UA / RU
Поддержать ZN.ua

РУССКИЙ ГЕНЕРАЛИССИМУС СУВОРОВ В УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ

В швейцарском городке Андерматт состоялся международный научный коллоквиум, посвященный 200-летию перехода армии А.Суворова через Альпы...

Автор: Тарас Чухлиб

В швейцарском городке Андерматт состоялся международный научный коллоквиум, посвященный 200-летию перехода армии А.Суворова через Альпы. Среди докладчиков был и украинский историк Тарас Чухлиб, который посвятил свое выступление деятельности русского полководца, тесно связанной с историческим прошлым Украины.

После разрушения Запорожской Сечи

После разгрома Запорожской Сечи в 1775 г. русскими войсками часть свободолюбивых запорожских казаков (около 5 тысяч) отправилась на земли, подвластные турецкому султану, и в дельте Дуная основала Задунайскую Сечь. Другая часть запорожцев (около 12 тыс.) вынуждена была покориться силе завоевателей и осталась в подданстве Российской империи. Они образовали так называемое Войско верных казаков, которое в 1790 г. было переименовано в Черноморское казацкое войско и после участия в российско-турецкой войне 1787-1791 гг. переселено на Кубань. Генерал-аншеф А.Суворов, который в это время по приказу императрицы Екатерины ІІ организовывал армейские подразделения на юге Украины, принимал активное участие в реформировании казацкой организации бывшей Сечи. 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке он собственноручно вручил старшине Войска верных казаков С.Белому, А.Головатому, З.Чепиге флаги и другие клейноды, которые были конфискованы при разрушении Сечи.

Украинское казацкое войско постепенно вливалось в общеимперскую военно-оборонительную систему России. На территории бывшей Гетманской Украины (правительство последнего гетмана К.Разумовского было упразднено в 1764 г.) на основе казацких полков в структуре российской армии создавались отдельные казацкие части из местного украинского населения. Именно такими подразделениями и командовал в 70-90 гг. ХVIII в. А.Суворов. В 1779 г. в чине генерал-поручика он был назначен командующим Малороссийской дивизией в Полтаве. С 1786 г. Суворов руководит 3-й дивизией Екатеринославской армии (территория совр. Днепропетровской области), а со следующего года назначается командовать Кременчугской дивизией. В 1796 г. А.Суворов, который за взятие Варшавы получил чин генерал-фельдмаршала, возвращается в Украину, чтобы возглавить Екатеринославскую армию. Эта армия формировалась из местных казацких полков, которые сначала превратили в гусарские и пикинерные подразделения, а позже в эскадроны регулярной легкой кавалерии.

Как Суворов

под хмельком чуть Очаков не взял

В августе 1787 г. началась очередная российско-турецкая война. Империи боролись за право владеть землями Северного Причерноморья. А.Суворову было поручено командовать 20 батальонами, 38 эскадронами, флотилией и контролировать один из самых важных в стратегическом плане район Херсоно-Кинбурнский. Именно через него турки попадали в Очаков, устье Днепра, Южного Буга и на западное побережье Крыма. Под командованием русского полководца в битве за Кинбурнскую крепость воевало и около тысячи украинских казаков. На своих суднах-«чайках» они защищали крепостные стены со стороны лимана. Главнокомандующий российской армией Г.Потемкин отмечал, что именно казацкая флотилия заставила турецкие галеры во главе с Хасан-пашой отступить от Кинбурна. В боях на суше отметились казаки Турченко и Рекунков, которые захватили у противника пушку и убили при этом пятерых турков. 16 июня 1788 г. в кровопролитной битве с турками украинцы потеряли своего кошевого атамана Сидора Белого, полкового есаула и 14 казаков. Во время Кинбурнской операции был убит и личный ординарец Суворова - казак Тищенко. В честь удачной обороны Кинбурна в октябре 1788 г. посреди крепости была построена православная церковь в честь казацкой святой Покровы Богородицы.

