UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сальвадор, Тарасова гора и байкерская теща

Когда по улице проезжают колонной байкеры, это надо видеть. Не засмотреться на них невозможно — даже если вы ничего не смыслите в мотоциклах, не любите шума и пыли и вообще являетесь убежденным пешеходом...

Автор: Яна Дубинянская

Когда по улице проезжают колонной байкеры, это надо видеть. Не засмотреться на них невозможно — даже если вы ничего не смыслите в мотоциклах, не любите шума и пыли и вообще являетесь убежденным пешеходом. Они стильные и странные, они веселые и свободные, они рисковые и безбашенные, они все очень разные, а главное — другие.

У них редко бывают фамилии, ну разве что в паспорте, а так и среди своих, и на публике — звучные псевдонимы. Ашот Арушанов известен общественности под гордым именем Сальвадор. Пять лет назад он организовал крупнейший в Украине международный байкерский слет «Тарасова гора», ежегодно проходящий в начале июня в Каневе, у подножия одноименной горы. Сейчас, когда байкеры всей страны, и не только, уже подсчитывают дни, оставшиеся до слета, и готовят в путь свои чопперы, круизеры или спорт-байки, мы разговариваем с главным киевским байкером Ашотом Сальвадором о его стиле жизни, друзьях, путешествиях и многом другом.

— Ашот, расскажите, как вы сами стали байкером и Сальвадором?

— Внутренне я давно, еще с юности, чувствовал, что когда-нибудь сяду на мотоцикл. Но так сложилось, что эта мечта реализовалась у меня только в тридцать лет. И вот уже семь лет я катаюсь. А почему Сальвадор? Потому что я очень люблю Сальвадора Дали, этого великого безбашенного испанца, его творчество. Одно время я жил в Крыму, мы с ребятами открыли там кафе и назвали его «Сальвадор». Там ко мне и прилипло это имя. А потом, когда я уже начал кататься, нас часто путали с крымским байкером Ашотом, и я напомнил общественности о своем псевдониме. Мне кажется, я похож на этого художника тем, что, как и он, немножко чокнутый. И рисовать тоже люблю.

— Чтобы стать байкером, достаточно купить мотоцикл или нужно что-то еще?

— Тут уже в вопросе заложен ответ. Конечно, купить мотоцикл недостаточно. У многих он есть и стоит себе в гараже, некоторые на нем выезжают изредка, другие в основном друзьям показывают, а знаю таких, которые просто музыку слушают, сидя на мотоцикле на даче. Нужно ездить, нужно этим жить, нужно это чувствовать — только тогда можно называться байкером.

— Что представляют из себя байкерские слеты? Сколько их в Украине, много ли народу собирают?

— Это сбор старых друзей и новых молодых знакомых, собрание единомышленников. В буквальном смысле слова слет — мы же летаем на мотоциклах, просто низко-низко над землей. Слетаемся со всей Украины, а также из многих других стран. В этом году на «Тарасову гору», которая пройдет с первого по третье июня под Каневом, приедут представители десяти стран, если не больше. Это же весело, классно, радостно — приезжать отовсюду и встречаться в одном месте.

Таких больших байкерских слетов в Украине два — «Гоблин-шоу» в Одессе и «Тарасова гора». В Одессе его начали проводить благодаря известному в мотосреде персонажу по имени Андрей Гоблин, он организовал свой слет года на три раньше, чем я «Тарасову гору». Но мы их уже догнали: наша география стремительно расширяется, а количество людей, которые посещают наш слет, растет ежегодно раза в полтора, а то и в два. На Пятой международной мотоконференции в Москве наш слет признан одним из трех лучших мотомероприятий СНГ за 2006 год.

— Что же там происходит, кроме неформального общения?

— На «Тарасовой горе», как и на многих других слетах, проходит два дня концертной программы, у меня многие известные рок-группы играют. Все происходит на базе на берегу Днепра: соответствующая обстановка для расслабления, отдыха после дороги, общения с друзьями. А главный пункт нашей программы, который всегда остается неизменным, — ежегодное посещение самой Тарасовой горы, где похоронен Тарас Шевченко.

— У вас есть прикольный термин «Мотошевченковские дни». Это вообще как? И как складываются у байкеров отношения с Кобзарем?

— Есть Шевченковские дни — в конце мая, но в эти дни приехать на Тарасову гору на мотоциклах невозможно, потому что там все занято представителями правительства, иностранными гостями и так далее, весь Канев оцепляют. Вот мы и приезжаем через неделю, и это у нас «Мотошевченковские дни».

