UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рожденный сказку сделать былью

Осень — время подведения итогов. Вот осень 2009 г. профессора Г.Почепцова. Сентябрь — лекции в Эстонии, откуда он привез свою вторую за этот год книгу, изданную на эстонском языке...

Автор: Алла Башук

Осень — время подведения итогов. Вот осень 2009 г. профессора Г.Почепцова. Сентябрь — лекции в Эстонии, откуда он привез свою вторую за этот год книгу, изданную на эстонском языке. Октябрь — лекции по информационным войнам в Высшей школе экономики (Санкт-Петербург). Ноябрь — Ереван, где по приглашению администрации президента Армении он будет встречаться с представителями пресс-служб госорганов и экспертным сообществом. А еще два новых учебных курса в Киеве — «Стратегический анализ» для магистров в Киевском политехе и «Информационные избирательные технологии» в Национальной академии государственного управления.

Талантливый человек талантлив во всем. Эта знаменитая фраза как нельзя лучше применима к Георгию Георгиевичу Почепцову, которому исполнилось 60 лет. Обычно здесь еще добавляют известную ипостась человека: пишут о «писателе», «ученом» или «журналисте». Но кто есть Почепцов? Выпускник факультета кибернетики Киевского университета, писатель-сказочник, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой (в разное время в разных вузах), один из первых специалистов по коммуникациям и прогнозированию будущего не только на территории Украины, но и фактически во всем СНГ, и, несомненно, первый популяризатор коммуникативных дисциплин (ПР, имиджелогия, информационные войны) как отдельной научной сферы знаний. И еще: практик в области политического ПР, консультант многих компаний и государственных организаций, член ряда государственных экспертных комиссий, член Союза писателей, заслуженный журналист Украины. Перечислять можно долго, но учтите: во многих сферах деятельности он был первооткрывателем.

А начиналось все с новой специальности «структурная, прикладная и математическая лингвистика», которая создавалась в 70-е годы на факультете кибернетики в КГУ. Оставшись работать в университете после окончания аспирантуры, молодой специалист Георгий Почепцов среди прочих курсов и спецкурсов разрабатывает и читает семиотику, активный интерес к которой проявился спустя несколько десятилетий в объемном томе «Русская семиотика» (2002 г.). Кроме того, этот период — вплоть до 90-х годов — обозначен яркой гранью таланта рассказчика. Одна за другой выходят сказки — и не простые, а «фантастические», то, что сегодня получило название «фэнтези». Его перу принадлежит около двадцати детских книг. Среди них особенно запомнились «Бюро добрых услуг рассеянного волшебника», «Ключ от города Колдунов», «Дверь в волшебную страну», «Планета воздушных шаров», «Город Королей», «Замок на загадочной планете», а трилогия «Золотой шар» отмечена литературной премией имени Николая Трублаини. Было множество читателей и по сегодняшним меркам просто огромные тиражи. И хотя все это великолепие издавалось только в Киеве, в Союзе не существовало границ, и его сказки стали достоянием ребят из разных ныне стран. Сказочный мир — это мир вечных образов, истин, ценностей, мир всегда актуального времени и пространства. Я знаю тех, кто по памяти цитирует отрывки из его сказок. Узнаваемые прообразы персонажей (кто помнит университет n-годичной давности) вызывают улыбку и являются образцами «вечных» героев — злых ведьм и колдунов, а также смелых, решительных, любознательных и находчивых смельчаков. А мы, будучи детьми, разыгрывали сюжеты из «Золотого шара», еще не зная, что в профессиональной деятельности придется столкнуться с понятием «ролевая игра».

Изменение мест работы приносит новые сферы знаний и интересов. Следующий тринадцатилетний период жизни Г.Почепцова связан с факультетом, потом Институтом журналистики. Разработанный им курс «Теория коммуникации» во многом задает вектор интересов на будущее, отсюда и внимание к миру массмедиа. С 1993 года — работа в Институте международных отношений, где Г.Почепцов возглавил кафедру международных коммуникаций и связей с общественностью. Начинается плодотворный период, когда мир открывает по книгам другого Г.Почепцова: наблюдательного исследователя коммуникативного пространства и его организации, специалиста по ПР, имиджелогии, избирательным технологиям, информационным и психологическим войнам. Эти работы знакомы всем специалистам информационно-коммуникативной сферы: «Теория коммуникации», «Паблик рилейшнз», «Имиджелогия», «Коммуникативные технологии ХХ века», «Информационные войны», «Информационная политика», «Информация & дезинформация», «Пропаганда и контрпропаганда», «Психологические войны», «Стратегия: Инструментарий по управлению будущим», «Стратегические коммуникации», «Глобальные проекты: конструирование будущего» и многие другие.

