UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕЗА ПЕХЛЕВИ: ИЗ КАЗАКОВ — В КОРОЛИ

Первая половина XX века — сложный период в истории стран третьего мира. Империи Запада вели наступление на всех континентах, превращая еще неподчиненные территории в свои колонии...

Автор: Павел Варбанец
Реза Пехлеви

Первая половина XX века — сложный период в истории стран третьего мира. Империи Запада вели наступление на всех континентах, превращая еще неподчиненные территории в свои колонии. Именно в таких условиях в странах Азии и Африки на политический небосклон восходили звезды харизматических лидеров, возглавивших борьбу за независимость. Среди них — лидеры Турции и Египта Кемаль Ататюрк и Гамаль Абдель Насер. В Иране (Персии) таким человеком стал Реза Пехлеви. Невероятный факт: в прошлом необразованный солдат сумел взойти на престол, объединить страну и создать совершенно новый образ державы с многовековой историей.

В этом году исполняется 60 лет со дня смерти Резы Пехлеви. Иран сильно изменился за это время. Он стал исламским государством — антиподом создаваемого Резой. Но его вклад в современную иранскую государственность огромен — отстояв независимость страны, шах провел ее модернизацию, плодами которой иранцы пользуются до сих пор.

Реза-хан Мирпяндж родился 16 марта 1878 года в маленькой деревне на севере Ирана, в то время еще Персии. Он был выходцем из семьи военных: отец служил полковником в местном полку, а дед в чине майора был убит задолго до рождения Резы — в 1856 году во время похода на Герат.

После смерти отца в семье начались ссоры из-за наследства, и его мать, самая младшая из жен и поэтому самая бесправная, вынуждена была бежать с сыном в столицу — Тегеран. Там, обладая прекрасными физическими данными, Реза-хан уже в 14 лет был зачислен в казачью бригаду — самую боеспособную часть иранской армии. Эту бригаду создали, обучили и вооружили российские казачьи офицеры, они же и занимали в ней ряд командных должностей. Казаки-мусульмане отлично скакали на ахалтекинских лошадях, метко стреляли из седла, рубились на саблях. Благодаря своим личным качествам Реза-хан сумел продвинуться по службе и стал офицером. В 1916 году он в звании полковника возглавил один из отрядов казачьей бригады.

В конце Первой мировой войны в Иране царила полная анархия. На севере страны, в провинции Гилян, к власти рвались коммунисты, на юге находились английские войска, оккупировавшие нефтяные месторождения; бандитские шайки и отряды кочевников грабили мирное население. Ахмед-шах из династии Каджаров был игрушкой в руках придворных.

Великобритания в 1919 году решает установить над страной полный контроль. Английские дипломаты дают иранскому правительству взятку в размере 131 тысячи фунтов стерлингов. Цель подкупа — заключение соглашения, согласно которому Персия, по сути, превращается в английский протекторат. Условия этого соглашения предусматривали заем в 2 миллиона фунтов стерлингов сроком на 20 лет под 7% годовых, что означало фактический контроль Англии над финансами страны, работу в Иране английских гражданских и военных специалистов, строительство европейцами железных дорог...

Подписание кабального соглашения вызвало взрыв негодования в стране, что и привело к отставке правительства. Новый кабинет начал активные переговоры с Москвой (уже большевистской), так же традиционно заинтересованной в иранских делах. Англичане в такой ситуации готовят государственный переворот. Естественно, не своими, а чужими руками, так как в противном случае это бы вызвало международный скандал и дало основание большевикам ввести свои войска в Персию. Лондон тщательно отбирает кандидата; этот человек должен был заслужить доверие иранской общественности. После отклонения нескольких кандидатур выбор пал на командира Казвинского отряда казачьей бригады полковника Реза-хана. Объяснялось это тем, что он был смелым и решительным офицером, яростным противником местных большевиков, с которыми успешно воевал в Гиляне. Заговорщики не посвящали полковника в таинства политики, объяснив лишь, что он должен привести свой отряд в Тегеран для обеспечения безопасности Ахмед-шаха от коррумпированных аристократов, стремящихся захватить власть в свои руки.

