UA / RU
Поддержать ZN.ua

Родительские заботы: не в тягость, а в радость

Англоязычное название новой концепции, разработанной Советом Европы, — positive parenting — адекватно перевести на русский язык сложно...

Автор: Оксана Приходько

Англоязычное название новой концепции, разработанной Советом Европы, — positive parenting — адекватно перевести на русский язык сложно. Официальная русскоязычная версия страсбургского сайта дает следующую формулировку: «позитивное воспитание детей». Понять, что именно подразумевается под этим термином, можно лишь после ознакомления с текстом рекомендации Комитета министров СЕ Rec (2006)19, принятой 13 декабря. В этой рекомендации, в частности, говорится о том, что родительские заботы европейские страны должны рассматривать как часть своей государственной политики, но при этом избегать излишнего вторжения в интимные семейные отношения.

На практике это означает, что люди, воспитывающие своих детей (причем речь идет не только о биологических детях), не должны быть обречены на лишения, будь то материальные проблемы, сложности с социальной реализацией, профессиональным ростом, культурным досугом, путешествиям и так далее. И ответственность за создание условий, исключающих все эти проявления родительской дискриминации, взять на себя должно государство. С другой стороны, государство должно позаботиться о том, чтобы в каждой семье соблюдались все права ребенка. Для достижения этих целей необходимы материальная поддержка, возможность достижения оптимального баланса между семьей и работой, развитие инфраструктуры социального обеспечения детей.

С материальной поддержкой все более-менее ясно, но далеко не всем от этого становится легче. Она должна осуществляться как в виде существенных налоговых льгот, так и в виде всевозможных дотаций и пособий. Устранение дилеммы семья—работа должно идти по пути предоставления родителям отпуска по уходу за детьми, гибкого рабочего графика, возможности перехода на неполную занятость. Естественно, такие возможности должны предоставляться вне зависимости от пола родителя. Рекомендации же по поводу инфраструктуры читаются и вовсе как увлекательное фантастическое чтиво: создание центров по уходу за детьми, центры информационной, консультативной поддержки родителей, службы помощи, образовательные программы для родителей, возможность получения адекватного медицинского обслуживания и помощи в ведении домашнего хозяйства, предоставление юридической и психологической поддержки, обеспечение организации детского и семейного досуга, путешествий, отдыха, наличие омбудсмена по правам детей. В результате реализации всех этих мер родители не будут «выпадать» из общества, а общество будет прирастать новыми членами, имеющими все возможности для реализации своего потенциала.

Конечно, страсбургская концепция традиционно строится на выверенном балансе прав и обязанностей всех вовлеченных сторон — детей, родителей, общества, государства. Причем все эти стороны должны выступать в качестве равноправных партнеров. Ведь не секрет, что у некоторых родителей большой интерес сможет вызвать тот раздел, который касается обязательств общества и государства, в отличие от тех положений, в которых речь идет об обязанностях родителей как по отношению к детям, так и по отношению к обществу и государству, и даже во взаимоотношениях между собой. Естественно, это не означает, что распределение обязанностей между матерью и отцом должно быть выписано на уровне национального или панъевропейского законодательства. Более того, речь идет о необходимости большего плюрализма в отношении существующих моделей семей и семейных взаимоотношений. Единственное, что подлежит стандартизации, — это уровень жизни ребенка и защита всех его прав. Иными словами, чтобы каждый ребенок, вне зависимости от пола, национальности, социальной принадлежности не сталкивался с домашним насилием, не голодал, получал необходимую медицинскую помощь, имел возможность учиться, приобщаться ко всем культурным, политическим и социальным богатствам, накопленным европейским сообществом, участвовать в принятии касающихся его решений. И чтобы люди, которые могут и хотят обеспечивать своим детям подобный уровень жизни, пользовались в обществе заслуженным признанием, уважением и выступали в качестве привлекательных ролевых моделей.

Не правда ли, идиллическая картинка? Что из всего этого светит украинским детям и родителям, сказать сложно. Пока что наше государство не в состоянии даже полностью ратифицировать пересмотренную Европейскую социальную хартию, Европейскую конвенцию по правам детей, другие документы, ставящие во главу угла интересы семьи. Конечно, хроническое отсутствие необходимых для этого средств для многих служит и необходимым, и достаточным оправданием. Хотя опыт других стран показывает, что начинать можно с малого. Например, в процессе организации работы общественного транспорта учитывать потребности многодетных мам, для которых любые путешествия должны превратиться из сплошного кошмара хотя бы в относительное удовольствие.