Необъяснимый (точнее, пока не объясненный) случай массовой гибели рыбы в Азовском море едва не вынудил врачей закрыть пляжи, сорвав тем самым летний отдых восьми миллионов туристов. Побережье Меотиды (древнегреческое название моря) является общепризнанным местом для отдыха с детьми, потому что здешнее море теплее и мельче, чем Черное. В конце концов, Азовское море — летняя Мекка для всех, кто не может себе позволить более дорогие курорты, а таких людей в Украине пока больше, чем тех, кто может. К сожалению.
Когда на побережье появились горы дохлой рыбы, первая мысль была — «доигрались? Надо было слушать Гринпис.
Сейчас, по прошествии почти трех недель, «бычковый триллер» то ли благополучно завершается, то ли, напротив, только начинает по-настоящему набирать обороты. Санитарно-эпидемиологическая служба Донецкой области уже облегченно вздохнула и дала добро на безлимитное купание в Азовском море. Врачи с уверенностью заявляют, что рыба в море гибла по естественным причинам, а люди со своими заводами и пароходами совершенно ни при чем. Дохлых бычков убрали, и все сделали вид, будто ничего не произошло. Местные власти убеждают туристов не «быковать» и спокойно плескаться в море.
Курортный сезон на Азовском побережье в этом году вообще как-то не клеится. Сначала крокодил в море сбежал, потом оттуда полезли на берег бычки с целью совершения массового самоубийства. Не сошлись характерами с импортной рептилией, наверное. Складывается впечатление, что Азовское море целенаправленно мстит людям за многолетние издевательства.
Бычков убрали, пляжи снова «открыли» (хотя с них никто и не собирался уходить), но вопросы остались. Теперь специалисты и досужие наблюдатели судорожно размышляют: а что это было? Очередная загадка природы или результат человеческого хамства по отношению к своей среде обитания? Тем более что аналогичные случаи в мире имели место: по каким-то своим таинственным мотивам сводили счеты с жизнью киты и дельфины, да и сухопутная всякая живность иногда совершала суицид, несмотря на авторитетное мнение биологов о наличии у них инстинкта самосохранения и стремления к жизни. «Да разве ж это жизнь?» — думали, наверное, бычки, выбрасываясь на берег.
Хотя уже и объявлена «официальная версия», которой полагается быть истиной в последней инстанции, вопросов остается множество. Тем более что у разных специалистов и служб официальные версии разнятся и тайна массовой гибели рыбы продолжает оставаться тайной.
Впервые россыпи дохлой рыбы появились на побережье в черте города Мариуполя (Донецкая область) в конце мая. Наибольшее количество бычков было зафиксировано возле металлургического комбината «Азовсталь» и Мариупольского торгового порта. В свете официальной версии это, наверное, следует считать совпадением, но за неделю до того Госсанэпидслужба в своем отчете о проверке южной зоны отдыха Донецкой области писала буквально следующее: «Руководством ОАО ММК «Азовсталь» не выполняются мероприятия по снижению сбросов промышленных стоков в Азовское море… Продолжается загрязнение морской воды у западной оконечности оградительной дамбы. В результате показатели качества и безопасности морской воды ухудшились. Так, удельный вес нестандартных проб по микробиологическим показателям составил 75%». Об этом же в устной форме заявлял и главный санитарный врач Мариуполя Георгий Гусаков еще 16 мая на одном из совещаний, посвященных подготовке к курортному сезону. В некоторых других местах Азовского побережья, где позже появились рыбьи кладбища, врачи-эпидемиологи указывали на такие источники бактериологической опасности для моря, как переполненные свалки. Кроме того, в районе Урзуфа из-за ветхой системы центральной канализации окружающая среда постоянно загрязняется субстанцией, которую медицинские работники в своих отчетах именуют «неочищенными и необеззараженными нечистотами». Хотя к этому бычкам, пожалуй, не привыкать, потому что каждое лето нечистот на их бедные рыбьи головы вываливается громадное количество.
Но среди выдвинутых по горячим следам версий отравление рыбы промышленными или какими-нибудь другими сбросами стояло на четвертом месте. Помимо этого, грешили на гипотетическое рыболовецкое судно, сбросившее некондиционный товар в море, либо на выброс вредных веществ с какого-нибудь другого судна, стоящего в порту. Наконец, третья — рыба погибла по естественным причинам — перепад температур и нехватка кислорода.
Версии все заинтересованные службы выдвинули совместно, а потом начался разнобой. Госрыбинспекция и санитарно-эпидемиологическая служба заявили, что токсических веществ ни в бычках, ни в морской воде обнаружено не было. Мариупольские ветеринары, в свою очередь, сообщили, что симптомы гибели характерны как раз для отравления. Экологическая инспекция Азовского моря провела собственный анализ морской воды и пришла к выводу, что она в меру насыщена кислородом, без промышленных примесей и химических реакций, теплая и соленая — то, что надо для купального сезона. Злые языки стали поговаривать, что в таком случае следует рассматривать и гипотезу о массовом самоубийстве бычков в знак протеста против туристов, мешающих рыбе спокойно резвиться на любимом азовском мелководье.
