова, приехавшего на Всероссийский конкурс молодых исполнителей. У Саши не хватало одной песни в программе, и он попросил: «Мне нужна песня до утра!» Игорь что-то «слепил» из старого репертуара. Так родился тандем, которому удалось пробиться на фирму «Мелодия» с пластинкой «Миньон».
Уже будучи лауреатом премии Ленинского комсомола, Игорь поступил в Саратовскую консерваторию. В то время он жил в Москве, был известным композитором-песенником, и для него было сделано исключение — он учился заочно, хотя композиторского (как и вокального) заочного отделения ни в одной консерватории не существует.
Возвращение
Несмотря на то что кировоградцы называют Крутого «человеком мира» (он живет то в России, то в Америке), связь с родными местами никогда не прерывалась.
Самым грандиозным было возвращение в 1999 году накануне выборов. Еще до выступлений композитор публично заявил о том, что не имеет ничего общего с политикой. У подъезда Кировоградской филармонии было не протолкнуться — такого количества иномарок не помнили с ее основания. А в зале было не меньше чиновников и местных олигархов… Кто-то из благодарных местных «королей» прислал композитору огромную корзину белых роз. Однако на самых почетных местах сидели старые учителя Игоря Крутого из музучилища, а самых любимых из них он назвал со сцены поименно и за все поблагодарил.
Но согрели сердце композитора не шумные концерты, а по-домашнему теплые встречи в музучилище и университете.
Студенты просили Игоря исполнить что-нибудь. Маэстро скромно ответил, что ему трудно играть перед профессионалами, поскольку он не академический композитор, и сыграл всего одно лирическое инструментальное произведение. Во время этой встречи Крутого приняли в почетные профессора педагогического университета.
И все-таки эстрадные песни звучали не раз — в исполнении самих студентов.
Музыкальное училище, давшее рождение мэтру, издавна славится своими традициями: на его «плечах» держатся три крупных ежегодных всеукраинских форума — фестиваль пианистов «Нейгаузовские музыкальные встречи», конкурс хоровых коллективов «Золотой Орфей» и конкурс исполнителей «Провосинь».
А из класса композиции Кима Шутенко вышли многие композиторы-песенники: секретарь Одесского отделения Союза композиторов Олег Полевой, автор песен Николая Гнатюка Александр Щупак (ныне он живет в Польше), авторы детских песен Владимир Лапко и Алексей Харченко…
Но, несомненно, самым «крутым» учеником старого учителя является Игорь Яковлевич.
Злые языки судачат, что песенный жанр является «потолком» таланта Крутого. Ким Шутенко с этим категорически не согласен: «Написать хорошую песню так же нелегко, как сочинить талантливую симфонию, это не говорит об ограниченных возможностях. Игорь в годы учебы писал крупную форму, у него это хорошо получалось, просто это не его кредо».
И хотя маэстро не стремится стать академическим композитором, возможно, он втайне пишет какие-то глубокомысленные симфонии, просто мы об этом ничего не знаем...