В целом минувший год был достаточно благоприятным для развития отечественного туристического рынка. Спасибо погоде — она почти не проказничала и подарила курортникам именно то, что от нее ждали. В Крыму уже в мае начался полноценный сезон, да и в начале октября многие отдыхающие еще плескались в двадцатиградусной морской воде. Повезло и любителям зимнего отдыха: в конце ноября в Карпатах выпал густой снег, и в украинской столице горнолыжного туризма — поселке Славское — сразу же заработали полтора десятка подъемников.
Но погода — только одна из причин роста туристического рынка. Второй, и немаловажный фактор связан с выросшими доходами населения. Люди, если верить статистике, стали зарабатывать больше. А платежеспособный спрос — основа развития туризма и курортов.
К сожалению, не стала фактором роста адекватная, сформированная с учетом глобальных вызовов, государственная политика. Правильнее написать: ее просто нет. Решение УЕФА о проведении в 2012 году в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу всего лишь привлекло на какое-то время внимание власть имущих к проблемам отрасли. Однако чиновники — уже который год подряд! — не смогли предложить внятных рецептов создания благоприятного делового климата для обустройства туристической инфраструктуры.
В 2007-м отечественный туррынок продолжал демонстрировать рост по всем основным показателям. Увеличилось количество туркомпаний, количество обслуженных туристов, количество мест размещения.
Туристические услуги предоставляют 3350 лицензиатов. Количество занятых в отрасли специалистов достигло 21,2 тыс. человек (это на 3% меньше, чем в прошлом году). Объем предоставленных туроператорами и турагентами услуг увеличился почти на четверть и по итогам 2007 года составит, по прогнозным данным, не менее 3,2 млрд. грн. Если верить отчетности туристических предприятий, за первые три квартала 2007 года было обслужено 303,9 тыс. иностранных туристов, 1,5 млн. внутренних туристов, а также 236,6 тыс. украинцев, решивших съездить за рубеж с туристической целью.
В международном сегменте заметнее всего росли турпотоки из близлежащих стран — Молдовы, Беларуси, Польши, Румынии и Венгрии. Правда, количество организованных туристов при этом уменьшилось на 15%. Рост туристического потока из стран ЕС обеспечен в основном увеличением количества приехавших из Эстонии, Латвии, Великобритании, Италии.
Выездной поток в 2007 году также увеличился — по предварительным данным, на 6%. Интересная деталь: в выездном сегменте наблюдается заметное увеличение организованного туризма. Охотнее, чем в прошлом году, украинские граждане отправлялись на экскурсии в Беларусь, Польшу, Австрию, Турцию и Египет.
Но основной сегмент бизнеса — внутренний туризм: он занимает три четверти рынка. При этом специалисты полагают, что внутренний туризм — не только самый массовый, но и самый сложный. Да, увеличилось число достойных мест размещения, предлагающих свои услуги по разумным ценам. Да, значительно выросла популярность туров выходного дня и однодневных туров — соответствующие услуги, по словам экспертов, стали популярнее раза в два. Да, появилось множество новых интересных программ, которые выполняются региональными туроператорами. Однако есть немало но. И главное — сложность ведения бизнеса.
Внутренний туризм, по общему признанию специалистов, страдает из-за чрезмерной конкуренции. Она обостряется за счет присутствия на рынке турфирм из других стран, в том числе России, Беларуси, Турции, Египта, Чехии. Фирмы с иностранным капиталом поддерживаются правительствами своих стран, а некоторые получают прямую подпитку из бюджета. В Украине же такой практики нет.
Проблема номер два — инфраструктура. В нашей стране почти не возводится новых отелей, темпы их строительства весьма незначительны из-за малой инвестиционной привлекательности многих потенциальных и реальных туристических проектов. В то время как на зарубежных рынках вложение средств в туриндустрию выгодно и имеет долгосрочную перспективу. Даже по сравнению с Россией мы значительно отстаем по темпам строительства туристических объектов. Если в Украине построены всего три крупных гостиничных комплекса высшего класса, принадлежащие международным отельным сетям, то в России счет таким объектам идет на сотни. Причем в РФ внимание «сетевиков» сконцентрировано не только на Москве и Санкт-Петербурге, но и на многих других регионах.
С другой стороны, у нас постоянно растет количество потенциальных туристов (как уже было указано, в связи с улучшением благосостояния граждан). Но возможности операторов ограничены, и возникают ситуации, когда турфирмы не могут удовлетворить спрос на туристические услуги. Причины возникновения искусственного дефицита на туррынке — ограниченные возможности авиаперевозчиков и отельеров: в некоторых регионах не хватает мест размещения не только в «высокий» сезон.
Не продвинулась Украина и в решении еще одной вечной проблемы — убогий сервис. Отелей, имеющих энное количество «звездочек», по-прежнему немного, а некоторые регионы таких объектов не имеют вообще.
Отрадно, что, несмотря на отсутствие государственной поддержки, крымская индустрия путешествий в этом году сработала лучше, чем в прошлом. Коэффициент заполняемости работающих санаторно-курортных учреждений автономии в июне—августе составлял 95—97%. В летний сезон на полуострове работало свыше 580 здравниц. По информации горисполкомов и райгосадминистраций курортных регионов АРК, общее количество отдохнувших (с учетом так называемых дикарей) выросло по сравнению с прошлым годом на 11%.
