UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗГОВАРИВАЯ С ДЕТЬМИ, НАДО НЕ ЖАЛЕТЬ СЛОВ

Американский педиатр Сюзен Канизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, п...

Американский педиатр Сюзен Канизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, полагает, что чем больше малыш знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе. По подсчетам Канизарес, в возрасте 2—3 лет ребенок знает до 300 слов. В 3—4 года словарный запас увеличивается до 1,2 тыс., а с 4 до 5 лет он возрастает до 2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.

Канизарес уверена: для расширения словарного запаса малыша родители прежде всего должны сделать свою речь как можно более богатой и выразительной. Следует не просто общаться с ребенком, но и деликатно поправлять допускаемые им неточности. На детские вопросы рекомендуется отвечать развернуто. Второй основной источник пополнения словаря – чтение. Особенно полезны в этом отношении стихи — для ребенка они звучат, как музыка. Слушая и повторяя стихи, он учится «напевать» слова, что значительно облегчает процесс заучивания. Стихотворные строки приучают ребенка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Кроме того, очень важно приучить малыша к пониманию того, что знак и звук взаимосвязаны. Для этого достаточно предложить ребенку рисовать картинки, изобразив слово или понятие. Это облегчит переход к самостоятельному чтению и письму.

Канизарес считает, что ребенка необходимо срочно показать специалисту, если в 3—4-летнем возрасте он произносит отдельные слова чаще, чем связные фразы, плохо запоминает новые слова, чаще повторяет часть заданного ему вопроса, чем отвечает на него, испытывает трудности, показывая называемые взрослым предметы в книжке с картинками.

Для родителей детей 5—6 лет тревожным сигналом должны быть следующие факты: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как ребенок младшего возраста, испытывает трудности с подбором слов для выражения своих мыслей, если не может запомнить трехшаговые указания (пойти сперва направо, потом прямо, потом налево), если он не способен пересказать простую историю.