Так же храбро сражались бывшие запорожские казаки и во время других военных операций, в частности в боях за Очаков, со взятием которого связан достаточно интересный факт из жизни прославленного полководца. 27 июля 1788 г. турки произвели достаточно смелую вылазку из окруженного города. Около двух тысяч турецких пехотинцев, предварительно уничтожив казацкий пикет, вдоль берега очаковского лимана (который был густо покрыт камышом) начали тихо пробираться в тыл российских войск с левого фланга. А.Суворов, который в это время сидел за обеденным столом возле своей палатки и был достаточно «разгорячен крепкими напитками», увидел хитрых турков. Несмотря на хмель, он сразу же выстроил в четыре каре два батальона гренадеров и повел их в лобовую атаку. Турецкие воины начали убегать в крепость, а пьяный генерал, во главе своих небольших подразделений, решив с ходу овладеть Очаковом, - за ними. Предвидя, что Суворов не сможет победить двухтысячный турецкий гарнизон, Г.Потемкин четыре раза посылал Суворову приказ отступить. Но тот отказывался и только на четвертый раз ответил стихами: «Я на камешке сижу, на Очаков я гляжу». Эти слова очень обидели Потемкина, который до конца своей жизни (умер в 1791 г.) не мог простить этого Суворову.

Только после того, как А.Суворов был ранен в шею, а гренадеры потеряли 150 человек убитыми и 225 ранеными, русские войска вынуждены были отступить. А Очаков отвоевали у турков только в декабре того же года. Украинские казаки принимали участие в его штурме на левом фланге армейских подразделений. За проявленные во время взятия этого причерноморского города мужество и храбрость Войско верных казаков получило название Черноморского.

Русский генерал

и украинский флотоводец

Итак, несмотря на уничтожение Запорожской Сечи, российское правительство не собиралось отказываться от военных услуг казачества, которое всегда славилось не только победами на суше, но и успешными операциями на море. А потому еще в начале российско-турецкой войны 1787-1791 гг. А.Суворов решает привлечь к боевым действиям казацкие «чайки». Черноморская гребная флотилия (так называли казацкий флот в официальных документах) стала одним из решающих факторов, при помощи которого Россия отвоевала у Турции Северное Причерноморье. В разные периоды эта флотилия насчитывала от 120 до 200 лодок-«чаек». Вначале ее возглавлял кошевой атаман С.Белый, а после его смерти в 1788 г. - полковник Антон Головатый. Именно ему предназначалось стать тем украинским адмиралом, который помог генералу российской армии Суворову завоевать Очаков, Измаил, Аккерман, Мачин и Бендеры.

А.Головатый родился в 1744 г. В 60-х гг. ХVIII ст. он учился в Киево-Могилянской академии. После ее окончания отправился на Сечь, где избирался на разные старшинские должности, в частности был воинским писарем. Его очень беспокоило разрушение Запорожской Сечи, и потому он уже в ранге капитана российской армии неоднократно посылает (иногда в составе казаческих делегаций он собственноручно вручает их императрице) в Петербург проекты сохранения казацкой организации. На протяжении некоторого времени Головатый является одним из руководителей Бугского казацкого войска, а позже Войска верных казаков. Учитывая его авторитет и справедливость при решении многих вопросов, казаки избирают его военным судьей. В 1792 г. он становится кошевым атаманом. Погиб А.Головатый в январе 1797 г., командуя казацкими полками, которые находились в авангарде российских войск во время похода в Персию. Головатый известен также как автор стихов-песен о нелегкой судьбе запорожцев «Ой, Боже наш, Боже милостивый», «Эй годи нам журытыся, пора перестаты». О славном флотоводце не единожды вспоминал в своих произведениях Тарас Шевченко («Слепой», «К Основ'яненку», «Близнецы»). Он также представил образ атамана в эскизе «Антон Головатый возле Невы».

