UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЫЦАРЬ НАУКИ

«Жизнь коротка, наука вечна». Таким был творческий девиз Ивана Сикорского, отца великого изобретателя вертолетной техники...

Автор: Андрей Ткач

«Жизнь коротка, наука вечна». Таким был творческий девиз Ивана Сикорского, отца великого изобретателя вертолетной техники.

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения одного из самых великих умов ХХ века - Игоря Сикорского. Его юбилей у нас был отмечен весьма скромно. А ведь он, создав первый в мире вертолет, реализовал идею самого Леонардо да Винчи! Еще в студенческой юности, во время учебы в Киевском политехническом институте, Игорь спроектировал и построил два геликоптера. После большевистского переворота Сикорский эмигрировал в США и в результате многих злоключений стал совладельцем авиастроительной фирмы «Уэстленд-Сикорский», где в 1939 году поставил производство вертолетов на поток.

Естественно, он вошел в контекст трех культур - украинской, русской и американской. Но зачем же полностью отлучать его от украинского народа, как, впрочем, и Кибальчича, Циолковского, Королева, множество других выходцев из нашей страны? Сикорский таковым уже был. Просмотрите статью «Вертоліт» в т. 2 «Української радянської енциклопедії» (К., 1960). Ни слова о нем или его детище… Полагаю, тому было две причины. Первая - факт эмиграции в Соединенные Штаты, вторая - именно то, что он все-таки был и сознавал себя украинцем. Во всяком случае, в штате Коннектикут (здесь обосновался Сикорский, здесь поныне работает его завод) я познакомился с людьми, которые хорошо знали его семью. Второе обстоятельство они подтверждают многими фактами и комментариями…

К сожалению, генеалогия Игоря Сикорского исследована мало. Та же «Українська радянська енциклопедія» в т.13 утверждает, что он родился в Киеве «в семье врача». А отец был не просто врачом, а видным ученым, разрабатывавшим проблемы терапии, гигиены, психиатрии, психологии, педагогики. Его имя было хорошо известно коллегам как в Российской империи, так и в Европе. Собственно, воспитав будущего автора вертолета, пионера многих направлений в самолетостроении, он на практике реализовал свои теоретические разработки в области человековедения.

Иван Алексеевич Сикорский родился в 1842 году на Киевщине, в селе Антонове Сквирского уезда. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили его учиться в Киев, в духовное училище. Отлично окончив это заведение, он поступает в семинарию. Накануне выпуска Иван решил получить аттестат зрелости и поступить в Университет св. Владимира. Несмотря на нехватку литературы (многие книги приходилось просто переписывать), он так сдал сложнейшие экзамены в знаменитой Первой гимназии, что в виде особого исключения был зачислен в университет как ее стипендиат. Так Иван Сикорский стал студентом естественного факультета.

Его интересовала человеческая душа, но сначала он решил изучить природу растений и животных. Глубоко освоив программу двух курсов, Иван перешел на медицинский факультет. По окончании университета талантливый исследователь пишет диссертацию «Лимфатические сосуды легких» и в 1871 году становится доктором медицины. Все это время было для него периодом материальных лишений. В семье было 12 детей, и после зачисления Ивана в университет родители смогли дать ему лишь 3 рубля да самовар. Недоедал, часто жил на грани голодухи, но шел к своей цели упорно и неотвратимо.

К сожалению, в Университете св. Владимира не было кафедры психиатрии или нервных болезней и Сикорский вынужден был уехать в Петербург. Там он стал ординатором клиники душевных и нервных болезней при Военно-медицинской академии. Особую известность в столице обрел своими точными диагнозами. Сам Боткин приглашал его участвовать в консилиумах.

Постепенно молодой ученый приобретал международную известность. Например, его статья «О явлениях утомления при умственной работе» была перепечатана западными журналами в переводе на французский и английский языки. В 1882 г. И. Сикорский получил персональное приглашение на Международный съезд гигиены в Женеву. Он сделал доклад «О детях, трудных в воспитательном отношении», ставший одним из самых заметных событий конгресса. В итоговых документах съезда был отмечен новаторский подход автора к актуальному для всей мировой науки вопросу.