Кстати, сегодня по формальным признакам к курортам можно отнести лишь 27 отечественных территорий, однако все они не отвечают требованиям Закона «О курортах» в полной мере. Продолжает уменьшаться количество оздоровительных и санаторно-курортных заведений. В частности, ныне в Украине работает 520 санаториев и пансионатов с лечением (в 2005 году их было 524, а в 2001-м — 555). Функционирует лишь 277 санаториев-профилакториев (а год назад их было почти 300). Аналогичная ситуация и с домами отдыха, турбазами, детскими оздоровительными учреждениями.
Думается, основными приоритетами инновационной модернизации курортно-рекреационного потенциала Украины должны стать развитие их материально-технической базы, создание условий для привлечения иностранных и отечественных инвестиционных и кредитных средств на реализацию инновационных проектов, а также переход к применению международных (инновационных по сути) стандартов в рекреационном и курортном процессе. Не лишней будет и организация контроля за установлением и применением экономически обоснованных цен и тарифов на услуги, которые предоставляются курортными учреждениями в соответствии с уровнем сертификации объектов.
В последнее время политики и высокопоставленные чиновники стали больше уделять внимания туризму и курортам. Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, в 2012 году, если УЕФА не изменит своего решения, Украина будет принимать финальную часть чемпионата Европы по футболу. Во-вторых, президент Украины подписал указ, объявляющий 2008-й Годом туризма и курортов.
Тем не менее отечественная туристическая сфера практически лишена действенной управленческой вертикали. Если на национальном уровне функционируют (правда, без надлежащего финансирования) профильное Министерство культуры и туризма, а в его составе — специализированный орган (Государственная служба туризма и курортов), то на уровне многих регионов работа по развитию индустрии путешествий и сопутствующих услуг (экскурсии, гостиницы, защита прав туристов и организация их безопасности) практически не ведется.
Во многих областных администрациях созданы управления культуры и туризма. Но реальность такова, что эти структуры созданы на базе управлений культуры. Поэтому основной упор делается на отслеживание и финансирование работы библиотек, музеев, театров. А вот туризмом, как правило, реально занимается всего один или два специалиста. Причем в большинстве случаев речь идет о специалистах не в области государственного управления, а знатоках местной экскурсионки, которые хорошо знают маршруты и достопримечательности, но не более.
Недавно автор этих строк побывал в командировке в Черниговской области. Решил позвонить в управление культуры и туризма — с просьбой предоставить самую общую информацию о развитии отрасли (сколько турфирм работает, сколько отелей открыто, сколько туристов обслужено и т.д.). Сначала мне ответили, что такой информации... нет. Потом посоветовали вернуться в Киев, составить запрос, поставить на документе печать и отправить его по почте. А затем дали еще один совет: почитать туристический путеводитель. И отправили за путеводителем на другой конец города — в методический центр. В этом центре я действительно нашел путеводитель, но… в единственном экземпляре. Разумеется, его мне не дали… Ладно я, а как быть иностранцу?..
Однако вернемся к управленческой вертикали. В некоторых областях туризм фактически «разбросан» по разным подразделениям. За стратегию развития туризма отвечает одно управление, за гостиницы — второе, за качество услуг и безопасность туристов — третье. Такое положение наблюдается в Винницкой, Кировоградской, Львовской и Харьковской областях. Чтобы составить небольшую справочку, нужно сильно потрудиться и привлечь к этой работе специалистов разных структурных подразделений. О какой слаженности, мобильности и т.п. вещах при подобном раскладе может идти речь?..
Чтобы получить разрешение, скажем, на эксплуатацию пляжа, предпринимателю нужно собрать энное количество подписей чиновников. Какое это должно быть количество — в каждой области решают сами. Где-то — три, где-то — пять, а где-то — все девять. Несмотря на строгости и бюрократизм, которые имеют место при принятии решения о функционировании пляжа, например, в Запорожской, Одесской и Херсонской областях практически не выделяются деньги на берегоукрепительные работы и благоустройство. Наиболее плачевная ситуация в Скадовском районе, где из-за пассивности чиновников пляжная зона может быть вообще утрачена.
Региональные чиновники до сих пор не смогли оформить необходимые документы для того, чтобы такие города, как Трускавец, Хмельник, Славянск, Скадовск, получили статус курорта. Да, это так: формально Трускавец не является курортом! Поэтому в центре города можно вырубать деревья, строить ларьки и жарить шашлыки…
Некоторые регионы пытаются активизировать туризм с помощью нетрадиционных ноу-хау. К примеру, в Сумах при местном краеведческом музее создали информационный туристический центр, который, по идее, должен был предоставлять данные путешественникам о тех или иных маршрутах, достопримечательностях, свободных местах в отелях и т.д. Но денег не выделили. В результате центр прекратил работу...
