UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКОРД, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ПОБИТЬ?

Таких рекордов в спорте было много - каждое спортивное поколение оставляло потомкам результат, казавшийся вечным...

Автор: Владимир Маевский

Таких рекордов в спорте было много - каждое спортивное поколение оставляло потомкам результат, казавшийся вечным. В довоенные годы американский тренер Гамильтон составил таблицу вечных рекордов по легкой атлетике. В нее он включил результат в толкании ядра американца Торранса -17 метров 40 сантиметров, бросок копья знаменитого финна Матти Ярвинена за 78 метров, результат в прыжках в длину легендарного Джесси Оуэнса- 8 метров 13 сантиметров и другие, по его мнению, непревзойденные рекорды. В 1967 году в Киеве проходил матч СССР-США по легкой атлетике, и вдруг на пресс-конференции я услышал, что среди тренеров американской команды был тот самый Брюс Гамильтон! Когда я спросил его, что он думает о своей таблице, то старый специалист был потрясен тем, что кто-то помнит о его ошибках молодости. Даже в то время, уже через 30 лет после составления «предельной» таблицы, от рекордов не осталось и камня на камне. Ядро давно толкали за 21 метр, а сейчас высший показатель в районе уже 23 метров, результат Торранса доступен «простым» мастерам спорта, рекорд по метанию копья перешагнул стометровый рубеж, а прыжок Джесси Оуэнса улучшен на 82 сантиметра!

Так может ли любой рекорд быть вечным? Конечно, нет! Хотя бы по той простой причине, что нет настолько большого, числа, чтобы к нему нельзя было прибавить хоть единицу. Каждый рекорд представляет собой слагаемое многих факторов - таланта рекордсмена, его трудолюбия, наличия тренировок, качества оборудования и инвентаря, наличия витаминов, разрешенных стимуляторов и запрещенных, но не обнаруженных допингов. Все это подвержено развитию и росту.

Если рекордсмен в толкании ядра легендарный американец Торранс имел рост 190 см и вес 120 килограммов, то нынешние рекордсмены в этом виде имеют двухметровый и более рост, часто больший вес, чем у Торранса. В корне изменилась сама техника толкания ядра, методика подготовки. Каждый следующий рекордсмен может быть выше, сильнее, координированнее предыдущего, и уже в этом его преимущество. Кроме того, каждый прошедший оставляет бесценный опыт для будущего. Никогда не появится рекордсмен, физические данные которого нельзя было бы превзойти.

В прыжках в длину сами спортсмены всерьез называли вечным прыжок Роберта Бимона на 8 метров 90 сантиметров, совершенный в 1968 году в высокогорном Мехико. В прыжках в длину очень важна скорость разбега, и Бимон пробегал стометровку за 10,3 секунды. Но вот появился Карл Льюис, бегающий стометровку за 9,8 секунды, появился еще один феноменальный прыгун Дейв Пауэлл - и рекорд Бимона все же был улучшен на 5 сантиметров. Валерия Брумеля называли космическим прыгуном за результат в прыжке на высоту на 2 метра 28 сантиметров. Он довел до полного совершенства перекидной стиль прыжка. Однако, у Брумеля был бросающийся в глаза недостаток - рост всего лишь 185 сантиметров. Когда появились более чем двухметровые прыгуны, когда сектор для прыжков стал не гаревым, а синтетическим, когда гениальный американец Дик Фосбери изобрел невероятный способ прыжка с приземлением на спину-короче говоря, после всего этого плюс разнообразные стимуляторы, результат Брумеля быстро стал просто хорошим, а рекорд превысил 2 метра 40 сантиметров.

Так будет всегда. Прогресс человечества невозможно остановить, в том числе и в спорте. Вечного рекорда быть не может.