Сошествие Святого Духа является одним из трех не привязанных к конкретной дате в календаре двунадесятых праздников в христианстве, который тесно связан с Воскресением Господним и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Поэтому его еще называют Пятидесятницей. Согласно Евангелию на пятидесятый день после Воскресения апостолы вместе с Матерью Божьей собрались на Сионской горе, где на них сошел Святой Дух, после чего апостолы заговорили на различных языках и пошли по свету, неся народам Слово Божье. Еще одно название праздника — Троица: Бог Отец послал на землю Сына; Бог Сын пострадал на кресте за грехи человеческие, воскрес и вознесся на Небо; и теперь Дух Святой сошел на учеников, которые получили дар и право раздавать его верующим.
Но оставим религиозные каноны (о них немало написано), поговорим о народных традициях. Украинцы праздник Пятидесятницы, корни которого уходят в дохристианские времена, поэтично называют Зелеными праздниками. По народным поверьям, в этот день весна встречается с летом, а потому проводы весны и встреча лета – основной лейтмотив обрядового действа.
Для давних славян деревья, в особенности дубы, были священными. Им поклонялись, возле них устраивали жертвоприношения и ритуальные обряды. В Украине издавна существует обычай накануне Пятидесятницы, в Троицыну (Троицкую) субботу, украшать двор и жилье (в более давние времена — и улицы) зелеными ветвями клена, липы, березы, ясеня
и т. п. Пол в доме устилают аиром, любистком, мятой. После праздников травы не выбрасывают, а кладут за образа и используют в лечебных целях.
Теперь двор украшают срубленными деревьями разве что в селах, а вот в ХІХ веке, когда в городах преобладали одноэтажные дома с приусадебными участками, обряд этот был повсеместным. Газета «Киевлянинъ» 1879 года писала: «Постоянное хищницкое истребление лесов вызвало ряд правительственных предупредительных мер. Одною из таких мер было распоряжение министра внутренних дел о недозволении украшать дома на Троицын день молодыми деревьями. К этой административной мере присоединились и разьяснения святейшего синода о вреде существующего обычая, причем для украшения рекомендовались вообще однолетние растения. Если вред, происходящий от этого нерационального обычая, заметен даже в лесистых местностях, то тем паче он делается очевидным в местностях безлесых. Было время, когда и порубка деревьев, и украшение ими жилищ в день Тройцы — строго приследовались благодаря настояниям административной власти и увещениям духовенства. Затем снова все пошло по-прежнему […] Только в одном Печерском участке (речь идет о Киеве. —
В.О.) нашелся честный пристав, строго выполнявший предписание министерства, и запретил продажу на Печерске деревьев». В царской России действительно «высочайшим повелением» запрещалось самовольно уничтожать зеленые насаждения, а нарушителей сурово наказывали. Скажем так, за одну срубленную сосну человек мог попасть в тюрьму или быть оштрафованным на 12 рублей 60 копеек (цена коровы).
Троицкие обряды в различных местностях Украины имеют неповторимые особенности. Но ведь главное – прославление красоты и буйства природы. Некоторые праздничные ритуалы, которые описывают исследователи, кажутся нам смешными. Олекса Воропай писал, что на Полтавщине и Харьковщине существовал обычай в Зеленую неделю наряжать самую высокую (обратите внимание — не самую красивую или ловкую, а самую крепкую) девушку «тополем» и ходить с обрядовыми песнями по селу. Представьте картину: упитанная девушка со связанными над головой руками (на которые «одевали ожерелье, ленты, цветистые платки, — все это так было густо нацеплено, что из-под тех украшений головы почти не было видно. Грудь и стан тоже украшали разноцветными платками»), ходит, распевая, по сельским улицам, а за это ее угощают и дают подарки – «ленты на тополь».
Часто вспоминается обряд завивания березки. На живом (не срубленном) заплетали дереве девушки венки, через которые... целовались и обменивались пасхальными яйцами. На второй день девушки снова шли к своим березкам и расплетали венки. Если венок не засох — девушке суждено долго жить. Увядшие венки бросали в речку. Поплывет — счастье, утонет — беда.
Обрядовым кушаньем на Зеленые праздники была яичница. Яйцо, как символ зарождения новой жизни, – чуть ли не основное кушанье на Пасху; а когда весна заканчивается – яйцо ели (преимущественно женщины) в виде яичницы — зародыш должен был обернуться в плод.