А.Суворов ознакомился с действиями казацкой флотилии в мае 1788 г. под Кинбурном. Тогда на помощь кинбурнскому гарнизону он вызвал десяток лодок с «добрыми молодцами». Они отбивали атаки турецких суден со стороны лимана. В начале июня под Очаковом Суворов писал: «...против бусурманских суден кажется мне полезным направить к блокфорту мои 3 запорожские судна, которые лишь одни способны к погоне». После победы моряков-запорожцев над турецкой эскадрой под Очаковом А.Головатый рапортовал Суворову о потерях среди казаков и повреждении отдельных лодок. Особенно военный талант украинского флотоводца раскрылся во время захвата Черноморской флотилией острова Березань - важного стратегического пункта в устье Днепра. По приказу Суворова казаки на «чайках» тихо подошли к острову, дали залп из пушек и винтовок, а затем лихо десантировались на берег, где после штурма овладели береговыми окопами и турецкой артиллерийской батареей. Вскоре в плен сдался весь турецкий гарнизон. Всего Головатый захватил 300 пленных, 23 пушки, 150 бочек пороха и несколько вражеских знамен. У казаков погибли полковой старшина, 4 куренных атамана и 24 казака.

Именно действия флотилии казацкого «адмирала» А.Головатого открыли путь к Измаилу со стороны Дуная. В октябре 1790 г. черноморцы помогли русским пехотинцам овладеть крепостью Килия, а вскоре придунайскими замками Тульча и Исыкча. 100 казацких суден под командованием Головатого атаковали Измаил со стороны Дуная и под градом ядер и картечи высадили казаков для штурма крепости. А.Суворов лично отмечал в рапорте к Потемкину «полковника и кавалера Головатого, который отличной храбростью, трудом и постоянным старанием не только войску своему подавал пример, но и сам действовал бесстрашно». За воинские заслуги украинский флотоводец был награжден орденами Св.Георгия и Св.Владимира, а также именной саблей с надписью «За храбрость».

В битве за Хаджибей и Измаил

«Удары пехотинского штыка и казацкой сабли вызвали страх среди турецких воинов, которым не смог помочь и Коран в руках великого визиря» - так описывали историки знаменитую победу А.Суворова с 25-тысячным войском над 100-тысячной турецкой армией возле реки Рымник 11 сентября 1789 года. Среди подразделений, которые особенно отличились в Рымникской битве, были Стародубский и Черниговский карабинерные полки, которые состояли из украинцев. Во время штурма турецкого лагеря первым ворвался на вражеские позиции именно Стародубский полк. А Суворов получил от императрицы громкий титул графа Рымникского. Убедительная победа под Рымником дала возможность российским войскам взять Хаджибей (на его месте в скором времени была основана Одесса) и окружить одну из самых могучих турецких крепостей - Измаил.

Шесть полков казаков-черноморцев (три полка кавалерии и три - пехоты) под командованием атамана З.Чепиги и общим руководством И.Де-Рибаса (Дерибаса) 14 сентября 1789 г. овладели Хаджибейской крепостью. Среди отмеченных за отвагу при штурме, кроме атамана, были полковник С.Белый, хорунжий О.Высочин, старшины П.Чайковский, И.Сербин, А.Белый и К.Табанец. Генерал Суворов способствовал превращению небольшой причерноморской крепости в большой портовый город. Этот процесс также не обошелся без участия казачества. 4 июля 1794 г. в специальном рапорте на имя генерал-фельдмаршала П.Румянцева Суворов предлагал при создании местной команды моряков использовать опыт и возможности украинских казаков, которые не отправились на Кубань. Собственно 12 казацких «чаек» и стали основой одесской флотилии. Русский полководец, который в то время находился в подольском городке Немирове, направил в Одессу 76 казаков, находящихся в охране его штаба. А всего среди первопоселенцев Одессы, согласно исследованию местного краеведа Г.Сапожникова, насчитывалось 606 украинских казаков. Недаром знаменитый генерал Дерибас вспоминал, что «русские впервые закрепились в Хаджибее, который стал вскоре Одессой, под топот запорожского гопака».