И все же в прошлом году в системе управления отраслью наконец-то был разработан фундаментальный документ — проект Стратегии устойчивого развития туризма и курортов в Украине. Согласитесь, нонсенс: 16 лет туриндустрия независимой Украины развивалась без стратегических ориентиров. И без стратегических прогнозов! Что будет в отрасли через три года, через пять, десять лет — не знал никто. Какова главная цель государственной политики в сфере туризма и курортов? Какие перед ней стоят задачи? Как оценить ее результативность?.. Казалось бы, вопросы понятные и даже простые. Однако разные специалисты дают на них неоднозначные ответы.
Сейчас эта проблема «почти решена»: проект не только разработан, но и прошел процедуру общественных слушаний. Несмотря на то что было высказано много дельных конструктивных предложений по совершенствованию структуры и содержания документа, в ближайшее время проект может быть рассмотрен на высшем уровне. Если, конечно, там захотят заниматься такими «мелочами», как Стратегия развития туризма и курортов…
Следует добавить, что консолидирующую роль в разработке проекта Стратегии сыграли специалисты Научного центра развития туризма и курортов Украины. Эта структура вообще заметно преобразилась: если раньше ни общественность, ни многие руководители туристических предприятий и даже некоторые «туристические» чиновники вообще не слышали о ней, то сейчас результаты работы центра известны всем заинтересованным лицам, известны и планы научных исследований.
Как известно, на культуру финансовые ресурсы всегда выделялись по остаточному принципу. Поскольку туризм «присовокупили» к культуре, то весьма логично, что по этому же принципу стал финансироваться и он. Но туризм получает даже меньше, чем культура. Почему? Да потому, что, как мы уже сказали, в управлениях культуры и туризма подавляющее большинство чиновников — выходцы «из культуры», а специалист по туризму со своими бюджетными запросами к начальству пробиться попросту не может. К тому же нередко «туристические» деньги расходуются на культурные акции. Скажем, управление оплатило концерт, а затем записало расходы на туристическую программу — мол, туристов же этот концерт привлек!
В 2007 году было принято решение о выделении на реализацию программ развития туризма и курортов около 23 млн. грн. Как расходовались эти деньги? Государственная служба туризма и курортов хранит по этому вопросу (по крайней мере пока) гордое молчание. Не нашлось денег ни на финансирование участия украинских туроператоров во многих туристических выставках, ни на пресс-туры для иностранных журналистов, ни на создание качественных буклетов и путеводителей. Будем надеяться, ситуация прояснится, когда наступит пора отчитаться о проделанной работе перед широкой общественностью — на этот счет есть соответствующий указ президента.
Впрочем, удалось узнать, что значительную часть денег из вышеупомянутой суммы — свыше восьми миллионов — направили на финансирование пиар-кампании «Україна запрошує». Думаю, будет полезным тщательнее присмотреться к этому проекту, поскольку на его реализацию деньги (и немалые) нашлись, а вот на сотни других инновационных проектов их не осталось.
Презентацию «Україна запрошує» построили с размахом. Фешенебельный отель, гламурные ведущие, звуковые эффекты, плазменные экраны, в перерыве — фуршет, а потом еще и шикарный банкет. По субъективной оценке, казне это пиршество обошлось не менее 800 гривен на одного приглашенного, коих было свыше двух сотен. Все расходы, надо полагать, были списаны на продвижение украинского туристического продукта.
На презентации заместитель министра культуры и туризма Михаил Кулиняк прочел заранее заготовленную справку, из которой присутствующие узнали, что развитие сферы туризма и курортов — один из приоритетов государственной политики. Затем гостям продемонстрировали рекламный видеоролик, который, по замыслу чиновников, нужно разместить на зарубежных телеканалах. Не буду давать оценку креативности подхода его создателей, но как человек немало путешествующий смею предположить: дотошный иностранец его просто не заметит — поверьте, он уже и не такого насмотрелся.
Да ладно с ним, с креативом. Ни журналисты, ни туристическая общественность не смогли получить ответы на базовые вопросы. Почему был выбран именно этот проект? Что считать успехом проекта? Какова плановая эффективность его реализации? Когда и кем проводились тендеры? Будут ли привлекаться средства частных инвесторов, и если да — то когда и в каком объеме? Какие именно коммерческие структуры и в каком объеме получат финансирование из бюджета и за выполнение каких именно работ?.. Почему-то пресс-конференции вышеупомянутая презентация не предполагала.
Когда знакомился с содержанием розданных документов, не покидало ощущение, что где-то когда-то подобное в нашей стране уже было. И вспомнил! 2001 год, презентация проекта «Україна відома». На «відомий» проект, который должен был точно так же продвигать украинский туристический продукт за рубежом, из госбюджета выделили 20 миллионов гривен. Проект просуществовал полтора или два года, а потом тихонько «скис». По крайней мере, на его сайте последний пресс-релиз датируется 2003 годом. И никакого отчета перед общественностью — какие результаты получены, эффективно ли потрачены бюджетные деньги, какие коммерческие структуры получили финансы и на создание каких именно продуктов и работ их потратили, прозрачным ли был механизм выделения и расходования средств...
Короче, господа, с Новым вас годом — Годом туризма и курортов в Украине!