Сколько бы турниров теннисист не выиграл, какое бы место не занимал в компьютерном списке и сколько бы денег ни заработал, его не включат в элиту, пока он не выиграет турнир «большого шлема». В этом есть свой резон, поскольку эти двухнедельные турниры собирают, как правило, всех сильнейших игроков, чемпион должен выиграть восемь матчей, и для победы в каждом из них надо выиграть три сета. До этого ни одному теннисисту России (или Советского Союза) не удавалось завоевать звание чемпиона в турнире «большого шлема». И вот 22-летний Евгений Кафельников вошел в историю: выиграл Открытый чемпионат Франции.
«Я запомню этот день навсегда», - сказал победитель, которого теперь следует ставить в один ряд с Питом Сэмпрасом и Томасом Мустером, Андре Агасси и Борисом Беккером, Майклом Чангом и Микаэлем Штихом. Теперь и он, Кафельников, принадлежит к элите.
Пять лет назад мало кто знал Кафельникова, занимавшего более чем скромное -
450-е - место в мировой классификации. Но два года назад о нем уже говорили как о восходящей звезде. В январе 1994 года он оказал упорнейшее сопротивление Сэмпрасу во втором круге Открытого чемпионата Австралии - первого в году турнира «большого шлема». Американцу потребовалось пять сетов, чтобы сломить сопротивление Кафельникова. К концу 94-го уже мало кто сомневался, что со временем он войдет в число сильнейших. Прогнозы сбылись.
Кафельников вошел в историю не только как первый русский теннисист, выигравший Открытый чемпионат Франции. Он стал и первым за 28 лет теннисистом, который выиграл в Париже два чемпионских звания: одно - за победу в одиночном разряде, второе - за победу в парном.
Предшественником Кафельникова был легендарный австралиец Кен Роузуолл, который сделал то же самое в 1968 году. После него никому не удавалось добиться такого достижения в Париже. Да и вообще подобные достижения весьма редки. Швед Стефан Эдберг был последним, кому это удалось сделать в турнире «большого шлема». Он выиграл одиночный и парный разряды в 1987 году в Открытом чемпионате Австралии.
Нет секрета, почему двойные победы в турнирах «большого шлема» - редкое явление: усталость. Матчи одиночного разряда отнимают столько сил, что на парные соревнования их уже не остается. Попытки, конечно, предпринимаются, но обычно того, кто гонится сразу за двумя зайцами, поджидает неудача. А вот Кафельников погнался и - поймал двух: одного - самолично, второго - в содружестве с чехом Даниелом Вацеком.
А как же, спросите вы, усталость?
Кафельников вряд ли знает, что это такое. Не потому, что вообще не устает. А потому что не устает от тенниса. Два года подряд - в 1994-м и 95-м - он сыграл больше матчей, чем любой другой теннисист-профессионал: в 94-м - 171, в 95-м - 167.
«Игра, - рассказывает победитель Открытого чемпионата Франции, - дает мне возможность чувствовать себя уверенно, помогает мне... Когда я не играл в последний раз две недели, мне потребовалось три недели, чтобы вновь обрести боевую форму. Мне надо играть как можно больше. Поэтому я играю и в парных соревнованиях...»
После поражения от Кафельникова в полуфинале Сэмпрас жаловался на усталость от предыдущих матчей. «А я никогда не чувствовал себя усталым», - сказал Кафельников. И это несмотря на то, что участвовал и в соревнованиях пар.
По словам Кафельникова, игра в субботу - за день до финала в одиночном разряде - в финальном матче парных соревнований явилась отличной репетицией к решающему поединку. В решающем был момент, когда казалось, что Кафельников может сломаться: во втором сете Штих был впереди со счетом 5:2, и ему надо было выиграть один гейм, чтобы выиграть сет и сделать счет в матче 1:1. Но Кафельников сумел-таки догнать соперника, а затем и выиграть сет.
Счет матча 3:0 - обманчив. Победа «всухую» не была легкой. Каждый сет Кафельников выигрывал в упорной борьбе - 7:6 7:5, 7:6... Поединок изобиловал ошибками и чемпиона, и вице-чемпиона, и это почти типично для финальных матчей двухнедельных турниров. Но хорошо то, что хорошо кончается, и конец был победным для русского теннисиста.
Победа в Париже позволила Кафельникову подняться в мировой «табели о рангах» с
7-го места на 5-е. Впереди - Сэмпрас, Мустер, Агасси и Беккер. Потеснит ли Кафельников кого-то из них?
Впереди Уимблдонский турнир - игра на травяных кортах. Затем - олимпийский турнир, Открытый чемпионат США... А в промежутках - другие турниры... Отдыхать Кафельников не любит и не умеет.