Григорий Остер любит повторять, что в чем-то похож на Дарвина. Как тот когда-то открыл, что все люди произошли от обезьяны, так Остер доказал, что все взрослые произошли от детей. Может быть, поэтому сегодня он - самый узнаваемый из детских писателей. И едва ли не самый удачливый. В наше мало приспособленное для чтения время его книга «Вредные советы» вышла миллионным тиражом. Не менее популярна сказка о слоненке, мартышке, удаве и попугае. Часто переиздаются и другие книжки: «Задачник», «Визгкультура», роман для детей младшего школьного возраста «Сказка с подробностями», а также современный роман о капитализме «Остров Эскадо». Остер считает, что его главный секрет - сочинять книжки, которые вырастают вместе с читателем.
Если обычного поэта у нас привыкли считать пророком, то на долю детского поэта выпала роль учителя и психолога. Григорий Остер справляется с ней не только при помощи книг, но и благодаря своим «семейным обстоятельствам». У Остера пятеро детей. Старшей почти двадцать, младшему - всего пять. Кроме того, у Остера есть любимая, хотя и далеко не первая жена, с которой они прожили уже 17 лет. Ее зовут Майя. Она журналист по профессии, но все эти годы нигде не работала - занималась детьми. В этом году она стала главным редактором журнала «Сатирик».
О главном отличии «вредных советов»
от «противных задач»
Первые «вредные советы» Остер написал еще в коммунистической стране. Их не разрешали не то что издавать отдельной книжкой, но даже публиковать в журналах. Лишь однажды автору удалось прорваться на радио. Вволю «насоветовав» в эфире, он попросил слушателей откликнуться. Взрослые негодовали, советы показались им ужасными. А детям понравилось. Одна девочка даже написала, что детей обязательно надо учить юмору. Почему? Потому что иначе вырастет человек, который не понимает юмора и будет как клоун. А нам нужны серьезные люди.
Остер: Дети сразу поняли, что их никто не учит плохому, а просто вовлекают в смешную и интересную игру. К детям вообще не стоит относиться снисходительно: когда они видят «книгу для непослушных детей», то прекрасно понимают, что все, сказанное в книге, надо воспринимать наоборот.
Я всегда повторял, что «вредные советы» - это прививки детям против тех дурацких стереотипов, которые им пытаются навязать взрослые, и против тех глупостей, которые им приходят в голову самостоятельно. «Вредные советы» не подстрекают детей делать плохое, а помогают им пережить критическую ситуацию, пересмеяться и уже не попадать в ловушки, которые расставляет жизнь.
Из книги «Вредные советы-2»:
Если ты курил, скрываясь,
В диких дебрях средней школы,
И, почуяв запах дыма,
Педагог подкрался вдруг,
Ловко пряча сигарету,
Гордо крикни: «От пожара
Я спасал родную школу,
Вот - штаны еще горят».
Остер: Меня осуждали не только за «вредные советы», но и за учебник по математике для детей. Как некоторые сочиняют роман в письмах, так я написал книжку в задачах, где от задачи к задаче развивается действие, встречаются одни и те же персонажи.
Полтора года назад комитет по вопросам безопасности Государственной думы во главе с Илюхиным направил в прокуратуру требование запретить школам покупать и использовать мой задачник. Министерство образования учебник поддержало, но вся история вызвала вполне оправданный общественный резонанс.
Возможно, на такое радикальное отношение к учебнику повлияло воспоминание о другом задачнике. Надо признать, что Остер всю жизнь был асоциален и никогда не то что в диссидентах не ходил, но и на Западе публиковаться отказывался. «За границей публиковаться бессмысленно. Если бы я решил стать диссидентом, то обязательно уехал и делал «вражескую» радиопередачу для детей». Так что единственная по-взрослому антисоветская книжка - она-то и стала учебником - вышла в 89-м году. Задачки, прямо скажем, были не для детских мозгов:
«Генерал-майор с генерал-полковником распили бутылку коньяка пятилетней выдержки. Сколько звездочек можно было насчитать во время этого события?» Или: «Из населенного пункта выехал велосипедист, который двигался со скоростью 15 км/ч. В это же время из этого же населенного пункта, но в противоположном направлении выехал в Израиль Семен Лазаревич Шнобельман. Через 3 часа расстояние между ними было 1350 км. С какой скоростью двигался Семен Лазаревич?»
Из книги «Вредные советы-2»:
Если ты не смог но карте
Отыскать свою страну,
Не оплакивай отчизну -
Географию учи.
Остер: Сейчас я приступил к работе над еженедельной телепередачей, уже придумано простое и незамысловатое название: «Остер-класс». Эта передача образовательная, но она будет детей не учить, а подучивать. Уже готово расписание, в нем отпущено время на вритературу, схлопотанику, папамамалогию. Взрослые возмущаются, когда дети не отдают должное животному миру Австралии, встретиться с которым с глазу на глаз довольно проблематично. Почему же никто не призывает детей изучать повадки взрослых, с которыми ребенку приходится иметь дело ежедневно?
Как и большинство «детских» поэтов, Остер иногда сочиняет взрослые стихи. Но в отличие от большинства, никогда их не публикует. «Почему?» - спросите вы. «Потому, - ответит Григорий Остер, - что эти стихи будут непонятны для большей части населения, которую составляют дети, а я стараюсь писать для всего человечества».
Из книги «Вредные советы-2»:
Если в старости глубокой
Ты когда-нибудь умрешь
И предстанешь перед Богом,
Расскажи Ему о том,
Как тебя тащила мама
Рано утром в детский сад,
И тебе за эти муки
Все грехи твои простят.