UA / RU
Поддержать ZN.ua

Размышления о вседозволенности и безнаказанности чиновников

Статья была подготовлена к печати осенью прошлого года, но в силу определенных причин не была опубликована...

Автор: Михаил Кобец

Статья была подготовлена к печати осенью прошлого года, но в силу определенных причин не была опубликована. Быть может, это и к лучшему. Потому что теперь читатели имеют возможность сравнить, насколько изменилось поведение чиновников после победы оппозиции на выборах.

«Мне сорок пять. К этому возрасту все приличные люди уже давно повесились. Или, как минимум, спились. А я недавно даже курить собрался бросить». Это Довлатов. Вам нравятся книги Довлатова? Когда меня одолевает печаль, я открываю его «Записные книжки». А поскольку печаль — это мое перманентное состояние, то Довлатова я перечитываю постоянно.

Это все от бессилия. Но поймите меня правильно. Хочется чего-то еще, кроме выпить водки и закусить. Уверенности в завтрашнем дне, справедливости при исполнении законов, надежды на благополучие детей и свободного выбора стиля жизни. Я человек достаточно глупый и в меру наивный, чтобы сохранять иллюзии на «лучшее будущее» в стране украинского фашизма.

Вероятно, следует пояснить, что сам термин «фашизм» я привык употреблять в более расширенном смысле, который несколько отличается от общераспространенного. С моей точки зрения, Соединенные Штаты Америки, Англия, Германия, как и Украина, — это страны с фашистской демократией. Любая страна, в которой граждане чувствуют и осознают свое бессилие перед силой государства или перед административной силой — это страна фашизма. И в этом смысле США ничуть не лучше Украины. Уверяю вас, что хотя в количественном смысле свобод в Америке больше, чем в нашей стране, принципиальных отличий нет и быть не может: все страны фашизма похожи между собой как братья-близнецы, отличаясь лишь в некоторых несущественных деталях. В Украине установилась демократия корпоративно-бюрократического фашизма, в Америке — социально-корпоративного. А разница лишь в том, что в США комфортнее жить. Но разве это предел мечтаний? Я же говорю: хочется чего-то еще, кроме выпить водки и закусить. Знакомые и родственники воспринимают мои желания традиционно: «Хотеть не вредно. Ляг поспи и все пройдет».

Быть может, в скором времени я так и поступлю, но пока давайте посмотрим — что здесь и почему? Что характерно для фашистского стиля в управлении страной? Первое — забота о гражданах, второе — бесправие этих самых граждан в социальном пространстве любого демократического фашизма. Здесь нет никакого противоречия, поскольку факт заботы обусловлен отношением: фашисты воспринимают людей как животных, а если точнее, то как полезных домашних животных. Отсюда и забота: перед убоем откормить, похвалить, наградить. А дальше — не извольте беспокоиться: в тюрьмах и на кладбищах места хватит на всех.

Начинается все с обещаний, данных на выборах: увеличить зарплату бюджетникам, увеличить пенсии, увеличить объем производства, поднять престиж страны на международном уровне и тому подобное. Все эти тезисы проверены практикой, начиная с 1917 года — от практики гражданской войны до практики уничтожения политических противников и всякого инакомыслия. Но что примечательно? Любовь и преданность народа к своим хозяевам никак не связаны с исполнением предвыборных обещаний. Господину Ленину, который в своей жизни исполнил только одно обещание — отомстил семье Романовых ценою жизней миллионов россиян, — поклонялись ничуть не меньше, чем Гитлеру, который все, что обещал, исполнил. Более того, почитание Ленина продолжается до сих пор. Это страшно. Страшно жить в стране, где поклоняются монстрам, святым и героям. Система Ленина—Сталина—Брежнева уничтожила и сломала жизнь ста миллионам. А люди все верят, ждут и не прекращают молиться. Между тем печально известный всем Чикатило убил 50 человек. Его объявили уродом и расстреляли. Где логика?