21 февраля 1921 года во главе кавалерийского отряда Реза-хан вступает в Тегеран, сыграв, таким образом, решающую роль в государственном перевороте. Организаторы заговора, поделив между собой министерские портфели, решили держать Реза-хана на расстоянии, так и не дав ему портфель военного министра. Однако он назначается командиром казачьей бригады, единственной боеспособной на то время части. Почувствовав вкус власти, Реза-хан решил с ней больше не расставаться.

Через два месяца его назначили военным министром, в 1923 году — премьер-министром, а 21 декабря 1925 года, после низложения проживавшего на то время в Париже Ахмед-шаха, — правителем Ирана, первым шахом новой династии Пехлеви. Менее чем за пять лет неприметный аполитичный полковник, не принадлежащий к какому-либо аристократическому роду, стал шахом Ирана! На пути Реза-хана к власти стояли придворные, несколько раз пытавшиеся организовать на него покушение. Первая такая попытка была предпринята в декабре 1922 года. Во время поездки шаха в Шираз, куда его сопровождал и Реза-хан, к Ахмед-шаху на аудиенцию пришли два местных религиозных лидера — улема. Они и предложили план убийства Реза-хана: шах организовывает званый ужин в узком кругу; по традиции, при входе во внутренние покои все должны сдать оружие. В этот момент несколько человек нападут на Реза-хана и убьют его. План был беспроигрышный, но Ахмед-шах, будучи человеком робким, испугался и не дал своего согласия. По всей видимости, как пишут участники тех событий, правителю уже опостылели и Иран, и иранцы. Шаха устраивало существовавшее положение, когда страной фактически правил премьер-министр, а он, под предлогом болезни, а в действительности с целью развлечений, часто уезжал за границу. Во всех странах мира шах получал соответствующие почести, каждый месяц правительство высылало ему денежное содержание и премии, а также управляло его гаремом.

Почти постоянное отсутствие монарха было на руку премьеру. Главный вопрос, который волновал Реза-хана, — армия и ее финансирование. Деньги взаймы он был готов брать у всех: англичан, американцев и даже у своих заклятых врагов — коммунистов. Правительство начало регулярно выплачивать солдатам и офицерам жалование; не жалели средств на оснащение и вооружение. Реза-хан понимал, что армия — его главная опора в политической борьбе со своими противниками — аристократией и духовенством. Он сознательно насаждал культ армии, подняв ее статус до такого уровня, которым она никогда прежде не обладала. И как результат, армия беспрекословно подчинялась Реза-хану.

После реорганизации вооруженных сил (слияния казачьей бригады, жандармерии, полиции и десятков разрозненных военных отрядов в единую армию под своим командованием) Реза-хан установил контроль над всей страной, назначив губернаторами провинций преданных ему офицеров. С принятием в 1925 году закона о всеобщей воинской повинности, разработкой уставов вооруженных сил, введением новой унифицированной военной формы, армия Ирана стала одной из сильнейших в регионе.

Укрепление армии стало залогом военных успехов Реза-хана. Он подавил восстание коммунистов в Гиляне, покончил с племенным сепаратизмом и беспределом кочевых банд, ослабил влияние англичан, вынудив их вывести с иранской территории свои войска. Таким образом, Реза-хан создал базу для проведения задуманных им фундаментальных реформ по модернизации иранского государства.

Первоначально у Реза-хана была идея создать в Иране республику по примеру Турции. В этом его поддерживал меджлис, в котором большинство составляли представители националистической партии «Таджддод» и социалисты. Однако у идеи были и многочисленные противники. Духовенство считало, что установление республиканского строя приведет к распространению в стране западных ценностей и секуляризации, как это случилось в Турции. Против республики выступали и некоторые представители интеллигенции, считавшие ее ширмой, прикрываясь которой Реза-хан хочет попрать конституцию и установить военную диктатуру. Да и сам Ахмед-шах формально все еще оставался главой государства. Борьбу с республиканским движением возглавило духовенство и лично аятолла Модаррес.

Премьер в конце концов пошел на попятную. Поворотным моментом стал его визит в 1924 году в религиозный центр Ирана город Кум. Под давлением духовенства 31 марта 1924 года Реза-хан официально отрекся от республиканской формы правления. Иран остался монархией, а он сам впоследствии на учредительном собрании был избран шахом Ирана, взяв династическое имя — Пехлеви.