А отношения с Кобзарем очень неплохо складываются, люди по-новому открывают для себя и этот край, и творчество самого Шевченко. Как сказал наш старший товарищ Юра Магистр еще на самом первом слете: «Если бы Шевченко жил сейчас — он был бы байкером!».

Я Сальвадор, люблю Испанию, творчество Дали, а Шевченков край — сердце Украины, территориально и духовно. Поэтому на эмблеме «Тарасовой горы» они оба, два сына своих наций, изображены вместе на двухцилиндровом моторе мотоцикла. На одном цилиндре — Шевченко, на другом — Дали.

— В этом году будет пятая, юбилейная «Тарасова гора». Придумали какую-нибудь фишку, такое, чего раньше не было?

— Формат в общем-то остается тот же самый, просто все будет намного ярче. Больше гостей из разных стран, в Каневе нас прямо под горой будут встречать представители Каневской мэрии и лично мэр, дети из местного интерната. Там же состоится импровизированный концерт, чего до сих пор не было. Ну и, конечно же, наш основной концерт на базе должен получиться очень ярким, с лазерным шоу, с салютами. Примут участие известные рок-группы, в частности хотим пригласить группу System of a Down из Армении, у них такое неповторимое звучание, такой армянский рок! Когда я последний раз ездил в Армению, там специально для нас эта группа играла, и мне очень понравилось, захотелось их пригласить.

— Вы много путешествуете. Только что вернулись из Израиля, за месяц до того были в Америке. Всегда на мотоцикле?

— Ну, не мотоциклом единым жив байкер. В Израиль я ездил не на мотоцикле и не для мотоцикла, а просто в паломнический тур на неделю, на Пасху. Мы посетили многие святые места, где ходил Христос, где его распяли, где он воскрес, были на сошествии благодатного огня. Впечатления от поездки я на днях помещу на своем сайте www.tarasova-gora.com.ua, хоть это и не касается мотоциклетной темы. Но все мы люди, многие из нас христиане, и нашим байкерам будет интересно увидеть это моими глазами.

А в Америке мы брали мотоциклы и катались. Мы ездили на байкерский слет в Дейтон, я там набрался опыта, много чего можно перенять. Этот слет проводится в 66-й раз, там все уже налажено, целая индустрия. Впечатлило с самого начала буквально все. В Дейтон приехало около трехсот тысяч байкеров как минимум, мотоциклов просто немеряно! Впечатлила сама обстановка, атмосфера. Рядом океан, жарко, дороги классные, очень красивые мотоциклы, дружелюбные люди. Множество концертов, праздников. У нас все происходит в одном месте, там таких концертных площадок получается сорок-пятьдесят в течение недели по всей округе. Везде катайся, везде все новое, музыка играет, все рады друг другу. Классно, в общем.

— Приходилось читать об агрессивных мотобандах на американских дорогах. Есть такие? Как их отличить от «мирных» байкеров?

— Резкого деления на мирных-агрессивных нет, просто есть «клубные» байкеры, они, так сказать, ортодоксы, а есть более лояльное движение одиночек, таких, как я. Я в этом вижу свободу от всяких обязанностей и прав: надо мной есть один президент и, по-моему, хватит. Я служил в армии, знаю, что такое устав — это не мое. Но если кому-то оно близко, они этим живут, в каком-то смысле нашли себя... Есть основатели и приверженцы клубного движения и в Америке, и в нашей стране. Агрессивностью они не выделяются, ни на кого не бросаются, но, скажем, в Дейтоне имеется разграничение, куда можно «клубным» заходить, общаться и веселиться, а куда нельзя. Есть места, где написано: no colors. В большинстве баров и увеселительных заведений нежелательно появление «клубных»: не знаю, наверное, считают, что без них спокойнее. А есть места, где, наоборот, тусуются одни «клубные». Но лично я видел, как они дружно и мирно стояли, общались. Лишь бы их никто не задел, а как только заденут, тогда, пожалуй, начнутся проблемы.

— Насколько однородно байкерское движение в Украине? Есть разные течения? Как они находят общий язык?

— У меня демократичный слет, где объединены все течения: и спорт-байкеры приезжают, и чопперисты, и просто каферейсеры, и дальнобойщики-мотопутешественники... И бывалые ребята приезжают, и новички, и клубы, и одиночки. Как говорят люди со стороны, самый душевный слет.

