UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСТОПИТЬ ЛЕД РАВНОДУШИЯ

Анна Лебедева родилась 26.VIII.1976 г. в г.Киеве. Училась в республиканских физико- математической и художественной школах, затем на факультете архитектуры Киевского инженерно- строительного института...

Автор: Павлина Семиволос

Анна Лебедева родилась 26.VIII.1976 г. в г.Киеве. Училась в республиканских физико- математической и художественной школах, затем на факультете архитектуры Киевского инженерно- строительного института. Сейчас заканчивает факультет менеджмента организаций столичного университета культуры и искусств. В секторе негосударственных организаций — с 1994 г. Была вице- президентом голландского фонда Stichting «Arts, Culture & Science», занимавшегося украино-голландскими культурными проектами, работала в Украинском гуманитарном фонде. С 1999-го возглавляет украинский фонд «Искусство, культура и наука».

Очень многое в нашей жизни предопределяет случай. Так произошло несколько лет назад и с Аней Лебедевой. Отдыхая в Крыму, она подружилась с двумя беспризорными мальчишками, обитавшими вблизи домика, где девушка снимала комнату. Отпуск закончился, пришлось попрощаться с маленькими приятелями, вернуться к обыденным делам и заботам. Но Аню никак не отпускала мучившая ее мысль: мне ничего не удалось сделать для этих ребят, как и чем можно помочь таким, как они? В итоге родилась идея создать фонд «Искусство, культура и наука», одно из основных направлений деятельности которого направлено на один, не совсем обычный контингент — беспризорных детей.

— Фонд изначально не занимается оказанием гуманитарной помощи, —рассказывает А.Лебедева. — Мы не кормим детей, не одеваем их. Наша цель — помочь беспризорникам в плане образования. Причем статус заведения, в котором они находятся, не имеет принципиального значения. Фонд работает как с государственными институтами опеки, так и с церковными, частными приютами.

— Давайте подробнее поговорим о реализуемых вами проектах.

— Скажем, один назывался «Страна моей мечты». Первая его часть была образовательной: десять преподавателей в десяти приютах, интернатах и школах для детей-сирот две недели начитывали лекции. Рассказывали, что такое Конституция, какие права имеет ребенок в контексте прав человека и нашего Основного Закона, что такое Уголовный кодекс, чем он отличается от Административного и т.д. Параллельно устраивали для ребят встречи с представителями международных правозащитных организаций, например, таких, как ЮНИСЕФ. «Загрузив» мальчишек и девчонок знаниями, предложили им написать три сочинения. Первое — на тему «Как нарушались мои права?», второе повеселее — «Самый счастливый день в моей жизни» и третье — «Страна моей мечты».

Как отмечено в Конвенции ООН о правах ребенка, во всех действиях относительно детей первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка, его выживанию и развитию. Именно поэтому Представительство Детского фонда Объединенных Наций в Украине искренне приветствует и поддерживает инициативу фонда «Искусство, культура и наука», способствующую образованию и развитию одной из наиболее незащищенных групп детей в Украине — детей улицы.

Михаил Алексанян, глава Представительства Детского фонда Объединенных Наций в Украине

— Аня, вы меня простите, но если с первой частью этого проекта все понятно — правовой ликбез таким подросткам необходим, то какую цель преследовала его вторая часть — написание сочинений? Это была попытка получше узнать беспризорников, образно выражаясь, приоткрыть дверцу души ребят, живущих в другой реальности?..

— Главная проблема беспризорников — отсутствие будущего. И они сами это осознают, не верят, что их ждет что-то хорошее, в свои 10—14 лет очень скептично, более того, даже цинично смотрят на мир. Но, согласитесь, будущее ведь зависит не только от обстоятельств, но и от самоидентификации, того, как человек видит свой завтрашний день. И сочинения ребят показали: несмотря ни на что, они, как и мы, мечтают о процветающей стране, нормальной жизни. Последнее же без знаний и образования невозможно. И когда мальчишки и девчонки это начинают понимать, у них появляется мотивация к учебе.

— Скажите честно, очень трудно работать с подобным контингентом? Как вообще можно во многом разочаровавшимся маленьким, но достаточно битым жизнью людям, вернуть веру в себя, свои силы? Как убедить, что все, в общем-то, в их руках?

— Вы задали довольно общий вопрос. Ответ же на него в каждом отдельно взятом случае индивидуален. Беспризорников нельзя, так сказать, классифицировать, поделить на какие-то категории, группы. Ведь дети попадают «на дно» по совершенно разным причинам, у каждого такого ребенка своя история, свой психологический настрой. Поэтому к каждому из них нужно отыскать свой «ключик», выработать свой подход. Да, это весьма непросто, поскольку такие ребята не пойдут на контакт с кем попало. Если они человеку не верят, видят, что он их слабее или уличают в неискренности, то моментально отказываются с ним работать. Начинают издеваться, творить невообразимые вещи, в лучшем случае — пожимают плечами, разворачиваются и уходят. Беспризорники отваживаются на контакт только с людьми искренними, при этом достаточно жесткими, «сюсюканье» большинство из них органически не приемлет: среди уличной детворы немало лидеров по характеру (в этом нет ничего удивительного — всем ее представителям приходилось выживать в одиночку), они относятся с должным уважением только к сильным людям. Ребята признают их превосходство и начинают к ним тянуться. В крайнем случае у учителя и учеников устанавливаются приятельские, паритетные отношения.

— Ваш фонд претворяет в жизнь исключительно социальные проекты?

