UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рекламы много, …но очень мало!

Решилась на необычный эксперимент – провести самостоятельно статистический опрос «О роли рекламы в общественной жизни»...

Автор: Елена Батиг

Решилась на необычный эксперимент – провести самостоятельно статистический опрос «О роли рекламы в общественной жизни». Опросила на Крещатике 25 респондентов – граждан различных профессий, разных возрастных категорий. Реакция-ответ на вопрос «В какой степени необходима реклама?» была практически (22 из 25) однозначной – «В меньшей». Когда конкретизировала вопрос, попросив высказать свое отношение к социальной рекламе (именно так этот вид общественной рекламы называют у нас), позитивный настрой респондентов заметно возрос.

Несмотря на то что социальная реклама использует те же средства-носители информации, что и коммерческая – теле- и радиоролики, прессу, транспорт, уличные билборды и т.д. — желание видеть ее более активное развитие было очевидным.

Цель социальной рекламы состоит в том, чтобы привлечь внимание людей к общественному явлению, задуматься о «простых», казалось бы, обыденных вещах, а в конечном счете – создать новые социальные ценности.

На мой взгляд, очень удачной была социальная реклама о вреде курения. На огромном билборде юный футболист с увлечением и восторгом ведет мяч; внизу – лаконично: «Палити? На це немає часу!»

Уверена, что пользы для «опікуваного» подрастающего поколения она принесла значительно больше, нежели размещенная на ее месте реклама «вишуканих» элитных сигарет.

Попутно хочу заметить, что главнейшей особенностью социальной рекламы экономически развитых стран является настойчивая государственная пропаганда здорового образа жизни, охраны окружающей среды, эталонов общественной жизни и т.д.

И еще. В США, например, общественные организации впервые занялись социальной рекламой еще в 1906 году – американская гражданская ассоциация призвала защитить Ниагарский водопад от бесчинств, творимых электрическими компаниями.

Американская рекламная федерация ежегодно присуждает премии за лучшие работы в сфере социальной рекламы в номинации Public Service.

Что же мешает Украине быстрее перенимать подобный опыт? Отсутствие финансирования? А может, равнодушие занимает слишком прочное место в общественном бытии?

В США социальную рекламу, как правило, заказывает правительство. Оно же и осуществляет финансирование. Этим же занимается и Рекламный совет – неправительственная организация, которая существует с 1942 года. Средства на социальную рекламу также выделяются как частными фирмами, так и администрацией. Так в 1993–2000 годах администрация Клинтона потратила на социальную рекламу около двух миллиардов долларов.

Правда, методы американской социальной рекламы своеобразны, порой даже эпатажны. Социальная реклама в США резка, вызывающе провокационна, мощно бьющая по эмоциональной сфере человека, по его гражданским чувствам.

Например, в прошлом году в США была представлена социальная реклама против терактов. На одной из киностудий была произведена имитация взрыва на рынке в Багдаде, жертвами которого стали 200 человек. Съемки проходили в рамках подготовки рекламного клипа, который призывал иракцев бороться с террористами-смертниками. Видеоролик длился 60 секунд и продемонстрировал багдадский рынок до взрыва, в момент теракта и после него. Ролик обошелся заказчикам в миллион долларов. Средства были собраны за счет пожертвований общественных организаций, компаний и частных лиц.

Еще одну социальную рекламу против СПИДа разработали в США по заказу Чикагского СПИД-центра.

На принтах демонстрируются красивые модели в процессе показа мод. На одном из элементов одежды имеется надпись «СПИД». Болезнь показана в данной рекламе как атрибут яркой, красивой жизни. Слоган кампании «When will it go out of style?» (Когда же он выйдет из моды?) и направлен на преодоление распространенного среди молодежи тренда быть «модным».

Кстати, эта методика удачно воплощена украинской Ассоциацией наружной рекламы на рекламном щите, выполненном соответственно в черно-белых тонах: «Мамо, чому я помер?» — «У наркоманів не може бути здорових дітей». Эмоциональная насыщенность подобной социальной рекламы, на мой взгляд, действует на сознание настолько ощутимо, что реально способна изменить отношение общества к данной проблеме.

Очень жаль, что в Украине в силу различных обстоятельств (это ль оправдание?) социальной рекламе не уделяется должное внимание. А ведь проблем в сфере социальной жизни у нас предостаточно: алкоголизм, наркомания, брошенные дети, участившиеся трагедии на дорогах, охрана окружающей среды… Список язв «больного общества» можно продолжать еще и еще. Поэтому в завершении хочу отметить, что у социальной рекламы в нашей стране — огромный потенциал и широкое поле деятельности. Ведь реклама – это мощный механизм воздействия на формирование общественного мнения. Кто же из наших сограждан откажется, чтобы жизнь стала светлее, чище, счастливее и добрее?

Мои респонденты снова были единодушны: «Никто!».