Они дают толчок развитию новой научной отрасли во всем СНГ, способствуют появлению разнообразия авторов и названий на рынке образовательной литературы по ПР, имиджу, информационной политике. Кстати, первые статьи ученого были посвящены рекламе и вышли в московском журнале «Реклама» лет двадцать-тридцать назад, когда предперестроечная страна только осваивала новые понятия. Тезисы ученого всегда изобилуют примерами из мировой практики, систематизируют и структурируют новые сферы деятельности — их общие и конкретные стратегии, инструментарий, раскрывают неожиданные аспекты наук коммуникативного цикла. Свидетельством особой популярности и актуальности его работ, в частности, является то, что учебники «Имиджелогия. Инструментарий по управлению будущим» и «Паблик рилейшнз для профессионалов» выдержали уже по шесть изданий. Г.Почепцов единственный ученый, чьи книги в таком количестве издаются и продаются в Москве, Санкт-Петербурге, Таллинне и вообще за пределами Украины (здесь продается только 10%). Отсюда постоянные предложения по поводу чтения лекций и консультаций. Не только украинским студентам, но и аудиториям из США, Германии, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и других стран посчастливилось слушать лекции мэтра коммуникации.

И, наверное, беспрецедентный случай: украинского ученого-гуманитария приглашали возглавить кафедру в МГУ. Но после ухода из Киевского национального университета в 2001 г. Г.Почепцов заведует кафедрой информационной политики ныне Национальной академии государственного управления при президенте Украины. А с 2002-го по 2005 год — он руководитель Управления стратегических инициатив администрации президента Украины. Возможно, именно здесь возникают научные темы последних лет.

Следует подчеркнуть, что интерес к коммуникативным практикам современности у профессора никогда не ограничивался сугубо научно-образовательной сферой. Г.Почепцов был советником по связям с общественностью у высокопоставленных лиц, консультировал государственные структуры, входя в состав ряда исследовательских групп. В сфере ПР работал на уровне политических партий, общественных организаций, крупных предприятий Украины, в частности в области атомной энергетики, нефтегазовой отрасли, фармацевтики. Это и «раскрутка» субъекта ПР, и кризисные связи с общественностью, избирательные кампании — практически весь спектр ПР-услуг, существующий на украинском рынке.
Г.Почепцов также создал и возглавил Украинскую ассоциацию Public Relations, она уже давно не существует, Георгий Георгиевич отошел от этой деятельности, но возникли две новые организации. Поэтому в его работах мы находим не только теоретические обобщения. Большой практический опыт и особый тип мышления, присущий автору, дают возможность выхода на мегауровень.

Георгий Почепцов не любит жить по чужой стратегии, быть зависимым от чужих целей и задач. Сейчас он всегда сам планирует свои действия, оставаясь профессором Мариупольского государственного гуманитарного университета и Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Его часто приглашают в качестве известнейшего эксперта по информационным и психологическим войнам в различные телевизионные программы, и не только в Украине. Его меткие и глубокие комментарии встречаются в прессе. У него сотни успешных учеников, и сегодня его лекции можно услышать в разных уголках мира. Ведь для коммуникатора главным умением является умение рассказывать истории, что успешно делает и учит нас этому мэтр ПР-технологий. В этом контексте вполне логично выглядит переход от волшебного мира сказки к виртуальному информационному пространству — с его определенной организацией и законами.

Так кто же все-таки есть Георгий Почепцов? По-моему, у каждого и для каждого он свой. Главное — всегда актуальный, всегда интересный, всегда открывающий перед нами новые горизонты. Спасибо, что продолжаете быть нашим Учителем, раскрываете тайны коммуникации, радуя новыми и новыми работами, а значит, «дни моего Почепцова» не исчерпаются...