Сегодня в ходу стальные соковыжималки в виде пингвина, похожие на штамповальный аппарат, полуавтоматические устройства для разрезания ананасов, хромированные футляры для хранения зубочисток в форме ракеты. Предметы домашнего обихода приобретают все более невероятный облик. Нет, пожалуй, ни одной сувенирной лавки, где бы не стояли на полках солонки и перечницы в виде мышек, и ни одной квартиры преуспевающих менеджеров, в которой не было бы чайника с замысловатым свистком.
Но где проходит граница между оригинальным дизайном и плохим вкусом? Корреспондент побеседовал на эту тему с Инго Маурером, известным мюнхенским дизайнером осветительных приборов. Его конструкции считаются образцом изобретательного элегантного дизайна. Музей «Метрополитен» включил шесть работ Маурера в свою постоянную экспозицию.
- Что вы скажете о соковыжималке в виде пингвина?
- Ничего хорошего. Чепуха какая-то.
- Почему вы так думаете?
- Это пример неудачной шутки в дизайне. Юмор, по моему разумению, живет только одно мгновение, и его нельзя «заморозить» в изделии, которое выпускается промышленным способом. Пингвин - это чудесное существо. В нем есть нечто возвышенное и комическое одновременно. Делать соковыжималки в виде пингвина - эту идею я считаю настолько абсурдной, что не могу понять, как она вообще кому-то пришла в голову.
- Что вас особенно смущает?
- Индустриализация юмора. Когда пытаются втиснуть его в форму, повторяющуюся миллион раз, юмор умирает. Его нельзя производить машинным способом. А уж если это делается, то следует ограничиться малыми сериями.
- К бананорезке в форме банана это тоже относится?
- Забавная вещица, но кому она нужна?
- В продаже появился и прибор для чистки спаржи в виде щипцов с двумя ножами.
- Это один из товаров, которые должны заставить хозяйку поверить, будто они облегчают ей жизнь. На самом деле достаточно иметь два обыкновенных ножа и разделочную доску. Важно знать и то, сколько времени уходит на работу. Если новым устройством спаржу приходится чистить дольше, чем старым ножом, ни чего хорошего тут нет. Мне в данном случае безразлично, как выглядит этот инструмент - красивый он или нет.
- Почему же современные кухонные принадлежности так хорошо раскупаются?
- Люди привыкли думать, что новое лучше старого. Да и внешний вид у этих товаров необычный. Покупатели словно не замечают, что за них приходится много платить. Если за пингвина из стали нужно выложить изрядную сумму денег только для того, чтобы получить возможность каким-то оригинальным способом выжать сок из пары апельсинов, тут что-то не так.
- Но в современном кухонном дизайне все-таки присутствует иногда хорошее чувство юмора?
- Иногда присутствует. Например, в чайниках с причудливыми носиками, которые свистят на разные лады. Такое ощущение, что у них есть душа.
- Какое значение вы придаете юмору в своей собственной работе?
- Когда я работаю, мне не до юмора. Но какие-то вещи у меня получаются с юмористическим оттенком. Если это происходит, значит, так тому и быть. Те немногие работы, о которых говорят, что они не лишены чувства юмора, родились у меня спонтанно. Лампа в виде сердца, например, задумана как подарок друзьям на свадьбу.
- Есть ли в вашей квартире вещи, выполненные в стиле шутливого дизайна?
- Нет, я люблю простоту. И на кухне отдаю предпочтение вещам, хорошо выполняющим свою функцию. Мне больше по душе обычная соковыжималка из пластмассы, а не какой-нибудь прибор с внешностью летающей тарелки, которым неудобно пользоваться.
Газета
«ЗЮДДОЙЧЕ ЦАЙТУНГ»