В первые послевоенные месяцы и годы, когда Победа над нацизмом только начинала становиться историей, очень хотелось мира и красоты. Изобразительное искусство было широко представлено народу в своих классических и довольно избранных образцах. Везде можно было увидеть картины, несколько подправленные в своих названиях молвой: «Девятый вал» Айвазовского (как красиво гибнут под этим валом люди), шишкинские «Медведи на лесоразработках», суриковскую «Боярыню Морозову» (по дороге на избирательный участок) и просто «Золотую осень» Левитана.
Портреты вождей и членов Политбюро, само собой, были повсюду. И не было города или села, «Огонька» и календаря, библиотеки и вокзального ресторана, театров и кинотеатров, клубов и домов культуры, обкомов и райкомов, где бы ни светилась золотом огромная картина «Тост за великий русский народ» (1947 г., художник — лауреат Сталинских премий Михаил Хмелько).
Эта воистину историческая работа имеет свою предысторию и документальную основу. 24 мая 1945 года в Кремле состоялся прием в честь высшего генералитета Красной Армии. На этом приеме Иосиф Сталин произнес свой знаменитый тост. В 15-м томе его сочинений он излагается со ссылкой «По газетному отчету» (конечно же, газеты «Правда»). И прозвучал он под сводами кремлевского зала при полном блеске генеральских и маршальских орденов и погон:
«Товарищи, разрешите поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять этот тост за здоровье нашего советского народа, и прежде всего русского народа. Я пью прежде всего за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией (без комментариев. — Ю.И.) из всех наций, входящих в состав Советского Союза».
В зале слегка зашумели — «советского народа»… Генералиссимус сделал паузу и с присущими ему упрямством и безоговорочностью повторил: «Я пью прежде всего за здоровье русского народа!» Не будем сейчас это обсуждать — и так все ясно. Но немалый интерес представляет для нас и сегодня продолжение этого тоста! «У нашего правительства было немало ошибок… Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь»…
Вот какие случайно-неслучайные слова вырвались у «творца всех наших побед», тирана и самодержца! Я не помню, чтобы до этого, после этого хоть кто-то из вождей или первых лиц наций, руководителей партий или государств отважился бы на такую «крамольную» мысль, допуская, что его народ может сказать правительству: «Уходите прочь, вы не оправдали наших ожиданий»! А он сказал. А потом забыл. Редкостный случай.
Однако же советский художник должен отражать «прекрасную нашу действительность и величественные события». Желательно первым. Невзирая на молодость — дерзать!
Михаил Хмелько, киевлянин, сын рабочего-арсенальца (семья пребывала на оккупированной территории, что не красило художника), только закончивший Киевский художественный институт в мастерской К.Трохименко, — сразу же замахнулся на грандиозное и верное дело — отобразить встречу в Кремле и всю величественность тоста в громадной одноименной картине «Тост за великий русский народ».
И уже в следующем, 1948 году величественное многофигурное полотно было удостоено Сталинской премии. Первой. Вторую Сталинскую премию Михаил Иванович Хмелько получил через год за картину «Триумф победившей Родины». Это когда всем знакомые из кадров кинохроники победители бросают нацистские знамена к подножию Мавзолея. Но в красках.
Далее познакомим читателей со свидетельствами художников. Анатолий Петрицкий как-то смело спросил коллегу по институту и Союзу художников, председателем которого незамедлительно стал автор грандиозных полотен: «Миша, у тебя неплохая кисть, но почему ты все время рисуешь руководителей и генералов (плюс «Хрущев и Ватутин во время битвы за Киев»)?» — «Я так вижу!» — был гордый ответ. Видел он фото и хронику. И свою судьбу. Видел ли?
Говорят, что во время работы над «Тостом» и за прорисовкой важных фигур работу художника, ввиду важности темы, контролировал сам председатель президиума Верховного Совета Украины Гречуха. Не всегда был доволен широким мазком (как у Коровина — по словам художника). Советовал тщательнее прорисовывать портретное сходство руководителей и генералов страны. Так ли это?..
Картина «Тост за великий русский народ» была помещена на самое видное и почетное место в Национальном музее Украины. А сейчас хранится в его запаснике на рулоне. Если картину специально просветить, то вполне можно видеть не просто подмалевки важных фигур, но и замену их другими, как диктовало время, партия и правительство. Художник выполнял и эти «пожелания». То Жукова выслали в почетную ссылку в Одесский военный округ. То других маршалов и адмиралов понизили в ранге, а то и расстреляли, как Берию. «Художник» все аккуратно корректировал.
Михаил Хмелько шел за велением времени и всегда правильно все отражал. В патетической форме — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951—1952 гг.), где и Богдан Хмельницкий, и русские послы присутствуют, и оба народа в наличии. Оригинал «Навеки» — в Историческом музее Москвы. Эскиз — в Национальном музее в Киеве.
Еще художники вспоминают, как шутили во времена руководства М.Хмелько Союзом художников: «Союз под хмельком». Под изрядным хмельком оказался не только Союз, но и сам художник. Стал сильно пить. Начались семейные неурядицы. Деньги от Сталинских премий заканчивались. Стал вести себя как-то неадекватно, перестал узнавать знакомых. Преподавание в Художественном институте становилось неприличным.
Его уволили. И Михаил Хмелько умер от тоски и водки. Автор картины о самом грандиозном тосте…