Значительным было участие казачества и во взятии суворовскими войсками одной из самых мощных на то время турецких крепостей на побережье Черного моря - Измаила.

... На рассвете 2 декабря 1790 г. к Измаилу подъехали два всадника, с ног до головы забрызганные грязью. Это были Суворов и казак-ординарец, который в маленькой котомке вез имущество полководца. А уже 11 декабря эта, казалось, неприступная крепость была взята штурмом. Казацкие подразделения находились в составе войск под командованием Дерибаса и атаковали Измаил со стороны Дуная. В первой колонне генерала Арсеньева их было 2000 человек, во второй центральной колонне под руководством атамана Чепиги и в третьей во главе с генералом Марковым - по 1000 казаков. В авангарде находилось еще 767 казаков. Вместе с казаками-моряками (1500 черноморцев-десантников атаковали на «чайках») украинское казацкое войско составляло 6 267 человек.

Ни в одном российском (да и украинском) учебнике истории нет информации о том, что за героический штурм Измаила всем казацким старшинам были вручены золотые медальоны с надписями «За отличную храбрость» и «Измаил взят декабря 11-го 1790». Пятистам из них присвоили внеочередные офицерские звания. Орденом Св.Георгия наградили атамана З.Чепигу. Под Измаилом российские войска из 31-тысячного войска потеряли 1830 человек убитыми и 2 433 ранеными, из них 160 убитых и 345 раненых украинских казаков.

Согласно исследованию известного русского историка Елены Дружининой, во время войны 1787-1791 гг. в различных операциях принимало участие около 42 тысяч казаков.

Как украинские казаки в Швейцарии воевали

В заграничном походе России 1799 г., составной частью которого были боевые действия на территории Австрии, Италии и Швейцарии (в том числе и героический переход армии Суворова через Альпы с 31 августа по 27 сентября), принимало участие определенное количество солдат и офицеров, которые были выходцами из Украины.

Согласно указам императора Павла I, вооруженные силы Российской империи в 1798-1799 гг. делились на 12 инспекций (округов), в которые входили и Украинская, Днестровская и Таврическая инспекции, базировавшиеся на территории Украины. В заграничном походе российских войск в 1799 г. принимали участие отдельные подразделения Днепровской и Украинской инспекций. В частности, 20 эскадронов генерала Николая Васильевича Гудовича (украинца, сына генерального подскарбия Гетманщины Василия Гудовича) прикрывали тыл армии А.Суворова на реке Рейн. Кроме того, драгунский полк Гудовича принимал участие в битве под Цюрихом (12 сентября) в составе армии генерала А.Римского-Корсакова. В битве особенно отличился Сумской гусарский полк, состоявший в основном из украинских слободских казаков.

В сентябре 1799 г. на улицах Цюриха несли караульную службу гренадеры Екатеринославского полка, среди которых также было много украинцев. На постах вдоль правого берега швейцарской реки Лимат находилось 1 340 мушкетеров полковника Петра Алексеевича Разумовского (племянника последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского). В это же время в генеральном штабе Суворова служил майор Чиковенко.

Авангард войск Суворова в переходе через Альпы возглавлял генерал Михаил Андреевич Милорадович, судьба которого тесно связана с Украиной. Его прямые родственники по отцовской линии возглавляли Гадяцкий и Черниговский казацкие полки. Отец М.Милорадовича Андрей Степанович на протяжении долгого времени был губернатором Украины.

Много украинцев пало смертью храбрых в войне 1799 г. Так, во время захвата Турина (Италия) погиб майор егерского полка Иван Марченко. Возле швейцарского поселка Шлатте 26 сентября погиб корнет Богуш, сын предпоследнего кошевого атамана Запорожской Сечи Я.Богуша Его отметил сам Суворов в письме к царю Павлу I.

