UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКЛАМА НА ДОРОГАХ — УГРОЗА ДЛЯ ЖИЗНИ

Никто не доказал, что разговор по сотовому отвлекает водителя больше, чем задранная ветром юбка случайной прохожей или щит наружной рекламы...

Никто не доказал, что разговор по сотовому отвлекает водителя больше, чем задранная ветром юбка случайной прохожей или щит наружной рекламы. В том виде, в котором она существует сейчас, наружная реклама гораздо опаснее для водителей, чем мобильные телефоны, и весьма отрицательно сказывается на психике рядовых водителей.

Помните, сколько шума в свое время наделала реклама Wonderbra. Властное требование Евы Херциговой глядеть ей в глаза («Я сказала — в глаза»), а не на упругие перси приводило к тому, что многие напрочь забывали о дороге и дорожных препятствиях. Статистика не подсчитала, много ли фонарей, капотов и лбов было тогда разбито. Но психологи заинтересовались — что же за опасности для рядовых водителей таит в себе реклама?

Начнем с того, что наружная реклама ориентирована на привлечение непроизвольного внимания. То есть — и не хотел, а посмотрел. Это связано с таким понятием, как актуализация потребностей. Рыбак реагирует на рекламу эхолотов, дачник — каминов, качок — тренажеров «Кетлер». Что кого привлечет (отвлечет) от дороги в конкретный момент, предсказать непросто. Однако особенно сильны в нас базовые потребности. Скажем, в сексе. Сексуальная реклама опасна на дороге не потому, что кто-то может морально разложиться. Просто нас тянет к ней против нашей воли. В Англии недавно убрали с дорог все рекламные щиты компакт-дисков Fantasia. Из-за большого количества желающих ближе рассмотреть двух обнаженных целующихся девиц останавливалось все движение.

Впрочем, оторвать глаз трудно не только от разных «фантазий», но и от щитов (а также экранов) с динамичным изображением. Двигаясь сами и наблюдая за быстрым движением картинок, мы рискуем самое малое въехать в какую-нибудь колдобину.

Не исключено и то, что от долгого созерцания рекламы сработает механизм гипнотического воздействия. Впавший в состояние транса водитель не менее опасен, чем пьяный за рулем. Но даже без транса динамичные световые сигналы снижают чувствительность элементов цветоощущения, что неизбежно сказывается на реакции водителя. Или его настроении. Скажем, неправильный подбор цветовых оттенков на рекламе приводит к раздражению и агрессивности. А куда девать отрицательные эмоции, кроме как на соседей по потоку, невдомек даже психологам.

Но это еще не самое ужасное. Специфика водительского восприятия в существовании определенных цветовых стереотипов, сформированных дорожными знаками. Красный цвет означает запрет или возможную опасность, зеленый или сочетание белого с голубым напротив подразумевает свободу действий. И всегда ли будет виноват промчавшийся на красный, если немытый светофор на перекрестке со всех сторон уставлен лазурными видами Черноморского побережья.

Еще одна опасность наружной рекламы связана с явлением последовательного контраста, заключающегося в том, что зрительные ощущения обладают некой инерцией. Водитель повернул в сторону голову и увидел на экране, скажем, яркое изображение нового Mercedes S-класс. Он переводит взгляд обратно на дорогу, а S-класс, который только что был где-то там далеко, вдруг перед капотом. Он бьет по тормозам. И что тут посоветуешь, кроме сакраментального «соблюдайте дистанцию»! Только поможет ли вам это?

Источник: «Автопилот»