Что же касается Гитлера, то его методы управления страной более рациональны и доступны пониманию «широких масс». Поэтому Ленину—Сталину, чтобы превратить народ в холопов и быдло, потребовалось пятьдесят лет, а Гитлеру — пять. К чему я это говорю? А к тому, что если общественная и нравственная польза преподносятся как одно и то же, никто не сможет отличить Гитлера от Христа.

Ведь что происходило в Германии с 1933 по 1939 годы? Национальные и социалистические события пропустим, остановимся на привычных для нас «пенсиях и зарплатах». Господин Гитлер ликвидировал безработицу, уничтожил преступность, стабилизировал марку и снизил цены, построил дороги, увеличил объем производства и поднял престиж страны на международном уровне. Он не только пообещал улучшить жизнь немцев, но и сделал это. А разве вы, граждане Украины, не хотите того же — вкусно кушать и сладко спать, жить в комфорте, достатке и неге? И если вы хотите только этого и ничего больше, то знайте, что жить вы будете в страхе, а выбор свободы и комфорта, благодаря стараниям чиновников и власти в целом, ограничен уже сейчас: задохнуться от ужаса или кричать «хайль!».

Не должно быть обещаний типа «одеть, обуть и накормить», это подразумевается само собой, без доказательств как «за», так и «против». Все то, что обещают нам политики, обусловлено самим фактом жизни человека, его достоинством и честью. А если общественные и нравственные ценности преподносятся как одно и то же, тогда никто не сможет отличить Гитлера от Христа.

Конечно, ситуация, когда свобода определяется длиной цепи, многих не устраивает. И что они предпринимают? Правильно: спиваются или уезжают за границу. На ПМЖ или на работу. Остановимся на последнем случае. По разным данным, за рубежом работает от трех до семи миллионов граждан Украины. Лично меня эти цифры пугают. Может потому, что человек я такой — всего боюсь. В правительстве и других властных структурах работают, вероятно, люди «с железными нервами». Или у них плохо с математикой, считать не умеют. Если так, давайте, господа чиновники, подсчитаем вместе.

В Украине проживает 48 млн. человек. Соответственно семь миллионов уехавших на заработки составят без малого 15% от общего населения страны. А из 48 млн. сколько в возрасте от 20 до 60 лет, то есть сколько в состоянии работать? Таких данных у меня нет, но «на глазок» полагаю возможным определить эту группу миллионов в 30. Как вы думаете? Итого: от 25 до 30% граждан Украины, находящихся в трудоспособном возрасте, уезжают на заработки. Здесь уже впору не пугаться, а кричать от ужаса. Или хотя бы усомниться в истинности цифры в семь миллионов. Несмотря на то, что озвучили эту цифру не единожды — и в теленовостях нескольких каналов, и в печатных СМИ. Хорошо, давайте усомнимся и примем во внимание цифру в три миллиона, то есть ориентировочно 10% трудоспособного населения страны. Что-то изменится? Даже в этом случае подобные масштабы трудовой миграции — не что иное, как катастрофа для государства. И решать ее нужно не в стиле «слушали—постановили—издали указ», а в стиле «расстрел на месте за саботаж государственных интересов». Я не сторонник методов Сталина, но иногда жалею об этом.

В данном случае количество уехавших на заработки следует рассматривать не только в контексте экономическом, но и в политическом. То есть управляющие страной политические партии в лице чиновников высшего и среднего звена не только не способны организовать эффективное управление страной и обеспечить гражданам Украины достойную жизнь, но делают все возможное, чтобы интересы государства подчинить интересам своих хозяев — собственникам политических и финансово-промышленных групп.

Ведь три миллиона уехавших на заработки — это ответ избирателей на вседозволенность и безнаказанность чиновников. И не в том даже дело, что в Украине невозможно прилично заработать, такая возможность есть, но чисто теоретически. На практике чиновники заработать не дают. Возьмите те же налоговые структуры, со всеми их милициями, инспекциями и иными вымогателями. Налоговое законодательство, реализуемое через чиновников соответствующих служб, должно способствовать развитию предпринимательства. Это я так думаю, понимаете? Налоговики думают совсем иначе. В своей работе они руководствуются тремя пунктами: отчет, штраф, взятка. Никого не интересует это наивное «должно способствовать развитию». Налоговые службы нашей страны — это помесь паука и удава, некое существо, умеющее только требовать: «дай!» И попробуйте не дать, тогда у предпринимателя остается малопривлекательный выбор между штрафными санкциями и тюрьмой.