Большой вклад внесли для победы армии Суворова дипломаты Российской империи того времени, послы в зарубежных странах. Среди них были и украинцы с казацкими фамилиями - Андрей Кириллович Разумовский (чрезвычайный посол России в Вене) и Василий Степанович Томара (посол в Константинополе).

Суворов помог Тарасу Шевченко оплатить долги за квартиру

Как ни странно, А.Суворов, хотя и умер в 1800 г., сыграл определенную роль в творчестве и личной жизни Т.Шевченко. Во время обучения в Петербургской академии искусств в 1838-1845 гг. молодой украинский поэт и художник вынужден был подрабатывать, чтобы оплатить жилье и питание в столичном городе. А потому он с радостью соглашается на предложение маститого русского писателя и историка Николая Полевого проиллюстрировать его книгу «История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск». К этому чудесно оформленному изданию, которое вышло в 1842 г. в Санкт-Петербурге, Т.Шевченко подготовил 32 иллюстрации. Со временем их выгравировали на дереве известные европейские мастера Эндрю, Бест и Лемуар в Париже, а также Дерикер и Лавьель в Петербурге. На большинстве иллюстраций Шевченко известный русский полководец изображен во время военных действий или вместе со своими подчиненными («А.Суворов заставляет Хасан-пашу покинуть берега Крыма», «Победа над великим визирем у Рымника», «Раненый Суворов у Потемкина», «Суворов пробует солдатскую еду», «Прощание с солдатами перед ссылкой» и др.) На некоторых рисунках показаны торжественные официальные события в жизни Суворова («Встреча А.Суворова с императрицей Елизаветой Петровной», «А.Суворову вручают ключи от Варшавы», «Больному Суворову передают орден от Людовика ХVIII»), есть и иллюстрации, на которых генералиссимус раскрывается как человек («Игра с сельскими детьми в бабки», «Суворов на празднике в честь соглашения с татарами»). Интересно, что некоторые из шевченковских рисунков совсем не связаны с текстом издания. (Возможно, он пользовался дополнительными историческими источниками.) В архивах украинского мастера найдены несколько эскизов и набросков иллюстраций «Смерть Потемкина», «Арест Пугачева», «Суворов в гробу». Один из эскизов - «Солдат спасает Суворова» - не был использован в книге. К сожалению, до сих пор не найдены оригиналы «суворовской» серии Шевченко, с которых были выполнены гравюры. Возможно, какая-то их часть находится в Париже.

Суворов еще один раз «спас» Шевченко от долговой ямы. Как вспоминал троюродный брат поэта Варфоломей Шевченко, в 1845 г., после окончания Академии искусств, Тарас Григорьевич на протяжении двух месяцев не мог заплатить своему хозяину за квартиру, еду и прачку. А потому последний вызвал приказчиков, которые принесли счета и должны были описать имущество должника. Шевченко все-таки убедил чиновников оставить ему счета, пообещав оплатить их в течение двух дней. Именно на следующий день к нему зашел Н.Полевой и предложил опять нарисовать портреты к своему новому изданию «12 русских полководцев» (Санкт-Петербург, 1845). «Обрадовался я, думаю: правду люди говорят, что голый - ох, а за голым - Бог!» - вспоминал сам Тарас. Задаток, который Полевой оставил Шевченко за будущую работу, и пошел на оплату долгов. А среди портретов, которые вскоре нарисовал Т.Шевченко, мастерством отличался портрет русского генералиссимуса А.Суворова...

* * *

Напомним уважаемому читателю, что свое знаменитое сочинение по воинскому искусству «Наука побеждать» А.Суворов написал в небольшом городке Тульчине на Виннитчине. Неподалеку от этого городка, в селе Тимановка, находится музей выдающегося российского полководца. Музей, посвященный штурму суворовскими войсками Измаила, находится в этом городе Одесской области. Вот только, к сожалению, учитывая определенные объективные и субъективные причины, материалы, изложенные в статье, там отсутствуют...