Пока шли эти высоконаучные дискуссии, массовый мор рыбы повторился, но на этот раз не в Мариуполе и на приличном расстоянии от основных «подозреваемых» — металлургических комбинатов и других промышленных предприятий. Бычки начали выбрасываться на берег в районе Новоазовска, где расположен один из самых популярных курортов побережья — поселок Седово. Это уже ставило под угрозу успешное проведение курортного сезона, потому что Мариуполь крупным туристическим центром и излюбленным местом отдыха назвать сложно, слишком уж экзотический получается отдых в соседстве с промышленными гигантами.
Санитарно-эпидемиологическая станция Новоазовского района тут же бросилась изучать воду, ветеринарная служба — самих бычков. Результаты анализов: вода чудесная, рыба погибла от чего угодно, только не от отравления. Эпидемиологи на всякий случай решили перестраховаться и вынесли постановление о временном запрете купания на пляжах (который все равно никто не соблюдал), а их не менее предусмотрительные коллеги-ветеринары с помощью милиции начали изымать бычков из продажи на рынках. Пока медицина занималась бюрократией, коммунальные службы, не мудрствуя лукаво, сгребали бычков с пляжей совковыми лопатами.
В процессе родилась еще одна версия — «компромиссная». Заместитель главного санитарного врача Донецкой области Михаил Кушнарев отметил, что на данный момент санитарно-эпидемиологическая служба продолжает настаивать на версии о естественных причинах гибели рыбы. По его словам, специалисты СЭС пришли к выводу, что во всем виновато рекордное потепление — такой жары в области не было уже 60 лет. Солнце быстро нагрело воду в море, что привело к гибели некоторых водорослей, насыщающих море кислородом и мелководной рыбы — бычков. «Заметьте — пострадала мелководная рыба. На берегу не находили пеленгасов или других видов рыб, живущих в глубине», — пояснил Кушнарев.
«Да, море прогрелось слишком быстро, и бычок слишком рано пошел на нерест. Погибли самцы, потому что у бычков самка мечет икру на мелководье, а самцы потом охраняют. Они приплыли раньше, чем нужно, и погибли от истощения», — дополнил эту версию мэр Новоазовска Олег Сидоренко, ссылаясь на результаты исследований местных специалистов. Градоначальник убежден, что эти события укладываются в схему сезонного естественного мора бычков.
Но эту идиллическую и безопасную (в смысле перспективы нагоняев от начальства) картину происшедшего нарушили правоохранительные органы. Межрайонная природоохранная прокуратура Мариуполя 6 июня возбудила уголовное дело по факту нарушения правил экологической безопасности и массового мора рыбы. По данным прокуратуры, причиной массового выброса рыбы на побережье стало отравление аммиаком, нитритами и нитратами. Содержание аммиака в воде почти в пять раз превышало норму, причем пробы воды брались именно там, где начался мор рыбы — в районе «Азовстали» и торгового порта. Прокуроры даже успели узнать точный вес убранной с берега рыбы — 15 тонн — и оценить нанесенный государству ущерб в 1,8 млн. грн. «Я, излагая свое видение, основывался на выводах наших специалистов. На чем основывалась прокуратура, я не знаю», — растерянно отреагировал на такой неожиданный поворот событий Михаил Кушнарев.
Впрочем, ни таинственная гибель бычков, ни комичный эпизод с пополнением морской фауны Азова давшим деру от своих дрессировщиков циркового крокодила не отпугнут от побережья его традиционных посетителей. «Наоборот, когда услышали про крокодила, все сразу бросились в море его ловить, целыми днями из воды не вылезали», — хохотал в телефонную трубку новоазовский мэр. Народ, он любит всякие забавы, особенно на отдыхе. Так что ему какие-то бычки? Их в Азовском море еще много…
P.S. Когда номер был уже почти готов к печати, пришли последние сообщения: массовую гибель бычков зафиксировали в Запорожской области — в Бердянске.
Масштабы бедствия там побольше. Только по первоначальным данным, на берег выбросило от 47 до 50 тонн мертвой рыбы. По словам ученых, причины мора те же, что и на Донетчине, — жара, снижение концентрации кислорода и резкое повышение температуры воды на мелководье.
Но пляж в Мариуполе снова закрыли для купания. На этот раз выяснилось, что вода в море содержит вредных веществ в сотни раз больше допустимых норм. В Новоазовском районе купаться пока можно, а в Первомайском — опять нельзя. Туда сносит мертвую рыбу из Бердянского района, и к качеству морской воды есть претензии.