Серьезное сопротивление реформам шаха могли оказать как аристократы и духовенство, традиционно противящиеся всем переменам, так и левые радикалы, мечтавшие о строительстве «светлого будущего». Но парадокс был в том, что Реза Пехлеви — деспот и диктатор по своей сути, решил силой внедрять в иранское общество элементы демократических политических систем западного мира. Создание в Иране современного, экономически сильного государства, по его мнению, было единственным способом освободить страну от влияния советской России, Великобритании и других государств.

Для разработки и проведения реформ шах создал команду образованных профессионалов. Абдул Теймураш, Фируз Мирза и Али Акбар Довер стали «мозговым центром» администрации. Именно они разрабатывали законопроекты, послушно одобряемые парламентом. Зачастую законопроекты даже не проходили предусмотренную конституцией и регламентом громоздкую и длительную процедуру слушаний и сразу же утверждались депутатами. Правда, никто из этого триумвирата ни разу не занимал пост премьер-министра страны: опасаясь усиления позиций кого-либо из своих ближайших помощников, Реза Пехлеви старался на пост главы правительства не назначать авторитетных людей.

Во внутренней политике Реза-хана выделялись два основных компонента: национализм и модернизация. В этом отношении его можно сравнить с Петром I. Наибольшее влияние на Реза-хана оказал лидер Турецкой республики Кемаль Ататюрк. Оба восточных диктатора во многом похожи — они были националистами и патриотами своей страны, стремились к модернизации, критически относились к вмешательству религии в общественную жизнь. Однако были между ними и существенные различия: если Кемаль Ататюрк стремился порвать с османским прошлым, то Реза-хан никогда не отрекался от своей истории и традиций.

Главной целью реформ Реза-хана стало создание в Иране инфраструктуры современного государства. Кардинальные преобразования начались с судебной реформы в 1927 году, в основу которой была положена структура судебных органов Франции; прерогативы средневековых шариатских судов были значительно урезаны. В их ведении остались лишь дела, касающиеся семьи и религии. Стороны, при нежелании рассматривать семейные дела в шариатском суде, могли обратиться в гражданский суд.

В рамках законодательной реформы с 1925 по 1928 годы был принят новый свод законов: уголовный, гражданский, коммерческий кодексы, базировавшиеся на нормах европейского законодательства. Было введено право частной собственности, распроданы земли, принадлежавшие духовенству и мечетям. В 1930 году учрежден национальный банк. Вместо серебряного крана национальной валютой стал золотой риал.

По всей стране возводились промышленные предприятия, реализовывались грандиозные проекты: построенная за 10 лет Трансиранская железная дорога протянулась на 1394 км от побережья Каспийского моря до Персидского залива. Дорогу строили немецкие и американские, а затем — датские и шведские компании; но полностью на иранские деньги, чем Реза-хан очень гордился. Для осуществления проекта построили сотни мостов и тоннелей, а на побережье Персидского залива был возведен новый порт.

Все эти реформы имели огромное значение: они ликвидировали многие средневековые институты, поощряли предпринимательство, подрывали всевластие духовенства; они подготовили почву и для независимой внешней политики страны. Наиболее остро для Ирана стоял вопрос об отмене «капитуляционного режима». До сих пор иностранцы были неподсудны иранской власти из-за резкого различия судебной системы и норм права Ирана и стран Запада. Иностранцы и иностранные компании имели многочисленные привилегии. Шах поступил как дальновидный политик: он не стал идти на полный разрыв с колониальными империями, что могло привести к вторжению в Иран иностранных войск. В мае 1927-го правительство за год предупредило все государства, имевшие интересы в Иране, об отмене «капитуляционного режима». Было объявлено и о пересмотре всех договоров и соглашений, исходивших из этого режима (но не об их одностороннем разрыве).

Второй проблемой, которая стояла перед Резой Пехлеви во внешней политике страны, было сильное влияния в Иране советской России и Великобритании. Шах старался найти ему противовес. В 1937 году он вступил в региональный союз, известный как Саацабский договор (Турция, Иран, Афганистан). Также Реза Пехлеви приглашал на ведущие административные должности американцев и немцев, видя в них противовес «традиционным» сверхдержавам в этом регионе.

