UA / RU
Поддержать ZN.ua

Риталиновые крайности

Что такое синдром дефицита внимания (СДВ) и как с ним бороться? Ответ на этот вопрос весьма зависит от того, по какую сторону Атлантики его задают...

Автор: Оксана Приходько

Что такое синдром дефицита внимания (СДВ) и как с ним бороться? Ответ на этот вопрос весьма зависит от того, по какую сторону Атлантики его задают. Американские врачи ставят такой диагноз двум миллионам детей в год, а европейские специалисты предпочитают рассматривать подобные состояния как нормальные проявления становления детской психики. Тем не менее последние исследования показали, что данной патологией действительно страдает от трех до пяти процентов детей школьного возраста и обойтись без квалифицированной медицинской помощи они не могут.

Чаще всего СДВ проявляется в пяти–шестилетнем возрасте, но наиболее остро вопрос о необходимости правильной диагностики возникает в процессе школьного обучения. Несмотря на то что практически в каждом классе есть неугомонные, неуправляемые дети, не способные подолгу концентрировать внимание на одной и той же задаче, не соблюдающие дисциплину и не выполняющие указания учителя, далеко не все они требуют медицинского вмешательства. В научной медицине широко распространены данные о том, что этот синдром имеет явно выраженную наследственную составляющую: родители каждого третьего ребенка с СДВ сами страдают или страдали этой патологией, а найти достаточно близкого родственника с аналогичным диагнозом можно практически у каждого пациента. Более того, у однояйцовых близнецов совпадение проявления данного синдрома, можно сказать, стопроцентно, у разнояйцовых — несколько ниже.

На этот синдром накладываются многие другие факторы, среди которых чаще всего перечисляют нарушения внутриутробного развития, родовые травмы, особенности раннего формирования детской психики (алкоголизм и ссоры родителей и так далее). В результате мозг ребенка не в состоянии справиться с поступающей информацией, и самые обычные раздражители оказывают избыточное действие, вызывая беспокойство, раздражительность, агрессивность. Не успев взять в руки ручку, он уже мчится к окну, посмотреть, что за птица там пролетела, бросается к портфелю, чтобы достать яблоко, или затевает драку с соседом. Впрочем, так себя ведут только те дети, у которых СДВ отягощен гиперактивностью, — это происходит в 60 процентах случаев. И в основном у мальчиков. Собственно, и самим СДВ мальчики страдают значительно чаще, чем девочки. А может, у последних это не так ярко проявляется и во многих случаях патология остается недиагностированной.

Реакция европейских и американских педагогов на подобное поведение детей сильно отличается. В первом случае ребенку грозят различные меры дисциплинарного воздействия, а во втором — консультация психиатра, который еще не так давно без особых колебаний прописывал психотропные препараты. Однако и в том, и в другом случае проведением дифференцированного диагноза никто себя особо не утруждает. Поэтому в Европе страдающие СДВ остаются без должной медицинской помощи, а в Америке пилюли назначаются и тем детям, которые страдали от дефицита внимания разве что со стороны родителей. По некоторым данным, в старших классах каждый пятый американский юноша имел подобные назначения, а в случае с афроамериканцами — даже каждый третий или второй. Наиболее распространенный при этом заболевании препарат — риталин из группы амфетаминов — оказывается эффективным в 75—80 случаях. Однако при этом он обладает многочисленными побочными эффектами: задержка роста, раздражительность, нарушения сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсии, сухость во рту, головокружение, иногда привыкание. Зато те дети, которые действительно страдают СДВ, без лечения сталкиваются с очень серьезными проблемами. Как свидетельствует статистика, у 80 процентов преступников определялся диагноз СДВ с гиперактивностью. 40 процентов девочек, имеющих такой синдром, беременели до наступления совершеннолетия. 40 процентов как мальчиков, так и девочек нуждались в специальном обучении, а 20 процентов становились наркоманами. Зато при адекватной медицинской помощи «носители» этого синдрома со временем превращались в звезд шоу-бизнеса, видных политических и общественных деятелей. Хотя, опять же по статистике, СДВ, который еще до недавнего времени считался исключительно детской проблемой, в 60 процентах случаев сохранялся и во взрослой жизни. В том числе и среди тех, кто в свое время злоупотреблял риталином, не пытаясь выработать более эффективные механизмы управления своей психикой.

В последнее время американские контролирующие органы стали запрещать повсеместное назначение психотропных препаратов, особенно детям, тогда как в некоторых европейских странах они вообще не прошли процесс лицензирования (например, в Италии). При этом действенных альтернативных методик лечения этого синдрома у психиатров все еще нет. Вот и получается, что чаще всего все, что они могут сделать, столкнувшись с такими детьми, — назначить психотропные препараты, в первую очередь антидепрессанты,.. их родителям и учителям.