Еще свежи в памяти выступления наших фигуристов на Олимпиаде в Нагано, где они катались словно с пудовыми гирями на ногах и заранее похоронными выражениями лиц. Сбылись худшие предположения, а медали остались в проекте до лучших времен. Лучшие времена настали, как ни странно, очень быстро - уже в последние дни марта начался чемпионат мира в Миннеаполисе. Здесь все та же наша команда, только без Дмитренко, замененного Плютой, уже не скованная гнетом разнообразных начальников, махнувших на нее рукой, выступила раскованно и раскрепощенно. В глазах фигуристов и фигуристок была не смертная тоска, как в Нагано, а бурлящая жизнь, отражавшаяся даже на медальном профиле Юлии Лавренчук. Были ошибки, были падения. Но, ей-Богу, приятно было смотреть, как, великолепно откатав свою произвольную программу, радовался Вячеслав Загороднюк, на какое-то мгновение уже увидевший себя бронзовым призером. И если бы не 15-летний гениальный подросток Евгений Плющенко из России, забравший «бронзу» себе по сумме двух выступлений, быть бы нашему Вячеславу на пьедестале. А так в общем зачете он остался все же четвертым - напомним, после того, как травмировался физически до Олимпиады и морально в Милане и Нагано. Евгений Плюта - на девятом месте.
В одиночном катании среди женщин в отсутствие Тары Липински победила тоже американка Мишель Кван, избежавшая ошибок, а еще два места на пьедестале достались россиянкам - просто падавшей при приземлении Ирине Слуцкой и падавшей в буквальном смысле слова на ровном месте Марине Бутырской.
После короткой программы Юлия Лавренчук была 12-й, но в произвольной выглядела хорошо, испортив лишь один прыжок, и перед выступлениями сильнейших перешла на шестое место, отодвигаясь потихоньку вниз после каждой следующей участницы. В итоге - 12-е место, привлекательное не само по себе, а, как я уже сказал, более перспективным, чем в Нагано, настроением нашей фигуристки. Елена Ляшенко снова была впереди подруги-соперницы, заняв седьмое место.
В парном катании перед самыми соревнованиями отказались от выступления, как и все олимпийские чемпионы Нагано, но из-за болезни партнера, Оксана Казакова-Артур Дмитриев. Победа Елены Бережной-Антона Сихарулидзе из России была вполне логичной, как и
12-е место наших Евгении Филоненко-Игоря Марченко.
Если в одиночном и парном катании судейский произвол сдерживается имеющимися при оценке объективными элементами, то в танцах этот произвол и размытость критериев до уровня «нравится-не нравится» достигли апогея. После первого раунда танцев наши опытнейшие Ирина Романова-Игорь Ярошенко занимали восьмое место, Елена Грушина-Руслан Гончаров - 13-е. Остается восхититься упорством нашей в своем роде знаменитой пары, пытающейся пробить стену судейского равнодушия. Ну, не понравились они как-то судьям с самого начала и поныне не могут справиться с арбитрами. В конце концов, не просто же на пустом месте у спортивных руководителей возникло желание вообще исключить танцы из олимпийской программы, пока не будут найдены общепонятные критерии оценок. Впервые чемпионами стали россияне Анжелика Крылова-Олег Овсянников, которым дорогу к «золоту» открыл уход Паши Грищук-Евгения Платова.
Повторим, что на этот раз в чемпионате мира не участвовали все чемпионы Нагано. Из этого обстоятельства не стоило делать, казалось бы, естественного вывода, что завоевать призовую медаль стало легче, - все как бы вежливо подвинутся и пропустят наших в соответствии с табелью о рангах вперед. Но отсутствие сильнейших всегда настолько обостряет борьбу, в том числе и среди арбитров, что стать призером отнюдь не легче, если - не труднее.
В заключение приведем мнение о современном фигурном катании одного из кумиров прошлого, поражавшего целое поколение болельщиков своим вдохновением. Канадец Толлер Кренстон не был великим чемпионом, но известен во всем мире не меньше более «медаленосных» фигуристов. Сейчас он выступал в Москве в составе ледового
шоу «Щелкунчик», исполняя роль персонажа «Дух волшебства». Вот что он сказал корреспонденту Радио Свобода.
- Конечно, я слежу за тем, что происходит сегодня в мире фигурного катания. Вернее, стараюсь следить, заставляю себя делать это. Я был в Нагано, где тренировал японскую сборную. И первое время честно наблюдал за соревнованиями, но через пару дней свои наблюдения прекратил. Все было очень скучно. Сегодня в фигурном катании просто нет ярких индивидуальностей и остается лишь надеяться на их появление. Но само по себе фигурное катание сейчас настолько неинтересно, настолько не привлекает внимание, что для меня непонятно, откуда же могут взяться эти потенциальные таланты, на какой почве они вырастут.
- А как вы относитесь к существованию двух школ в катании: артистической и атлетической?
- Мне кажется, не существует двух школ. Самые яркие мастера фигурного катания именно и были таковыми потому, что объединяли в своем творчестве эти два начала - атлетическое и художественное. Я могу с некоторой натяжкой назвать лишь двух фигуристов, которые пытаются соединить два этих направления. В первую очередь - это американская одиночница Мишель Кван. Мне очень жаль, что она не стала олимпийской чемпионкой в Нагано. Именно в ее творчестве сочетаются все достоинства двух школ, а вот Тара Липински, выигравшая олимпийское «золото», на мой взгляд, еще не совсем серьезная спортсменка, она еще девочка, в ее катании не видно настоящих чемпионских качеств. Второй фигурист - пока еще не очень известный - француз Лоран Табаль. Это очень необычный спортсмен, его катание весьма авангардно и он по-настоящему большой художник на льду. Лишь Лоран и Мишель полностью соответствуют моему пониманию настоящего мастера в современном фигурном катании. Сегодня интерес к фигурному катанию в Канаде и во всем мире падает потому, что спортсмены стараются в первую очередь следовать догматам. Их творчество перестает быть интересным.