Кому это понравится? Вот и уезжают. А зайдите в любое государственное или коммунальное учреждение, будь то горисполком, ОВИР, милиция, ЖЭК и т.п. Отношение чиновников всегда одинаковое: пришел не гражданин Украины, а проситель. Замечаете разницу? Одно дело — «гражданин Украины», то есть человек, который платит налоги, на которые и существуют все государственные структуры. Другое дело — «проситель», человек зависимый — от уровня интеллектуального развития чиновника, от его настроения и финансовых запросов.

Полагаю, в той или иной мере каждый из нас сталкивается с произволом административной власти ежедневно. Самое время вспомнить два основных вопроса любой демократии фашизма: «что делать?» и «кто виноват?». По поводу первого вопроса расскажу анекдот о прапорщике, обезьяне и внутреннем голосе. Захотелось обезьяне съесть банан. Попробовала забраться на пальму — не получается, попробовала подпрыгнуть — тоже ничего. Тут внутренний голос и говорит ей: «Нужно подумать». Хорошо. Подумала обезьяна немного, нашла палку, бросила ее и сбила гроздь бананов. Вот так внутренний голос помог обезьяне избавиться от голода. Но прапорщику внутренний голос не помог. Потому, что его совет «подумать» прапорщик так и не смог понять: «Что тут думать! Прыгать надо!»

Так и в нашем случае: я могу взять на себя исполнение роли внутреннего голоса, но чиновникам ведь не объяснишь, что перед тем, как что-то сделать, нужно подумать. Они умеют только прыгать.

По поводу второго вопроса, то есть «кто виноват?», обойдемся без анекдота. Потому что большинство ответов на этот вопрос есть не что иное, как реализация инстинкта мести. Здесь не очень-то повеселишься. Виновных всегда назначают, причем обязательно из слабых и чужих. Заниматься охотой на ведьм, как это делали в средние века инквизиторы, а ныне наши политики, не собираюсь.

Кроме того, выход из создавшегося положения (скажем так) следует искать не в ответах на традиционные вопросы фашизма, а в ответе на традиционный вопрос ахимсы, а именно: как следует поступить, чтобы изменить ситуацию? И в этом случае мы получаем до обидного банальный ответ — «честно». Позволю себе немного пояснить. Есть у Галича (царство ему Небесное) песня, в которой рассказывается о том, как сатана покупает у человека душу. И в конце уже, когда следует подписать договор, человек спрашивает: чем подписывать, кровью? На что тот отвечает — чернилами. Вот так все просто. Никаких революций и потрясений не требуется — как для того, чтобы оскорбить, унизить или убить, так и для того, чтобы помогать и любить. Все изменения — суть производные того, что человек делает на своем месте; того, как он делает свою работу, выражая личное отношение как к себе самому, так и к миру. Конечно, честно выполнять свою работу в условиях жизни современной Украины — это подвиг. Но хотя бы не проявлять рвения в исполнении собственной низости — с этого можно начать?

Кроме того, государство, в данном случае наше государство — Украина, как один организм, в котором все процессы и события взаимосвязаны. Мы выполняем определенную работу, рождаемся, умираем, ходим в магазины, на пляж, в кинотеатры, смеемся или плачем, любим или ненавидим, поступаем в большей или меньшей степени в соответствии с личным представлением о должном. И все это — наша жизнь, о которой мы заботимся. Но было бы странно, если бы мы собственную жизнь поставили перед всем остальным миром на первое место. Это было бы так же странно, как если бы печень сказала телу: «Тело, я — важнее всего, мне не нужны ни сердце, ни руки, ни глаза, и ты само мне без надобности». Не в том ведь дело, чтобы любить себя или ненавидеть больше, чем окружающих, а в том, чтобы окружающие имели возможность заботиться о своей жизни точно так же, как мы заботимся о собственной.