Зеленые праздники связывают еще с верой в существование русалок. Этот мифический персонаж каждому известен с детства. Но интересно, как воспринимали эту «нечистую силу» наши не такие уж далекие предки. Этнограф Полесского края Игнатий Трусевич в 1865 году писал: «Зустрічаються водяні та польові русалки. Це красиві молоді жінки, голі, з розпущеними косами. Вони до Зелених свят живуть у житах, потім у воді. Кожну ніч, під час русалчиного тижня, можна чути в полі та у воді гучний сміх і плескіт води, що збурюється танцями. Дядько в цю ніч ніколи не вийде за ворота своєї хати, якщо поблизу є річка чи озеро, тому що нерідко траплялося на другий день знаходити людей, обличчя яких було викривлене передсмертним реготом. Русалки часто своїми пестощами заманюють молодих людей у свої обійми, де ці останні знаходять смерть. Русалки також, з диким сміхом, кидаються на подорожніх і лоскочуть їх доти, доки нещасна жертва не віддасть Богу душу».
Следует отметить, что официально церковь существование русалок, ведьм, упырей, леших отрицает, а отношение ко всяческим заговорам, пророчествам, гаданиям и подобному у священнослужителей резко отрицательное. Тем не менее эту обрядовую атрибутику богословы объясняют как проявление Бога в материальной природе: как весной обновляется зеленью и цветами природа, так и церковь и ее верные обновляются силой Святого Духа. Поэтому на Троицу храмы также украшают в зеленые одеяния.
До сих пор существует дохристианская традиция — на Троицу поминать утопленников, самоубийц, пропавших безвести, умерших некрещеных детей, которые по поверьям, превращаются в нимф, русалок и выходят на землю раз в год, как раз в эту неделю, которую в народе так и называют Русалкой. Начиная с четверга Зеленой недели (Русалкина Пасха), не ходят в поле и лес, «чтобы не защекотали русалки». Как оберег носят при себе полынь или любисток, запаха которых якобы боятся русалки.
Вот какую историю, произошедшую на Троицу 1884 года в Радомышльском уезде, с незаурядным мастерством и чувством юмора рассказал неизвестный автор газеты «Киевлянинъ». Текст представляем, сохранив стилистику и орфографию автора: «…Некоторые предупредительные крестьяне, идя в лес или поле в праздник Троицы, придерживаясь пословицы: «Береженого и Бог бережет», — запасаются ненавистным для русалок зельем — полынью, чтобы на случай встречи с русалкой, вместо того, чтобы подвергнуться щекотанию водяной красавицы, дать ей кукиш.
Прошедшего праздника Св. Троицы у нас был следующий курьезный случай: пастухи с. Водотый (нине — село Водотый Брусиловского района Житомирской области. — В.О.), отправляясь на ночлег с волами и забыв обычай дедов, не взяли с собой полыни, несмотря на то, что пасли волы в опасном пункте — под самыми хлебами. Но вот среди безмолвной лунной ночи до слуха пастухов из густой поросли реки доносится шелест и слышится женский голос «Ой, душно!», а затем изумленные пастухи увидели женщину с распущенными волосами. «Русалка!», — вскричали пастухи и бросились бежать к лежащим волам. «Э, дурни вы!» — с сожалением сказал бывший тут старик Филипп Решетник и, вынувши из запазухи пучок полыни, закричал: «Русалочко, русалочко — полыню, полыню!» — «Душно, душно!» — закричала в свою очередь русалка и скрылась во ржи. «Полыню! Полыню!» — повторил Решетник, обратясь в поступательное положение, но, однако, преследовать русалку не решился. Только под утро некоторые из любопытных, вооружившись пучками полыни, пошли в рожь посмотреть следы русалки. Придя на то место, где слышалось «душно», исследователи следов нашли женский очипок (женский головной убор), который и доставили в местное волостное правление, как трофей, отбитый у русалки. Крестьяне, узнав, что в волостном правлении находится русалкин очипок, толпами хлынули посмотреть диковинку. По заключению экспертов — баб, очипок был высокого сорта, так называемый «рублевый». Бог весть, сколько бы толков и пересудов родилось между крестьянами на счет этой замечательной находки, если бы дело не выяснилось. Оказалось, что крестьянин Д. с. Водотый ездил свататься в соседнее село Соловьевку (Брусиловский район Житомирщины. — В.О.); в качестве свахи у Д. была крестьянка Акулина Очеретянкова. Из Соловьевки жених и сваха возвращались домой сильно пьяными, и по дороге сваха упала с повозки, не замеченная женихом. Очутившись среди поля, Очеретянкова, как угорелая, металась во ржи с криком «душно», причем потеряла и очипок. Только тогда крестьяне перестали верить и толковать, что русалка именно потеряла очипок и хотела защекотать водотыйских пастухов — когда Очеретянкова в сопровождении десятского явилась в волостное правление и заявила, что очипок не русалкин, а ее, Акулины Очеретянковой, в доказательство чего заявила, что в очипке зашито 13 рублей и обручальное ее кольцо, которое действительно оказалось на лицо».
Итак, дорогие читатели, с праздником Троицы! Выезжая на дачу, к водохранилищу или в лес, не забудьте на всякий случай прихватить с собой пучочек полыни.