Детская проблематика была для Ивана Алексеевича приоритетной во всем том комплексе, который тогда называли «учением о здоровой и больной душе». Это не только психиатрия, но и ряд смежных отраслей науки и медицины. Многие его труды («Воспитание в возрасте первого детства», «Об умственном и нравственном развитии детей» и др.) оперативно издавались в различных странах Европы. А практически не известная ныне ни в Украине, ни в России книга «Душа ребенка» была переведена, как отмечают американские исследователи, «на все европейские языки». В Германии она издавалась не менее 15 раз и стала «настольной книгой немецкого учителя». Слышали о ней хоть что-нибудь выпускники советских пед- и медвузов?.. Если да, то единицы, и только потому она неизвестна, что ее автор - отец эмигранта.

В 1884 г. Сикорскому поступило из Москвы предложение возглавить кафедру. В то же время было принято решение создать кафедру душевных и нервных болезней в киевском университете. Сикорский, не колеблясь, решил вернуться на родину. В следующем году он стал профессором Университета св. Владимира. Более 25 лет читал лекции не только студентам медицинского факультета, но и будущим юристам, педагогам, писателям. Ученый с мировым именем преподавал психологию гимназистам, и наверняка среди его слушателей были юные Михаил Булгаков и Константин Паустовский.

Параллельно Иван Алексеевич практиковал в клиниках и больницах. Очевидцы свидетельствовали, что он владел «необыкновенным искусством - управлять расстроенным умом и безумной волей. Там, где больному грозила какая-нибудь опасность, например в случаях наклонности к самоубийству, Иван Алексеевич тонко чуял грозные события и обнаруживал часто творческую изобретательность для спасения больного. И страждущие со всей России стремились к нему за помощью и исцелением».

В 1904 году Сикорский основал уникальный Врачебно-педагогический институт для умственно недоразвитых, отсталых и нервных детей. Он также возглавлял Психиатрическое общество и Общество покровительства лицам, отбывшим наказание, и бесприютным детям. На свои средства открыл студенческую столовую и чайную, где готовилась дешевая еда. Ничего подобного у нас в конце ХХ века нет, и кто-то рано или поздно должен будет воссоздать аналогичные структуры.

В целом Иван Сикорский так много сделал, что просто удивительно, как советская научная школа умудрилась предать забвению само имя этого талантливого, целеустремленного и мужественного человека. Допустим, само понятие души оказалось под цензурой, но, скажите, кому мешали его труды о дыхании, мимике, заикании, трех возрастах, природе самоубийства?! Слушавшему его в Первой киевской гимназии и в Университете св. Владимира Луначарскому? Крупской? Или Макаренко? Сегодня ничего понять невозможно. Переиздать бы хоть частицу из десятков фундаментальных трудов, апробированных на практике, - ведь все это является для нашей науки и практики едва ли не сплошным «белым пятном”…

Прожил Иван Алексеевич довольно долго - 77 лет. Подчинив все свои помыслы интересам науки, он вел строгий образ жизни. Знавший его биограф отмечает: «Он не пил, не курил, не играл в карты, не сидел на мягкой мебели, питался самыми простыми и незатейливыми кушаньями». Зато чрезвычайно любил читать - научные трактаты, художественные произведения, газеты. Вот еще свидетельство современника: «Чтобы точнее вникать в смысл сочинения - все книги читал в подлиннике, а не в переводе и, уже будучи совсем не молодым, изучил английский язык, которого раньше не знал». Чем не образец для подражания?

Даже заболев неизлечимой хворью, профессор Сикорский не прекращал трудиться. Он задумал подготовить «Книгу жизни» - оригинальную психологическую хрестоматию. Незадолго до смерти этот труд был завершен. Кто-то сумел вывезти рукопись из уже советской Украины, и она была выпущена в США издательством «Алатас». В американском предисловии книга названа «огромным культурным событием и монументальным памятником для автора». Особенностью хрестоматии является то, что ко всем психологическим категориям Сикорский подобрал иллюстрации из художественной литературы. «Расцветив свой труд наилучшими образцами искусства и литературы, - пишут издатели, - автор с мудрой заботливостью и с классической, всем доступной простотой преподает множество сложных психологических знаний и таким образом учит и услаждает. Книга его содержит как бы многотомную библиотеку и вместе с тем является наиболее доступным, наиболее популярным университетом для каждого». Для каждого, но не для нас. Пока…

Умер Иван Алексеевич в 1919 году. В захваченной большевиками Украине Игоря Сикорского больше не удерживало ничто. Тогда он и принял окончательное решение эмигрировать в Америку, где и реализовал тот гигантский потенциал, который заложил в него незаурядный отец.