UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ ТУРИЗМ: ПО НАПРАВЛЕНИЮ К УТРАЧЕННОМУ

Год Украины в России, как и последующий Год России у нас, — повод не только проанализировать турис...

Автор: Владимир Царук

Год Украины в России, как и последующий Год России у нас, — повод не только проанализировать туристические обмены между нашими странами, но и наметить конкретные планы по восстановлению всего того, что было утрачено за последние 10 лет. Сегодня обе страны являются крупнейшими туристическими донорами европейских стран, а собственный туристический потенциал не используют и наполовину.

Киев, Москва и Ленинград в советские времена считались основными маршрутами внутреннего туризма. Еще 10 лет назад в Москву и Питер из Украины направлялись организованные группы туристов по профсоюзным путевкам, а также школьники во время каникул. Такие туры пользовались исключительным спросом, и заказать их было не так-то просто. Россияне особенно любили приезжать в Киев летом, туристическим хитом считался круиз по Днепру. Не надо напоминать и о всесоюзной здравнице, как называли еще 10 лет назад ныне автономный украинский Крым, где в советские времена отдыхало до 10 миллионов туристов, из них более 60 процентов составляли россияне.

Киев также считался престижным туристическим маршрутом. Возле Киево-Печерской лавры и Софийского собора каждый день стояло не меньше двух-трех десятков экскурсионных автобусов. Сочный московский говор был слышен в центре Киева и во время школьных каникул. Достать заветную путевку в санатории Трускавца или Миргорода и летом, и зимой считалось большой удачей. За год поток организованных туристов из России в Украину и наоборот (с посещением только Москвы, Питера и Киева) достигал 10—12 млн.

Все резко изменилось уже к началу 92-го года, когда еще не было таможен, но уход от общей валюты и прогрессирующая инфляция сделали свое дело, — туристский поток потихоньку иссяк. Вдобавок ко всему отменили профсоюзные льготы россиян на путевки в Украину. Три миллиона туристов, приехавших в прошлом году в Украину из России, вряд ли можно отнести к успешным показателям отечественной туриндустрии. Особенно, если учесть, что большинство из этих трех миллионов по традиции приезжают на летний отдых в Крым, а еще часть в Трускавец. Да и наши соотечественники в первопрестольную едут в последние годы отнюдь не по турпутевкам. Новые русские, как и новые украинцы, красотам Кижей, Валаама или Каменец-Подольска предпочитают заморские пирамиды Египта или пляжи турецкой Антальи. Привить новому поколению моду на Крым или Питер не так-то просто.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Сергея Абрамова, увеличению потока туристов в Украину мешают как таможни, так и отсутствие должного сервиса. После Кипра и Турции средний россиянин вряд ли поедет в Крым, пока там нет и намека на элементарный сервис. Супердорогие пансионаты и гостиницы с европейским уровнем сервиса, которые появились в Крыму в последние два года, погоды здесь не делают.

Но кроме крымских здравниц и Трускавца, как оказалось, российские турагентства практически не предлагают других туров по Украине. Даже в Киев россияне едут неохотно. По словам многих туроператоров, работающих с Москвой, главная причина — дороговизна. Недельный тур в столицу Украины обойдется россиянину намного дороже, чем такой же для наших соотечественников в Питер или Москву. И это при разном уровне цен в двух странах.

Как отметил президент Ассоциации «Украина-Русь» Степан Романюк, сегодня в столице Украины сложилась острая ситуация с отсутствием комфортных трехзвездочных гостиниц, относительно недорогих, но с качественным сервисом. Вот и получается, что престижная московская гостиница «Космос» (4 звездочки) стоит дешевле (35 долларов со шведским столом), чем наши так называемые трехзвездочные (около 200 гривен).

Турфирмы, работающие с Россией, сталкиваются и с проблемой информационно-рекламного обеспечения. Приходится констатировать, что граждане некогда единой страны сегодня больше знают об Эйфелевой башне и красотах Нила, нежели о достопримечательностях Красной площади или Киево-Печерской лавры и Софии. По словам директора туристической фирмы «Новый Робинзон» Анны Бобылевой, выросло целое поколение, которое о некогда общей истории не знает практически ничего. Несколько лет ушло на раскрутку в Украине Петербурга, куда наши туристы едут значительно активнее, чем в Москву.

Среди наиболее популярных российских маршрутов украинские турагентства называют туры в Карелию. Прежде всего за счет удачной состыковки туров, в этом году впервые практикуется такой вариант: 3—5 дней пребывания в Питере, а затем на теплоходе поездка в Валаам и Кижи. В Петрозаводске подобными турами занимаются всего две турфирмы, но за последние два года они сумели успешно раскрутить эти маршруты. Помогло этому и появление немалого количества частных пансионатов и гостиниц, которые предлагают подобные туры по вполне умеренным ценам. Судя по нынешнему сезону, в следующем году в Украине будут популярны маршруты на Байкал и экстрем-туры по сибирским рекам. Сегодня россияне активно развивают именно эти направления.

Сергей Абрамов прогнозирует, что в ближайшие два-три года российские турагентства будут более активны на украинском рынке, но для этого нужно взаимодействие прежде всего государственных структур России и Украины в решении проблемных вопросов. Этому должен поспособствовать и Год России в Украине. А Россия уже сделала первый шаг, выделив для рекламы Украины один из центральных павильонов московской ВДНХ.