UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ НАКАНУНЕ СВЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВОГО

Есть книги, которые навсегда входят в золотой фонд духовной культуры. К ним, бесспорно, должна прин...

Автор: Людмила Короленко

Есть книги, которые навсегда входят в золотой фонд духовной культуры. К ним, бесспорно, должна принадлежать и эта, что задумывалась, писалась, была первоначально издана, но в советские времена не «представляла литературного» интереса, хотя принадлежала перу выдающегося писателя - Николая Васильевича Гоголя - 190-летие со дня его рождения недавно отмечалось.

Огромное литературное наследие, оставленное гениальным художником, сыном украинского народа, известно и ценимо, - кажется, что все его непревзойденные, бессмертные произведения изучены нами со школьной скамьи. Но среди прекрасных его творений есть книга, которой не было ни в одном собрании сочинений Гоголя ни до, ни после революции. (Исключение - 4-й том «Сочинений Н.В.Гоголя» 1889-1896 гг.)

Это сочинение под названием «Размышления о Божественной литургии» - особый документ, раскрывающий значение литургии для православного христианства и, безусловно, свидетельство самого Н.Гоголя, в котором почти невозможно отделить писательское и художественное от религиозного или вероисповедного - голос литературного гения, его слово важно услышать сегодня, в эпоху нравственно-смутную всем, переживающим потерю веры и ищущим духовности.

Когда человеческий разум современника приоткрыл лишь маленькую частицу, скрывающую тайны вселенной, придя в изумление перед могуществом Силы, создавшей мир, нужно ли нам обращаться к этому давно забытому произведению?

Великий писатель предмет своего исследования определяет так: «Литургия - есть вечное повторение Великого подвига Любви для нас свершившегося». Н.Гоголя, вероятно, страшит и поражает глубина человеческого падения, и поэтому он пытается «назидать» соотечественников с помощью печатного слова, так как христианство для него - это жизнь, понимаемая как путь преодоления человеком «душевной черноты», что ведет к победе любви.

Можно только предположить, что предощущением замысла «Размышлений в 1842 году стал совет Гоголя своей матери: «почувствуете, что слово ваше дошло до страждущего душой, идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную литургию». Находясь в Париже, в 1845 году, он писал, что посещая православную церковь: ...«я был сподоблен Богом вкусить небесные сладкие минуты». Именно тогда он знакомится со святыми писаниями, непосредственно связанными с православным священнодействием - чином литургии, ставя перед собой цель - показать людям, возможно, мало ознакомленным, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша литургия. Чтобы раскрыть происходящее в храме, он берет на себя труд слово за словом, жест за жестом проследить весь ход службы.

Над этим произведением Н.Гоголь работает с 1845 года до последних месяцев своей жизни. Он собирался издать книгу без своей подписи, формат должен быть «в осьмушку» - это особая страница духовной биографии поэта.

Но только после кончины писателя, в 1852 году были вскрыты его бумаги, среди них найдены и «Размышления...», судьба которых решалась до 1857 года. Именно в этом году книга впервые увидела свет, пройдя сложный путь от царской и духовной цензуры до издателя П.Кулиша.

Работа неоднократно переиздавалась другими издателями, но по сей день самыми ценными остаются публикации, выпущенные в 1889-1896 гг. академиком Н.Тихонравовым. Последний раз книга была издана в Петербурге в 1910 году, а в дальнейшем произведение не то что было забыто, а как бы пропущено, специалисты о нем знали, но широкий круг читателей, на что собственно рассчитывал Гоголь, не был ознакомлен с этой книгой, особенно наше поколение, которое не знало и не понимало что: «все прилежно слушающие литургию - выходят из храмов кротче и добрее», - писал Гоголь в своих «Размышлениях...». А поэтому всякий: «кто только хочет идти вперед и становиться лучше, должен посещать литургию...»

Работая над своим произведением, Н.Гоголь был уверен, что посещающему литургию ее значение будет открываться само собою. Действие ее зримо и «воочию совершается, ввиду всего света и скрыто, а верующий приобретает благостное настроение».

Святое Воскресение и весна всегда совпадают. От зимнего сна пробуждается и оживает природа, эта радостная пора приближает нас к светлому празднику Пасхи. Совсем скоро колокольный звон в христианских храмах возвестит о Воскресении Иисуса Христа.

После масленицы наступали дни предпасхального поста, воздержания, усиленных молитв, многие переходили на хлеб и воду, обязательно ходили в церкви, слушали литургию - самое важное богослужение, во время которого вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа, совершали таинство причащения, которое установил сам Иисус на Тайной Вечере.

Официальное признание и возрождение у нас этого почитаемого во всем христианском мире праздника послужило импульсом, возбудившим интерес к православным традициям, которые долгие годы были у нас в запрете. Но все равно этот праздник был дорог и отмечался всегда, хотя зачастую и тайком. Сейчас число верующих или посещающих церковь значительно увеличилось, поэтому празднуют и говорят о Великом Дне все.

А за неделю до Пасхи множество людей собираются в соборах, возле храмов, выстраивая живые вербные аллеи, - празднуют Вход Господен в Иерусалим, - освящают вербу.

В старину, когда наступала последняя неделя поста - страстная седмица, - было принято посещать тюрьмы, богадельни, раздавать щедрую милостыню, и конечно же, готовиться к Пасхе: мыть, чистить, убирать, печь пасхи, красить яйца. Многие обычаи сохранены и сегодня. Крашеные яйца или «писанки» обязательны при Пасхальном разговении. У древних яйцо было символом сотворения мира, а для христиан - это воспоминание о страданиях Христовых. Притча рассказывает об этом так: «Капли крови распятого Христа упали на землю, приняв вид куриных яиц, стали твердыми, как камень, горячие слезы Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца, оставив на них следы прекрасных узоров и крапинок. Когда Христос был снят с креста и положен в гроб, люди собрали его «слезы», а услышав весть о Его Воскресении, стали дарить их друг другу, восклицая: «Христос Воскрес».

Пока эти слова не произнесены, в домах и храмах идут тихие приготовления к празднику, ждут, когда склонится к закату субботний вечер...

Тогда оживут улицы, потянутся к храмам и соборам автомобили, как ручейки начнут стекаться христиане, торопясь на торжественную литургию.

В ярко освещенных храмах горят свечи, золотом сверкают иконы, идет «полунощница»: священнослужители поднимают плащаницу, проносят в алтарь, закрываются Царские ворота, начинается Крестный ход... Настает торжественная минута, взволнованный голос громко произносит: «Христос Воскресе! Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе жизнь даровал! Христос Воскресе!» и многоголосый хор прихожан подхватывает: «Воистинно Воскресе!»

Все ликуют - дождались светлого Воскресения Христового. И, наконец, все счастливые выходят из храмов, «неся сияющую свежесть в лице, радость ликующую в духе, благодарение и хвалу Господу на устах своих» - такими словами заканчивал Н.Гоголь свои «Размышления о Божественной литургии». Вероятно, очень хотелось ему видеть соотечественников счастливыми. Может, с Божьей помощью и произойдет это когда-нибудь.