UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЯТЫЙ ДЕСЯТОК С «ДИНАМО»

Михаил Коман появился в Киеве в сезоне 1949 года, когда спасать «Динамо», терпящее бедствие, прибыла большая группа закарпатских футболистов...

Автор: Владимир Маевский

Михаил Коман появился в Киеве в сезоне 1949 года, когда спасать «Динамо», терпящее бедствие, прибыла большая группа закарпатских футболистов. Их заметили после того, как в столице в октябре 1948 года ужгородский «Спартак» выступил в финале Кубка Украины против киевлян, долго вел в счете и «Динамо» с большим трудом вырвало победу - 2:1. После этого и стали динамовцами не только Коман, но и опытный Товт, и Михалина, совсем молодые Юст, Годничак и Сентгетовский, всего больше десятка закарпатцев. Они принесли с собой новый стиль игры, который долгие годы вырабатывался в фактически не знавшем войны регионе. Михаил Коман сразу стал популярен, его светловолосая голова неожиданно выныривала в гуще игроков в штрафной площадке соперников, и в сетке ворот оказывался очередной гол, забитый непостижимым образом, когда вроде бы никакой угрозы не было.

Разумеется, я сначала как болельщик, а потом и журналист прекрасно знал этого неординарного игрока, с какого-то времени мы здоровались, перекидывались несколькими словами, иногда сидели рядом на трибуне, но вот подробно поговорить с Михаилом Михайловичем мне пришлось лишь недавно во время съемок одной из частей телевизионной передачи «Футбол-ретро». В этот день Коман показался мне мрачным и неразговорчивым, и я уже хотел сказать режиссеру передачи, что сегодня у нас ничего не выйдет - Михаил Михайлович перед началом съемок на все вопросы отвечал односложными междометиями.

Когда же включили камеру, Коман вдруг спокойно, гладко и интересно заговорил без пауз, таким образом, что мне первый свой вопрос удалось вставить в плавное течение его речи где-то через полчаса. Кое-что из этой долгой беседы сегодня предлагается читателям.

- Родился я в 1928 году в Словакии. Было в нашей семье восемь детей, но на каждого ребенка полагалось хорошее пособие, а кроме того, у отца была неплохая работа на железной дороге и семья наша не бедствовала. Вот только школы в нашем районе не было, и в 1936 году отец переехал в Виноградово, где я стал учиться в венгерской школе - тогда Закарпатская Украина принадлежала Венгрии. Здесь у нас был целый интернационал - украинцы, евреи, венгры создавали свои футбольные команды. Играл я с тех пор, как себя помню, но в постоянную команду попал только в Виноградово в 17 лет. Называлась она «Партизан». В общем-то родители не очень приветствовали мое увлечение, отец, естественно, хотел, чтобы я стал железнодорожником, а мне даже машинистом быть не хотелось.

После того, как я попал в главную закарпатскую команду - ужгородский «Спартак», - родители сменили гнев на милость, там футболистам давали талоны на питание, продукты, иногда даже одевали. Когда пригласили в киевское «Динамо», пошел туда с охотой, опять же надо было помогать семье, а в Киеве предложили сказочную по тем временам зарплату (сейчас трудно ее сравнить, прошло несколько денежных реформ), первое время, правда, жил в общежитии для футболистов, потом и квартира появилась.

1949 год отыграл за дубль, который как раз прославился, выиграв малые золотые медали чемпионов СССР. Всего за «Динамо» выступал десять лет, забил 62 или 63 гола в чемпионатах страны и еще восемь голов в матчах на Кубок СССР. Особенно памятны, конечно, первый гол за основной состав в ворота сталинградского «Трактора» и решающий гол ереванскому «Спартаку» в финале Кубка СССР 1954 года. Пришлось испытать и ужасное чувство, когда забиваешь мяч в свои ворота, - это случилось в 1955 году в матче с куйбышевскими «Крыльями Советов». Я забежал в свою штрафную за игроком, которого поручили опекать в таких случаях, а летевший с силой вдоль ворот мяч попал мне в колено и, перелетев через вратаря, оказался в сетке...

- А как вы попали в тренеры?

- Нападающего рано или поздно «добивают» защитники. В 1959 году меня в очередной раз покалечили и пришлось закончить выступления на поле. Вячеслав Соловьев пригласил меня поработать с дублем, и я этим занимался в дальнейшем. Работал затем с Виктором Масловым, Александром Севидовым, Валерием Лобановским, работаю и сейчас в одной из динамовских команд во второй лиге. Всего в «Динамо» я уже больше сорока лет.

- Михаил Михайлович, болельщиков всегда восхищают пушечные удары издали. У вас такого вроде бы не случалось. В чем тайна сильного удара, можно ли его выработать?

- Для этого не обязательно быть богатырем. В московском «Динамо» был знаменитый в

40-е годы нападающий Василий Карцев - очень худой, небольшого роста, но с ударом страшной силы. Тут все дело в очень быстром выхлесте голени при ударе. В какой-то степени это природное качество, но были случаи, когда такой удар вырабатывали. Скажем, расстрелянный немцами динамовский игрок Иван Кузьменко специально тренировал пушечный удар, вкладывая в мяч на тренировках две камеры, - напомню, что раньше мяч имел разрез, через который вкладывалась камера. Тренировались и с мокрым мячом - он гораздо тяжелее.

- Есть много примеров, когда футболист хорошо владеет только одной ногой...

- Игроков, которые одинаково хорошо играли бы и правой, и левой, практически не бывает. Отлично владеть одной ногой лучше, чем плохо играть двумя.

- Как вам удавалось забивать столько, на первый взгляд, случайных мячей?

- На поле надо думать, надо изучать соперников. В частности, нападающий должен знать все слабые и сильные стороны игры конкретного вратаря, каждого защитника. Кроме того, в ходе игры надо постоянно искать момент, перемещаться, работать на поле. Я всегда внимательно следил, в какую точку поля чаще выбрасывает мяч вратарь, куда подают угловые, и находился в предполагаемом месте приземления мяча. Вот и получалась «случайность» - вроде соперники мне сами мяч отдали. Конечно же, при ударе по воротам кого-то из партнеров я чаще других успевал на добивание.

- Многие игроки и прошлого, и настоящего теряются при выходе на вратаря. Ведь это стандартное положение, не так ли?

- Разумеется, каждый нападающий должен отрабатывать выход на вратаря, знать, что он будет делать в следующий момент. Я для себя сделал вывод, что надо при сближении, заметив уже начало падения голкипера, резко убрать мяч метра на два в сторону и вперед, чтобы вратарь при любом росте и с вытянутыми руками не мог уже до него дотянуться, а уж дальше выходить на пустые ворота.

- Говорят, вас однажды знаменитый Алексей Хомич ухитрился обмануть...

- Да, был такой случай. Играли с московским «Динамо», мне дают мяч на грани положения «вне игры», так что я, когда рванулся вперед, засомневался. Выбегаю на Хомича, а тот кричит: «Миша! Свисток же был!» Я оглянулся на судью, тот не реагирует, а Хомич в это время выхватил у меня мяч из-под ног...

- Как вы считаете, может современное «Динамо» повторить успехи своих знаменитых предшественников?

- Надеюсь, что клуб, которому я отдал почти пятьдесят лет жизни, будет снова навязывать соперникам свой стиль и манеру игры и войдет в элиту европейского футбола.