Шах активно работал и над имиджем страны. Его социокультурные реформы были, по сути, проевропейскими. Большое влияние на проведение реформ в этой области оказал визит Резы Пехлеви в Турцию (1934 г.) и его встреча с Кемалем Ататюрком. Реза-хан сразу берется за дело: он издает указ о запрещении женщинам носить чадру, разрешает им поступать в высшие учебные заведения. Мужчины, особенно чиновники, обязаны были носить одежду европейского покроя. В обиход вошли «пехлевийки» — фетровые шляпы с козырьком. Духовные лица, желающие носить традиционную одежду, должны были получить разрешение в министерстве просвещения. Также из-под контроля духовенства была выведена система образования, перешедшая в ведение министерства образования; в начале 30-х годов приняты законы о всеобщем обязательном начальном образовании. За годы правления Реза-хана число начальных школ увеличилось в пять, а средних и того больше — в восемь раз. В 1934 году был создан Тегеранский университет. Образованная молодежь пополнила ряды государственных служащих, светской интеллигенции, офицерского корпуса и конечно же была лично предана режиму.

Естественно, что все эти преобразования встретили сопротивление духовенства, но протесты жестоко карались, многие влиятельные религиозные деятели были казнены. Так, хранитель гробницы имама Резы был приговорен к смертной казни, а его родственник Форуж смещен с поста премьер-министра. Некогда возглавлявший в стране движение против республиканских реформ аятолла Модаррес, один из наиболее видных и влиятельных религиозных деятелей в стране, был арестован, а затем и казнен.

Казни религиозных деятелей такого высокого сана были невиданным делом для исламской страны. Но шиитское духовенство сохраняло влияние: в столице и городах правили губернаторы, а на остальной территории — муллы. Эта проблема всплыла на поверхность уже во время правления сына Резы Пехлеви — Мохаммеда — в 1979 году, когда духовенство, воспользовавшись наступившим кризисом и ростом недовольства среди населения, взяло власть в свои руки.

Шах стремился построить в Иране современное государство, но его диктаторские методы не оставили шансов для развития партийной деятельности и демократии. В начале своей карьеры Реза-хан использовал партии и их лидеров для усиления собственных позиций. Став шахом, он взял курс на полную ликвидацию партий, решив опираться только на армию и верных ему людей. Впоследствии он расправился и с единомышленниками, с которыми начинал модернизировать страну. Так, в 1933 году по его приказу был арестован и затем убит в тюрьме Теймураш, могущественный министр двора, в котором Реза-хан стал усматривать опасного конкурента. В 1929 году был казнен принц Фируз Мирза, министр финансов, в 1936 году покончил с собой Довер, архитектор новой судебной системы Ирана.

Репрессии способствовали укреплению власти шаха (как это знакомо — в эти же годы Сталин в СССР также «закручивал гайки») внутри страны, но, лишившись лучших советников, Реза-хан запутался в сложнейших проблемах международных отношений 30-х годов, установив особые отношения с гитлеровской Германией. Пытаясь найти в Берлине противовес Лондону и Москве, Реза Пехлеви фактически погубил свой режим. В начале Второй мировой войны под предлогом того, что шах содействует немецкой агентуре в Иране, британские и советские войска оккупировали территорию страны. 16 сентября 1941 года Реза-хан вынужден был отречься от престола в пользу своего 22-летнего сына Мохаммеда Резы.

Бывшего шаха посадили на британский корабль, который взял курс на остров святого Маврикия. Весной 1942 года, уже тяжело больной, Реза Пехлеви переехал в Южную Африку (Йоханнесбург), где и скончался 26 июля 1944 года. Его останки были перевезены в Иран. На родине, в 1949 году меджлис присвоил экс-шаху титул «Великий».

Есть, правда, и неофициальная версия последних дней жизни Резы Пехлеви. Согласно легенде, Реза-хан мирно скончался в роскошной резиденции на берегу Каспийского моря, склонив голову на балюстраду фонтана и слушая чтение стихов Фирдоуси. Будучи полуграмотным солдафоном, он боготворил стихи.

Сегодня Иран — исламское государство, и шаха Резу Пехлеви, проводившего светские реформы, здесь не принято восхвалять. Но не стоит забывать о том вкладе, который он внес в становление своего государства. Реза Пехлеви вновь придал былой блеск короне персидских шахов. Он из ряда тех немногих правителей, кто сумел объединить монарха и реформатора в одном лице.