UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКА БЕЗ РУЧЕЙКОВ ВЫСЫХАЕТ... ЧЬИ ДЕТИ И ГДЕ МОГУТ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ?

Я часто слушаю радіо «Довіра» — «Клуб полуночников» со сменяющими друг друга ведущими Олегом Бурениным и Игорем Лариным...

Автор: Владимир Маевский

Я часто слушаю радіо «Довіра» — «Клуб полуночников» со сменяющими друг друга ведущими Олегом Бурениным и Игорем Лариным. За два часа они проводят своеобразный социальный референдум украинских радиослушателей на разные темы. И вот однажды подростку школьного возраста был задан вопрос: «Что сказал Юрий Гагарин в момент старта?» Ответ оказался шокирующим: «А кто такой Гагарин?»

В связи с этим у меня возникло несколько ранее не приходивших в голову мыслей о воспитании подрастающего поколения, с которыми я и пришел к заслуженному тренеру Украины по футболу Леониду Кривицкому, всю свою жизнь посвятившему работе с юными футболистами и командами.

— Леонид Григорьевич, большинство детских тренеров по разным видам спорта глубоко убеждены в своей высокой воспитательной миссии, очень часто и повсюду ссылаясь на то, что «спасают детей от тлетворного влияния улицы, от пьянства и наркомании, уменьшают количество хулиганов». Но, с другой стороны, занимаясь, скажем, футболом, дети отвлекаются и от учебы, от чтения книг, журналов и вообще многих способов самообразования. Ведь не все же, в конце концов, в свободное время пойдут с ножиком грабить прохожих...

— Знаете, человек всегда что-то теряет, но ведь что-то он и находит. Конечно, часто одно идет в ущерб другому, жизнь разнообразна, в ней все взаимосвязано. Есть футбол, в который играют миллионы, а смотрят единицы, а есть футбол, который умеют показать отдельные выдающиеся люди, имеющие миллионы поклонников. Большой футбол привлекает людей своей красотой, но сами футболисты часто попросту гробят здоровье, имеют за жизнь в спорте массу переломов, разрывов связок и мышц, сотрясения мозга. Разумеется, мальчик, который занимается футболом, мог бы в это время целыми днями сидеть и учить какой-то любимый предмет. Но при этом он же теряет здоровье, становится хилым, сутулым. Помните, был такой анекдот Юрия Никулина: в трамвае старушка уступает место студенту, который стоит рядом. «Сынок, ты такой тощий, слабенький. Наверное, отличник. Садись или хоть плащ с руки сними, я подержу»

— Это, мамаша, не плащ. Это Вася. Вот он — отличник.

Нельзя же все время сидеть, уткнувшись в книжку! Необходимо и от учебы отвлечься, побегать, дать работу мышцам. Надо все это умело сочетать, не выпячивая какую-то одну сторону. Просиживая часами у телевизора, у компьютера, человек ведь тоже теряет здоровье...

— Тем более обидно, что мальчишка вместо того, чтобы читать «Мурзилку» или «Пізнайко», смотрит на экране сплошные драки и убийства, а в компьютере ценит только игры со стрельбой, если не порнографию...

— Все хорошо в меру, которую преподаватель или тренер должен помочь найти юному гражданину. Это очень сложно, но необходимо. Скажем, надо развивать патриотизм с детского возраста. Но какой же патриотизм, если люди едут даже на Олимпийские игры, а им говорят, что сбор провести нельзя, нет денег, давайте за свой счет, потом вам компенсируем...

— В советские времена был такой главный тренер по плаванию Сергей Вайцеховский. Вот он на бесконечных сборах команды, при трех тренировках в день ухитрялся всегда приглашать преподавателя — и все учили английский. Вы можете назвать такой пример в футболе?

— В наших юношеских командах есть дети, знающие английский или французский язык, но это, конечно, заслуга не тренеров, а заботливых родителей. Я знаю, что Анатолий Бышовец пытался и в детских командах, и со взрослыми привить людям культурные навыки. В Донецке, в частности, из-за этого его просто убрали. А он человек интеллигентный, высокой культуры. Жаль, что он не работает в Украине. А разве только тренер прививает культуру? Спросите у школьника, кто такой Джек Лондон, скоро при таких школьных программах никто Пушкина и Толстого знать не будет...

— Я довольно уже давно придумал еще один интересный вопрос: предположим, что все спортивные секции переполнены, что все желающие играть в футбол могут это сделать. А теперь представьте себе страну, где все люди — футболисты. Представили?

— В общем у нас это популярное занятие. В футбол играет Кабмин, Верховная Рада, банкиры, журналисты. Когда родители слышат, что Шевченко продали за 25 миллионов долларов, то невольно стараются пристроить своих детей в секцию. И все стремятся в «Динамо». Я пытаюсь объяснить, что если ребенок попал в секцию, это еще не значит, что он будет играть в «Динамо». Посмотрите, сколько в основе «Динамо» перебывало игроков, воспитанных своими тренерами? Получается, начиная от Блохина, 5—6 человек. А выпуск ведь каждый год!

Если говорить об образовании, то в институт сейчас приходят в основном дети состоятельных родителей. Это реальность. А для бедных выходом является спорт. Меня просят очень богатые люди взять детей. Я беру, но предупреждаю: вы же их готовили в Оксфорд и Кембридж, в футболе нужно кровь проливать и пот, толку из них не будет. Им это не нужно так, как бедному.

Возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать, что все же спорт, футбол дает дисциплину, умение работать, развивает волю, чувство коллективизма, мужество, умение уживаться в коллективе. Если уж говорить высокопарно, то мы воспитываем и защитника отечества. Годы занятий спортом в любом случае оставляют положительный след в характере человека.

— У нас недавно создана детская футбольная лига...

— Да, она создана. А где играть? Где в том же Киеве поля? Конча-3аспа — это все для элиты, абсолютно все необходимое для сотни игроков сборных и «Динамо». А где могут играть дети? В Киеве огромное строительство, благоустройство, восстановление памятников и храмов. А что построено для спорта, для детей?

У меня в ДСШ «Сталь» в лицее на Теремках можно иметь без всякой вырубки деревьев пять футбольных полей, места сколько угодно. А пока детские команды ездят играть в Обухов и Украинку, где тренер Шепель и руководитель киевского городского спорта Буркацкий проводят соревнования на первенство столицы. В Киеве негде играть...

— Вы двадцать лет работали в городе ракетчиков Первомайске, создали там все необходимое для детского футбола, выпустили в прекрасный и яростный мир множество юных игроков. Сколько из них стали людьми заметными в этой жизни?

— Первый выпуск у меня был в 70-м году, а всего около 400 человек вышли из нашей школы. Конечно, всегда есть люди, которые идут к какой-то своей цели. Вот в строительном институте работает доктор технических наук Леонид Чебанов, служит в Киеве российский дипломат Вячеслав Лоскутов — короче говоря, солидных людей достаточно. Из 400 выпускников первомайской школы разных лет где-то 150 имеют высшее образование. Разумеется, есть и хорошие футболисты — чемпионы Союза были, победители школьных и юношеских спартакиад. В Первомайске меня помнят. В феврале 1999 года в честь моего 60-летия открыли детскую школу имени Кривицкого. Есть там интернат для сельских детей, есть шефы, в частности стоящая там дивизия. У меня в Киеве уже несколько человек оттуда играют в команде «Сталь».