UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформы образования — явочным порядком?

Переименованные и не переименованные в колледжи украинские техникумы, а также училища и лицеи был...

Авторы: Алевтина Шевченко, Людмила Корень

Переименованные и не переименованные в колледжи украинские техникумы, а также училища и лицеи были, наверное, первыми, кто принял на себя «демографический удар» несколько лет назад — при прочих равных условиях выпускники средних школ предпочитали получать высшее, а не среднее специальное образование. На какие только ухищрения ни шли «средние специальные» учреждения, чтобы привлечь абитуриентов! В этом году конъюнктура неожиданно изменилась.

Повезет в любви?..

В связи с попытками реформирования школы выпускники в нашей стране делятся на тех, кому с выпускными и вступительными экзаменами еще повезло, уже не повезло, еще повезет или крупно не повезет. В последние годы правила захватывающего квеста «поступление в вуз» изменяются часто и, что самое неприятное, прямо в процессе игры. В этом году, например, чувство собственной важности за пару месяцев до тестирования предложили вдруг поднять ничего не подозревающим учителям и давно ожидавшим реванша за потерю влияния на вступительную кампанию руководителям университетов.

Подростково-незрелые игры с самоутверждением новой власти и авторитарные решения будут означать тысячи конфликтов «на местах». Ведь кто-то не считал нужным «заморачиваться» физикой или химией, кто-то все силы и ресурсы бросил на репетиторов, кто-то из родителей вовремя «не занес» в кабинет директора, кто-то из выпускников посмел высказать свое нелицеприятное мнение...

Понятно, что для мажоров и блатных разница только в суммах и связях родителей. Для тех же, кто намерен самостоятельно выстраивать оптимальные стратегии собственного образования, подъемы и падения министерских настроений означают либо крушение надежд, либо, опять-таки, ничем не заслуженное везение. Самый убедительный пример нестыковок образовательных экспериментов и непредсказуемости «поворотов судьбы» — немногочисленная армия сегодняшних десятиклассников. Это шестилетки-первоклашки 2000-го года: семилетки-2000 их перегнали, а семилетки-2001 их так и не догнали. Этим ребятам, как предполагают, еще крупно повезет в следующем году, когда конкурс в вузы будет намного меньше обычного. Но самое интересное — пока что для школ: на следующий учебный год десятиклассников может быть еще меньше!

Профилизация по-украински

Дело не только в необычной для образовательной системы организационной коллизии: дети, которые в 2000 году пошли в школу с семи лет, в пятом классе, пропустив четвертый класс, догнали ровесников, поступивших в школу в 1999 году, но с шести лет. Помните, можно было начинать учебу как с шести, так и с семи? В первом случае дети проходили программу начальной школы за четыре года, а во втором — за три. Далее, в пятом классе все учились по одинаковой программе. Теперь те, о ком идет речь, учатся в девятых классах и первыми будут одолевать 12-летнюю программу.

Но оказывается, девятиклассники о чести первооткрывателей совсем не мечтают. Более того, всячески избегают того, чтобы выйти из школы 19-летним, практически взрослым человеком, имея в активе только аттестат средней школы. Что он дает? На рынке труда практически ничего.

«Какой смысл нашим детям заканчивать 10—11-е классы? — рассуждают родители выпускников девятых классов. — На сегодняшний день, закончив 11-й класс, они получают только среднее образование. Но у них нет специальности, и если они после окончания школы не смогут поступить в вуз, вынуждены будут идти работать. Но по действующему законодательству и традициям трудоустройства в родном отечестве, они не смогут поступить на работу, не имея специальности. Так лучше это время проучиться в каком-нибудь техникуме, или, как сейчас модно называть учебные заведения первого-второго уровня аккредитации, колледже». А есть еще специализированные лицеи и училища.

