UA / RU
Поддержать ZN.ua

САМУРАИ — ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ ЯПОНИИ

Самураи, сегун, дайме, хатамото... Кто они такие? Какую роль играли в сложной общественно-политической жизни далекого загадочного восточного государства?..

Автор: Ираида Сергейчук

Самураи, сегун, дайме, хатамото... Кто они такие? Какую роль играли в сложной общественно-политической жизни далекого загадочного восточного государства?

На рубеже XVI—XVII вв. в Японии закончился длительный период феодальных войн. На его последнем этапе шла непримиримая борьба за власть между князьями Хидеери и Токугава. В 1600 г. князь Иэясу Токугава разгромил своих противников в битве при Сэкигахара. Император особым указом передал ему политическую власть в стране и назначил сегуном — военным правителем Японии. Возник сегунат Токугава (1603—1867) — военно-бюрократический тоталитарный режим. Его целью было создание стабильного порядка, основанного на господстве феодалов. Титул и власть сегуна передавались по наследству. Император царствовал, но не управлял. Ему воздавались должные почести, но подчеркивалось, что божественному правителю не к лицу снисходить до какого бы то ни было общения со своими подданными. Опорой этого режима были самураи — военно-служилое дворянство, профессиональные воины.

Особый социально-политический статус и идеология самураев складывались несколько веков. Окончательно правила их поведения на службе и в быту закреплялись в «Своде законов военных домов», изданном сегуном Иэясу Токугава в 1615 г. В XVII в. в Японии было 400 тысяч самураев, вместе с членами семей численность этого сословия составляла 2 млн. человек при населении страны 28 млн. В основу военной организации самураев положен принцип «феодальной лестницы». На вершине этой структуры стоял сегун. Его вассалами были князья — дайме.

Вассалами князей были хатамото (буквально — знаменосцы). Самураи этой категории, как правило, становились чиновниками, занимали важные государственные посты, выполняли особые по- ручения. Вассалы вассалов — мелкие местные феодалы байсин — имели на службе несколько десятков воинов. На низшей ступеньке самурайской иерархии стояли рядовые воины — кэнин. Вне этой системы находилась большая группа самураев — ронин, которые потеряли своего господина и нигде не могли найти другой военной службы. Они участвовали в городских и крестьянских восстаниях, создавали банды разбойников, становились пиратами.

Воспитание самурая начиналось с рождения и заканчивалось в 15 лет. Юноша проходил обряд посвящения в самураи, получал настоящие боевые мечи, с которыми не расставался всю жизнь. Имелась отработанная веками система нравственной, военной и физической подготовки самураев, различные школы и направления боевых искусств. Главная их особенность — это выдвижение на первый план морально-этического воспитания, целенаправленное и кропотливое формирование в каждом воине определенных качеств, на которое не жалели ни времени, ни сил. Основой воспитания служил кодекс самурайской этики — бусидо (путь воина). В нем произошел синтез трех идеологических течений: синтоизма, буддизма, конфуцианства. Из японского учения синто была заимствована идея патриотизма, преданности императору, доведенная до абсолюта. Китайский дзэн-буддизм выдвигал концепцию самосовершенствования человека, выработки нужного психологического настроя путем медитации и вхождения в небытие перед лицом смертельной опасности. Морально-этическая доктрина конфуцианства исходила из строгого соподчинения в обществе и государстве, превосходства высших по положению над низшими и безусловного соблюдения раз и навсегда установленного порядка. Самурай был обязан четко осознавать свой моральный долг перед господином и беспрекословно выполнять возложенные на него обязанности. Главные принципы бусидо: верность господину, долг, мужество, скромность. В кодексе самурая давалась их точная трактовка, которая не допускала различных толкований, не требовала самостоятельных оценок и размышлений. Умение владеть собой и управлять своими чувствами доводилось до совершенства.

Высшей доблестью самурая, высшим подвигом и проявлением личного героизма считалась го- товность сделать харакири — самоубийство путем вспарывания живота. Слово «харакири» в дословном переводе значит «резать живот». Согласно философии буддизма, жизненный центр человека находится в животе (по европейским понятиям — в сердце). Самоубийство осуществлялось особым мечом по специальному обряду, который требовал точности выполнения. Надрезы делались по-разному, но обязательно так, чтобы внутренности выпали наружу, а совершивший обряд не остался жив. Причинами самоубийства являлись смерть господина, оскорбление чести, совершение поступка, позорящего имя самурая. Оно могло также осуществиться по приговору суда.

В японской истории имеются случаи харакири, которые трудно осознать европейскому уму. Так, братья Сакон, Наики и Хатимаро пытались убить сегуна Иэясу Токугава, считая, что он несправедливо обидел их отца. Покушение закончилось неудачно, суд приговорил молодых людей к самоубийству, а заодно и их 8-летнего брата, чтобы в будущем избежать кровной мести. Ребенка еще не учили выполнять харакири, справедливо считая, что в его возрасте это уметь не обязательно. Братьев волновало не то, что он ни в чем не виноват, а то, чтобы он умер правильно. Во время обряда мальчик сел между братьями, которые, терпя страшную боль, медленно рассказывали и показывали, что и как надо резать. Восьмилетний ребенок молча и хладнокровно выполнил обряд, не опозорив имени своего рода.

