UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реестры и реальность

Как государству собирать актуальные данные?

Автор: Вита Мусатенко

Представьте, что вы хотите изменить адрес регистрации. Вы подали все необходимые документы, вас сняли с регистрации по старому адресу, но взять на учет в другом месте не могут, потому что… ждут письма-сообщения с бывшего места регистрации. Ждать можно до месяца.

Думаете, такого не может быть в современном технологическом мире? К сожалению, в Украине так происходит до сих пор. Почему же наши реестры так часто не поспевают за реальностью?

В постановлении Кабмина №207 сказано: "В случае осуществления регистрации местожительства одновременно со снятием с регистрации предыдущего местожительства в другой административно-территориальной единице в орган регистрации… не позднее следующего дня отсылается сообщение… для внесения информации в соответствующий реестр территориальной громады". Гражданин в этой ситуации может только ждать, когда органы регистрации получат это сообщение. И реальные сроки прогнозировать трудно. Единственное, что остается, - это ходить, звонить и спрашивать, получил ли орган регистрации письмо.

Ситуация неприятная, даже больше - она противоречит другим пунктам того же постановления. Например, в пункте 4 упоминается, что регистрацию местожительства можно осуществить одновременно со снятием с предыдущего местожительства. Так происходит, когда человек снимается с регистрации и вновь регистрируется в пределах одного города или села. Но когда речь идет о разных населенных пунктах, органы не могут (чаще всего именно по техническим причинам) наладить обмен информацией. И возникает потребность в бумажных справках.

В 2016 году была создана автоматизированная система "Реестр территориальных громад", где предусмотрена, в частности, регистрация территориальных громад, регистрация местожительства или пребывания в Украине, автоматизированная передача данных в Единый демографический реестр, формирование и печать отчетов, справок и т.п. Реестр предназначен для того, чтобы наладить электронный оборот информации о регистрации местожительства.

В теории никаких проблем не должно было быть, но на июнь 2019 года в нем зарегистрировалось только около трех тысяч территориальных громад из имеющихся десяти тысяч. И только те, кто ведет этот реестр, видят друг друга и имеют возможность обмениваться информацией.

Государственные регистраторы называют несколько причин, почему они не регистрируются в Реестре территориальных громад. Во-первых, законодательство не определяет для них четких сроков, поэтому они и не спешат. Во-вторых, реестром неудобно пользоваться из-за постоянных технических проблем. Поэтому в некоторых случаях органы регистрации вынуждены дополнительно вести свои внутренние базы учета громады. Некоторые из них ведут одновременно два реестра - государственный и свой отдельно созданный электронный или бумажный (с копиями документов).

При таком хаосе информации страдают граждане. Например, фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес регистрации вносят вручную, что приводит к увеличению времени на обслуживание каждого человека и ошибок, на исправление которых также требуется время. А в случае, если человек проживает не по месту регистрации, коммуникация между ним и органом регистрации затягивается еще больше (не говоря уже о том, сколько времени, нервов и денег он должен потратить дополнительно). Сейчас реестр напоминает хороший макет - коробка, но без полноценного оформления и функционирования.

Понятно, что неналаженная работа вредит и государству, теряющему актуальную информацию о населении. Государственные регистраторы, ежедневно работающие с реестром, говорят, что до сих пор не урегулированы несколько важных моментов его работы.

1. Обмен информацией между реестрами. Он не происходит. Например, органы РАГС не передают информацию об умерших лицах, потому что закон их к этому не обязует. С задержками обмениваются информацией о лицах, изменивших фамилию, имя и отчество, о получающих новые паспорта. Это приводит к путанице, поскольку система без стопроцентного совпадения по имени, фамилии, дате рождения и месту регистрации человека просто не найдет его в реестре. И если гражданин изменил, например, фамилию, то он может не найти себя в реестре, потому что Государственная миграционная служба не успела передать информацию. Так же невозможно найти человека в реестре, если информация внесена с ошибками.

2. Регистрация и снятие с регистрации детей. Сейчас во время регистрации ребенка родители не обязаны подавать документы, подтверждающие право собственности или согласие владельца жилья. В реестре надо было бы отображать, что ребенок регистрируется вместе с родителями. И, соответственно, предусмотреть возможность снимать его с регистрации автоматически, если снимаются родители.

3. Географические данные населенных пунктов Украины. При изменении регистрации местожительства должен быть доступен электронный справочник с названиями областей и населенных пунктов, чтобы регистратор только выбирал из перечня, а не вводил вручную. Это особенно важно для одинаковых названий населенных пунктов в разных областях Украины.

4. Учет военнообязанных лиц. Поскольку органы регистрации должны подавать отчет о регистрации военнообязанных, то было бы целесообразно записывать все данные: номер военного билета или приписного удостоверения; звание; военную специальность.

5. Сроки формирования реестров территориальных громад. Законодатель должен четко установить обязательные сроки формирования реестров территориальных громад, после чего внесение информации в какие-либо негосударственные реестры будет запрещено. Это поможет территориальным громадам ускорить темпы формирования государственного реестра.

Без усовершенствования технической части государственного реестра системные качественные изменения в его функционирование невозможны. И Государственная миграционная служба в этом направлении работает. Но, кроме усовершенствования реестров, надо дополнительно менять сам принцип регистрации местожительства - например, на уведомительную систему, чтобы лицо могло самостоятельно в электронной форме предоставить информацию без посещения органов регистрации. И тогда всевозможные бумажки останутся в прошлом, а сообщить о своем новом местожительстве можно будет за минуты, даже не выходя из дома.