UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗЫСКИВАЕТСЯ ФИШЕР

Когда ровно четыре года назад Роберт Фишер после 20-летней «спячки» решил вернуться к шахматам и сыграл в Югославии матч с Борисом Спасским, то для многих это событие явилось поистине шоком...

Автор: Лев Харитон

Когда ровно четыре года назад Роберт Фишер после 20-летней «спячки» решил вернуться к шахматам и сыграл в Югославии матч с Борисом Спасским, то для многих это событие явилось поистине шоком. Казалось, что в городском парке с одного из постаментов вдруг спустилась статуя и зашагала по тенистым аллеям, пугая и притягивая онемевших от удивления прохожих...

Реакция на «ход» Бобби была в то время и восторженная, и шутливая, и порой даже мистическая. Одна из швейцарских газет, например, комментируя возвращение гения-одиночки, задавалась глобальными, но беспомощными безответными вопросами: «Фишер... Король он или идиот? Гений или лунатик? Тема для Шекспира, Брехта, Феллини - всех тех, кто чувствуют трагический разрыв между душой и обществом». В России журналисты были склонны шутить: «раньше Фишер был американским героем и врагом русских. Теперь он враг США и русский-герой». А лондонский «Дейли телеграф» был буквально в столбняке от восхищения: «представьте, что вы слышите финал «Неоконченной симфонии» Шуберта или 10-ю Симфонию Бетховена или видите восхитительные, чудом появившиеся руки Венеры Милосской. Такие чувства пробуждает возвращение Фишера у шахматистов».

Не скрою, что тогда, осенью 92-го года, казалось (скорее хотелось верить), что Фишер вернулся к шахматам, что он еще покажет свою былую мощь. В его игре, в его образе всегда привлекали независимость, нежелание опираться на помощников или даже иметь их, неприятие компромиссов. Словом, те качества, которых так не хватает героям сегодняшней шахматной сцены. Фишеру даже прощались многие бредовые вещи, которые произносились им во время разных пресс-конференций, - ведь он и в прежние времена «блистал оригинальностью»...

Но, видно, «у каждой эпохи свои подрастают леса». Новое время, новые поколения ждут новых кумиров. И, может быть, среди восторженных комментариев по поводу фишеровского «явления народу» следовало прислушаться к ироническому прогнозу, что следующий свой матч Бобби сыграет снова через 20 лет, то есть в 2012 году!

Так или иначе, проживающий вроде бы в Будапеште и изредка посещающий Филиппины бывший чемпион мира (слово «бывший» у него, как известно, вызывает ярость) приехал в июне в Буэнос-Айрес. Харизматические личности, такие как Фишер или Грета Гарбо (наверное, один из самых лучших примеров), нырнувшие на гребне неимоверной славы в пучину пожизненного самозаточения, всегда волнуют публику. Один из аргентинских шахматных журналов написал: «Бобби Фишер вернулся в Аргентину, в которой он не был 25 лет, и ощущение было такое, словно он никогда и не уезжал! Сотни журналистов и любителей шахмат, приехавшие из многих уголков мира, стоя приветствовали его во время пресс-конференции. Тайна Фишера так и осталась тайной».

Основной целью приезда Фишера на Южноамериканский континент было представление публике его изобретения - шахмат «фишер-рэндом». Фишер предлагает начинать каждую партию с выбранной компьютером наугад (английское слово «рэндом» - наугад) позиции. Пешки обеих сторон занимают традиционные позиции на 2-й и 7-й горизонталях, а вот фигуры на 1-й и 8-й горизонталях перед каждой партией будут расставляться по-разному. Фишер, как известно, выступает против того, что современные шахматы и шахматисты все больше и больше попадают в плен компьютеров. Американский гроссмейстер, впрочем, как и многие, сокрушается, что теперь часто побеждают не талантливые и творческие шахматисты, а те, кто имеет более совершенный компьютер и базу данных, оснащенную новейшей теорией дебютов. Фишер заметил, что многие лучшие молодые шахматисты (Крамник, Ананд, Камский) носят очки с толстыми линзами - печальное последствие многочасовых ежедневных сидений перед экраном компьютера. «Такие занятия, - сказал он не без юмора, - превращают шахматы в тяжелый труд, а я в свое время начал играть в шахматы, чтобы избежать работы!»

Увы, запланированный матч в фишеровские шахматы между филиппинским гроссмейстером Эухенио Торре и чемпионом Аргентины Пабло Рикарди так и не состоялся. Аргентинские организаторы так и не нашли спонсоров для такого поединка (интересно, что Фишер предложил приличную сумму, чтобы покрыть призовой фонд). А что если бы сам Фишер решил сыграть в новые шахматы, нашлись бы спонсоры для такого матча? Как бы то ни было, изобретение Фишера не встретило энтузиазма. надо думать, что традиционные шахматы пока себя не исчерпали.

Значительная часть пресс-конференции Фишера была посвящена его претензиям к корпорациям и издательствам, использующим его имя для выпуска книг и компьютерных программ и обходящих стороной вопрос о его, Фишера, авторском праве. Например, кинокомпания «Парамаунт» выпустила три года назад фильм «В поисках Бобби Фишера», за который американский чемпион не получил, как он выразился, «ни пенса». Не надо думать, что в этом фильме идет речь об охоте за Бобби - нарушителем эмбарго против Югославии. нет, это фильм о мальчике, увлеченном шахматами и желающем повторить карьеру Бобби. Сомнительно, однако, что в данном случае притязания Фишера как автора имеют под собой почву. Он никоим образом не участвовал в создании этого фильма - разве что раза два или три за кадром звучит его голос (то, что операторы позаимствовали из старых кинохроник).

Другое дело - атака Фишера против лондонского издательства «Батсфорд», переиздавшего, по словам Фишера, книгу «Мои 60 памятных партий» без его разрешения и не выплатившего полагающийся автору гонорар. Нужно сказать, что «Батсфорд» имеет неважную репутацию - «пиратство» на ниве авторского права стало для него нормой. Более того, некоторое время назад этим издательством была выпущена книга гроссмейстера Р.Кина- плагиат уже опубликованной в США работы журналиста и мастера Д.Дональдсона. Скандал тогда принял международный масштаб. Нужно отдать, однако, должное изворотливости английских издателей. Вот и в сегодняшней истории с Фишером они не растерялись. Американский журнал «Инсайд чесс» опубликовал письмо «Батсфорда», где утверждается, что адвокаты Фишера дали его разрешение на публикацию книги и теперь в Англии не знают только адреса Фишера - иначе бы издатели прислали ему гонорар.

Надо полагать, что руководители «Батсфорда» сделали «ход конем», расшифровать который можно без больших усилий. Хочется, хотя бы на минутку, представить, как Фишер, разыскиваемый госдепартаментом и министерством финансов США, сообщит свое официальное местонахождение, то есть сыграет на руку тем, кто действительно находится «в поисках Бобби Фишера»! Ситуация, конечно, чисто умозрительная; в «Батсфорде» это прекрасно понимают и, очевидно, не волнуются, что им придется когда-нибудь платить деньги американскому гроссмейстеру. А пока что его книга отлично продается.