Вообще, конечно, какие-то негласные разделения есть, это не какие-то жесткие рамки, но не могут же быть все равны и одинаковы, это ведь тоже часть общества. Тут зависит и от возможности купить себе дорогой мотоцикл или ездить на чем-то попроще. Я, например, два года ездил на переделанном «Днепре». Еще зависит от того, какая езда тебе нравится: отжигать на спортивном мотоцикле или ездить степенно на каком-то чоппере или круизере. Плюс еще клубы или одиночки, да и внутри себя каждый клуб как-то живет, варится. Многие клубы приезжают к нам на слет если не всем составом, то представителей своих отправляют. По большому счету, различия незначительные. Для общения человека с человеком совершенно неважно, на каком мотоцикле ты ездишь или в каком клубе состоишь.

— Как складываются отношения байкеров с гаишниками?

— Да точно так же, как у всех людей. Никаких особых проблем нет, уже ведь не семидесятые годы, когда милиция гонялась за рокерами на «Явах» и «ИЖах». Сейчас все нормально: если нарушил — остановят. А бывает, просто останавливают мотоцикл посмотреть.

— На одесской трассе под Белой Церковью установлен памятник погибшему байкеру. Это ваша инициатива?

— Нет, он установлен по инициативе уже упомянутого Юры Магистра из Белой Церкви. А я оказывал посильную помощь, продвигал эту идею, собирал деньги...

— Как часто байкеры гибнут?

— Да что говорить, если сезон практически даже не начался, а уже пять человек погибло в этом году. Весенний синдром: всю зиму ждут, а тут наконец-то дорываются, и случается такое. В основном, как я уже не раз говорил в интервью, по вине автомобилистов. Восемьдесят процентов аварий — из-за разворота по сплошной. Машина разворачивается, и водитель не видит мотоцикла. Наверное, еще нужны годы, чтобы автомобилисты поняли: они не одни на дороге, есть двухколесное движение — мотоциклисты, скутеристы, велосипедисты. Этих людей просто не замечают. Вот и гибнут наши, царство всем небесное. Конечно, случается и по собственной неосторожности: большинство молодых покупают резвые спортивные мотоциклы... Мы решили поставить памятник, чтобы каждый мог или помолиться, или просто вспомнить, что многие из наших ушли на тот свет. И что мы тоже можем туда попасть, а когда — только Богу известно.

— Неужели такой риск чем-то оправдан?

— Ну что сказать? Как говорится, все под Богом ходим. Пока катаемся — катаемся, а там уже как получится. У меня было две крупные аварии, слава Богу, все обошлось. Как-то в Крыму на серпантине уснул на две секунды и оказался в кювете, а в другой раз — та же самая классика жанра: передо мной выехал «жигуль» по сплошной. Бывает, но чтобы из-за этого вообще не кататься — это тоже ведь не вариант. Ездим и надеемся, что с нами подобного не случится.

— Правда ли, что байкеры — движение совершенно аполитичное? Вот вы говорите, над вами один президент. А взяли бы какую-нибудь политическую партию в спонсоры вашего слета?

— В спонсоры не взяли бы. Но когда была необходимость выразить свою симпатию — сейчас не буду рекламировать кому, — то я спросил у ребят, моих друзей: вы готовы поддержать? Это не была предвыборная кампания, не была агитация, а просто надо было выразить человеку свое положительное отношение. И съехалось около трех десятков совершенно разных людей, не за деньги, не за спонсорство, — мы проехали колонной и показали, что мы за этого человека.

— Зная, что вы дружите с Шоном Карром, нетрудно догадаться, о каком человеке речь...

— (смеется) Да, о байкерской теще.

Мы с Шоном дружим уже года три, с самого начала, как он приехал. И с ним дружу, и с Женькой, мы вместе ездили в Америку. И тут нет ничего такого, как думали некоторые люди, корыстного: мол, за что-то, для чего-то... Совершенно не для чего-то и не за что-то. Только на четвертый месяц нашего знакомства и общения я узнал, что она дочка, а он зять Юлии Владимировны. Мы просто дружим, чем могу, я ему помогаю, чем он может, он мне помогает. Нормальные человеческие отношения и с ним, и с Женей.

— Много ли среди байкеров женатых людей? Как байкерские жены терпят такой образ и стиль жизни?

— Да у нас примерно такое же соотношение женатых и молодых-неженатых, как и везде. Большинство ребят уже со своими половинками. Половина половинок сами любят кататься с ребятами, другая половина — любит встречать дома после поездок. А вот я, например, до сих пор не женат, все никак не могу свою Галу найти.