— Не только. В следующем году мы уже в третий раз будем проводить фестиваль голландского кино. Это очень большая, масштабная акция. Так, в прошлом году украинские зрители смогли увидеть 36 картин голландских режиссеров. Все фильмы, отбираемые для просмотра, очень качественные, действительно лучшие. Среди них есть и номинанты «Оскара», Каннского кинофестиваля. То есть это — картины, которые знают и ценят во всем мире.

В самом начале нашей деятельности мы организовали перевод книги голландского поэта Миндерта Варре. Проиллюстрировал издание украинский художник Максим Ляшев. Без ложной скромности скажу: книга получилась просто изумительная. Затем при активном содействии фонда были устроены выставка работ голландского фотохудожника Харикришнана Санкарана, большая экспозиция «Динамика украинского современного искусства». Но в конце концов мы решили сосредоточиться в основном на беспризорниках. Почему? Да все просто: здесь ты что-то делаешь и получаешь конкретный результат. Предположим, тратишь месяц на обучение ребят английскому и через 30 дней они начинают писать. Одним словом, налицо и плоды твоего труда и абсолютно не жаль потраченного времени.

— Каким был ваш первый проект такого рода?

— Десятидневный творческо-учебный мастер-класс в одесском приюте «Светлый дом» (мы рассказывали читателям об этой акции в «ЗН» № 27 (300) от 8.VIII.2000 г. — П.С.). Сейчас подобный, но уже рассчитанный на несколько месяцев проект реализуется в киевском приюте для несовершеннолетних. С ребятами из интерната № 21 в Пуще-Водице работаем над созданием спектакля. Надеюсь, в начале следующего года нам удастся запустить годовую образовательную программу. Затем будем думать над созданием школы с очень высоким уровнем подготовки для одаренных детей, по окончанию которой они просто обязаны будут поступить в вуз.

— От всей души желаю вам удачи. Кстати, разрешите полюбопытствовать: сколько людей работает в фонде?

— «Костяк» — это наши голландские партнеры: юрист Франс Струбен, журналист Риккардо Альберелли, руководитель детских образовательных проектов Алексей Чхало, руководитель культурных программ Ольга Журавлева и ваша покорная слуга, на чьих плечах вся административная работа. Вместе с тем есть очень много людей —преподавателей, юристов, консультантов, — которые с нами сотрудничают. В общей сложности их где-то человек пятьдесят, постоянно работающих с нами — человек тридцать.

К сожалению, количество беспризорных детей в Украине, которые не имеют собственного дома и которым государство не может предоставить надлежащую помощь, постоянно увеличивается. Блуждая улицами, они попадают в водоворот наркотиков, преступлений, проституции и болезней. В определенном смысле они — жертвы переходного процесса, который переживает сейчас Украина.

Посольство Королевства Нидерланды высоко ценит то, что фонд «Искусство, культура и наука» уделяет внимание судьбам этих детей и вместе с приютом «Светлый дом» в Одессе организовал серию тренингов с целью помочь им адаптироваться к нормальной жизни.

Онно Хаттинга ван’т Сант,

посол Королевства Нидерланды в Украине

— Общеизвестно: отношение в нашем обществе к беспризорникам в целом безразличное, даже скорее негативное, нежели сочувственное. Сложно находить деньги на ваши проекты?

— Видите ли, нам, более-менее благополучным людям, кажется, что мир — наш. А беспризорники где-то на его обочине, в резервации. Но ведь вполне может случиться, что из-за роста преступности, изо дня в день увеличивающегося количества этих детей, в резервации окажемся именно мы. И тогда, можете быть уверены, они нас не пожалеют. Ну, скажите, какому нормальному отцу (или матери) хотелось бы, чтобы его пятнадцатилетнюю дочь изнасиловали беспризорники? Значит, нужно это предупредить. Следовательно, необходимо что-то делать. И, знаете, стоит людям об этом напомнить, рассказать о сложившейся ситуации, и они соглашаются нам помогать.

— Если не секрет, много таких?

— Ну почему же секрет? Таких — немало. Среди наших партнеров и канал «1 +1», и компания КLМ. Очень серьезную помощь фонду оказывает такая организация, как ООН. Ее представителям не нужно ничего рассказывать, ни в чем убеждать, они прекрасно знают ситуацию, очень легко и профессионально идут на сотрудничество, консультируют, делятся своим богатейшим многолетним международным опытом решения подобных проблем.

Пускай даже не гуманизм, а чувство самосохранения руководит всеми, кто хочет будущего для своей родины. Маленькие беззащитные преступники скоро вырастут, и тогда критическая масса бывших детей, а теперь уже взрослых — с исковерканной психикой, с уникальным опытом выживания и подорванным здоровьем — отомстит обществу, их предавшему. Самое грустное, что они будут иметь на это моральное право. Мы на канале «1+1» счастливы, что имеем возможность привлечь внимание общественности к удивительным поступкам наших удивительных соотечественников, отыскавших в себе силы взяться за безнадежное дело. Верю: пока что безнадежное.

Юрий Макаров

канал «1+1»

— Аня, согласитесь, в наше прагматичное время ваше стремление, по сути, бескорыстно помогать обездоленным ребятам у многих может вызвать скептическую ухмылку. Мол, знаем мы эту «бескорыстность»...

— Понимаю. Но убеждена: доказывать что-то не имеет смысла. Лучшее доказательство — как ты живешь, что делаешь и какие результаты приносит твой труд. Сделанное же нами говорит само за себя.