Необходимость профилизации обучения после получения базового среднего образования — того самого, девятилетнего — много говорится в контексте реформы средней школы. Но это скорее декларации. Ввести пару профильных предметов в 10-м классе зачастую не означает дать реальное представление о духе и букве будущей профессии. Обстановка-то школярская, установки и принципы обучения те же, школьные. Нет необходимого оборудования и специалистов, а репертуар специальностей ограничивается навязшим в зубах экономико-правовым профилем, эксплуатирующем родительское честолюбие и тревогу за будущее ребенка.

Реальные потребности экономики, желания и интересы учеников школьная профилизация учитывает мало. Более того, есть проблема сосуществования на одной параллели «престижных» и «непрестижных» классов. Для одних такая профилизация в стенах школы — зачастую полунасильственная, не всегда справедливая — означает неожиданное разделение на лучших и худших, становится источником чувства неполноценности, других развращает незаслуженным возведением в ранг «статусных».

Идеальную профилизацию, да еще и с приятными бонусами в виде поступления без внешнего независимого тестирования на второй-третий курсы профильного университета, способна взять на себя хорошо структурированная, давно сложившаяся, обеспеченная кадрами, но не догруженная в последние годы студентами система специального и профессионально-технического образования.

Кто кого?

Поединок «абитуриенты против министерства образования» может иметь несколько неожиданных последствий. Одно из них авторы выяснили при опросе киевских девятиклассников. Не дожидаясь никаких рекомендаций и указаний, в этом году выпускники девятых классов массово покидают стены школ: ведь для того, чтобы получить всего лишь аттестат о среднем образовании, им придется еще три года оставаться в надоевшей роли школьника.

Родители и ученики взвесили аргументы и факты новых образовательных реалий и совершенно справедливо пришли к самостоятельному выводу: за то же время и ресурс они могут получить более эффективный результат. Это к слову «среднее» прибавка «специальное», а вместо общеобразовательного аттестата — диплом учебного заведения, дающий им право заниматься определенной профессией.

Уровней специалистов в Украине всего четыре: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. Проучившись после девятого класса три года в колледже, лицее, эти ребята станут дипломированными младшими специалистами или даже бакалаврами. В придачу к среднему образованию получат специальность, а главное — к тем же девятнадцати годам совершенно другую, более зрелую жизненную позицию. И смогут, по своему желанию, либо работать, либо поступать в вузы, либо идти служить в армию — тоже, кстати, достаточно популярное решение в последние годы.

Системность и последовательность в борьбе с нестыковками отечественного образования — отнюдь не теоретическая проблема для выпускников. Часть из них, и вероятнее всего большая, чем в прошлые годы, сможет обеспечить ее решение путем поступления школьников в учебные заведения, которые сейчас, пусть даже и в рекламных целях, именуют высшими начальными учебными заведениями.

Поступление в среднее специальное учебное заведение — возможность убить нескольких зайцев одновременно или по выбору даже для тех, кто ни о чем, кроме высшего образования, и не помышляет. Во-первых, нет лучшего способа близко узнать будущую специальность. А во-вторых, подавляющее большинство упоминаемых учебных заведений первого-второго уровней аккредитации— прямой и хитрый путь на второй-третий курс университета. Правда, только на контракт. И все равно для многих семей это огромная экономия.

Каждый специализированный колледж, техникум, лицей, училище обязательно имеет прочный организационный контакт с профильным вузом, а чаще — несколькими. Касается это технических, медицинско-фармацевтических, ветеринарных, аграрных, художественных, готовящих кадры для легкой промышленности, а также педагогических высших учебных заведений. В общем, почти всех.

Происходящая в Украине реструктуризация системы образования все больше принимает хаотичный и бессистемный характер. Это создает множество новых опасностей. Но и возможностей. «Не нужно нам помогать, главное — не мешайте», — говорят украинские выпускники старших классов, не утратившие желания учиться. Хочется верить, что в затяжной борьбе с образовательными реформами победит здравый смысл, а выиграют наши с вами дети.