Кроме чисто профессиональных особенностей, присущих сословию воинов, самурай, по бусидо, должен был иметь такие качества, как благожелательность, милосердие, жалость, великодушие, симпатию к людям. К сожалению, высокие принципы бусидо и кодекс поведения не распространялись на все общество, на его низшие сословия: крестьян, ремесленников, торговцев. По отношению к ним самураи были грубы, жестоки, несправедливы. Один из законов Токугава гласил: «Простые люди, которые ведут себя недостойно по отношению к представителям воинского класса или которые обнаруживают недостаточное уважение к непосредственным и косвенным вассалам, могут быть зарублены на месте».

Система воспитания самураев включала физическую и военную подготовку. Путем многолетних тренировок вырабатывалась техника боя, сила, выносливость, мгновенная реакция и координация движений. Самурай должен был в совершенстве владеть боевыми искусствами и приемами рукопашной борьбы. Некоторые виды самурайских единоборств в настоящее время являются международными или национальными видами спорта. Это дзюдо — бой без оружия, кэндо — фехтование на мечах, кюдо — стрельба из лука. На их основе созданы также новые виды спорта. При воспитании самурая считалось, что сделать его безукоризненным профессиональным воином гораздо легче, чем выработать в нем соответствующее состояние духа.

В 40-х годах XVI в. у южных японских островов появились португальцы. С разрешения местных правителей они развернули пропаганду католичества, начали обращать население в свою веру, а также ввезли в страну огнестрельное оружие в обмен на золото. В 1575 г. в Японии впервые было использовано огнестрельное оружие в бою, что дало ошеломляющий эффект. Князья в своих дружинах стали формировать отряды стрелков из крестьян, нарушив монополию самураев заниматься военным делом.

В 1637 г. в Симабара близ Нагасаки произошло крестьянское восстание, направленное против произвола местного князя. Его участники были христианами и получили от португальских миссионеров огнестрельное оружие. В течение нескольких месяцев армия сегуна не могла разбить отряды презренного низшего сословия, что было неслыханным позором для самураев.

Сегуну помогли голландцы. Их суда обстреляли укрепления повстанцев из пушек. После подавления восстания сегун запретил христианство, миссионерскую деятельность и «закрыл» Японию для иностранцев. Под страхом смерти при любых обстоятельствах им запрещалось вступать на территорию страны. Чужеземный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смертной казни. Для ограниченных контактов с внешним миром сегунат оставил один порт — Нагасаки, куда дважды в год могли зайти китайские и корейские суда. Такое же право предоставлялось и голландцам в благодарность за помощь сегуну в 1637 г. Более двух веков Голландия была единственной страной Запада, которая имела определенные связи с Японией.

«Закрытие» Японии спасло ее от европейских колонизаторов, но одновременно законсервировало в неизменном виде существующие порядки, помешало экономическому и техническому развитию. За 250 лет существования сегуната Токугава в самурайской армии мало что изменилось и в тактике ведения боя, и в вооружении. В середине XIX в. западные страны силой оружия захотели «открыть» Японию. Здесь выяснилось, что самурайское войско неспособно эффективно противостоять небольшим, но вооруженным по последнему слову тогдашней боевой техники отрядам из США, Англии, Франции и других стран. Сегун, уступая обстоятельствам, подписал с европейцами серию неравноправных договоров (1854—1858). Эти события убедительно показали, что и сегунат, и его опора — самурайская армия изжили себя и не соответствуют новой исторической эпохе.

В 1867 г. в Японии произошла буржуазная революция, которая ликвидировала сословия, при- вилегии самураев и сделала всех граждан равными перед законом. Началась серия радикальных преобразований. В 1872 г. военная реформа отменила самурайское ополчение и ввела всеобщую воинскую повинность. Армия начала создаваться по лучшим мировым образцам. Однако и в новой армии сохранилось значительное влияние самурайства, его представители легко заняли высшие командные посты, офицерские должности. Идеологической основой остался кодекс бусидо. Насаждался «самурайский дух» с его худшими качествами — слепым фанатизмом, безумной верой в авторитеты, нетерпимостью к низшим по званию и положению, презрением и жестокостью по отношению к другим народам. Главными чертами императорского строя (1868—1945) стала милитаризация общества, внешняя экспансия, колониальные войны, агрессия по отношению ко многим странам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Японский милитаризм был наголову разбит во Второй мировой войне. По ныне действующей конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию, хотя в нарушение ст. 9 она имеет «силы самообороны».

Потомки бывших самураев создали несколько общественных организаций, которые изучают историю военного сословия феодальной Японии, гордятся его заслугами и высоким профессионализмом, а некоторые мечтают и о возрождении былого военного величия своей страны.