UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУТЕШЕСТВИЕ В СОБСТВЕННОЕ ДЕТСТВО

Осторожно открой дверь в прошлое. Загляни туда и тихо войди. Видишь себя маленьким? Голопузый мальчишка, измазанный шоколадом, съеденным исподтишка...

Автор: Татьяна Гурлева

Осторожно открой дверь в прошлое. Загляни туда и тихо войди. Видишь себя маленьким? Голопузый мальчишка, измазанный шоколадом, съеденным исподтишка. Или испуганная взъерошенная девчонка, прикрывающая веником на полу осколки маминой любимой вазы. Вспомните, что вы тогда чувствовали?

Зачем такое путешествие? Для того, чтобы лучше понять своего ребенка, сегодня, сейчас, в этот самый период его жизни, когда ты ему так нужен. Ты — невыразимо родной, знающий, мудрый, опытный, более смелый и решительный. И самое главное, тот, кому он нужен, кто его любит, готов понять, поддержать и во что бы то ни стало защитить.

Воспоминание — это мостик к вживанию, пишет Владимир Леви. «Если трудно с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь минуту в день отдайте воспоминанию о себе в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилие не пропадет, найдется, может быть, неожиданное решение...», — подсказывает психолог.

Дети верят нам и доверяют нашему опыту. Они готовы до бесконечности слушать о нашем прошлом. «Оказывается, мамы, папы и даже бабушки и дедушки тоже были такими как мы. Что же они делали, умели, что чувствовали?» — так, быть может, думают наши дети. И искренне удивляются, поражаются, находя что-то очень близкое, знакомое, когда слушают рассказы из «далека».

Я наблюдала, как мальчики и девочки, совсем маленькие, да и постарше тоже, тепло так, уютно подсаживаются к бабушке, маме, старшему брату или взрослеющей сестренке, с привычной и сокровенной просьбой, не признающей никаких возражений и отпирательств: «Расскажи о своем детстве!» Особенно малыши любят спрашивать у бабушек и дедушек. Ведь они спокойнее, не так спешат, как родители, у них большие запасы душевного тепла, которые старички с годами не только не утратили, но сумели даже умножить. И, наконец, они мудры: на многие вещи в мире смотрят уже по-другому, масштабнее что ли.

«Хм, — улыбается в ответ на просьбу, готовая не глядя отправиться в долгое путешествие, такая добрая бабушка. Заметьте, бабушки как-то особенно улыбаются, как бы давая понять, что только намекни — они тако-о-е расскажут, что и за уши не оттянешь. В одном и том же рассказе, сто раз перекрученном, каждый раз найдется место новому словечку, забытой присказке, многозначительному жесту или какому-нибудь «угу» и «м-да-а».

Существует даже некий ритуал «путешествия в детство»: бабушка снимает очки, кладет их на столик, обнимает своих внучат, многозначительно приглаживает упавшую на лоб седую прядь волос и тихим торжественным голосом начинает... Любопытно и трогательно наблюдать, как малыш, прижавшись к бабушке и попросив рассказать о ее детстве, ритуально снимает с ее глаз очки, сам кладет их в сторону, гладит ее по голове — тем самым как бы сокращает путь к самому интересному. И превращается в сплошную готовность слушать, внимать, впитывать, учиться думать и любить...

Вы заметили, что дети больше слушаются стариков, чем своих родителей? Или, наоборот, они их вообще не слушают, но любят безгранично? Говорят: «Мал что стар». Наверное, здесь нужно понимать не только некую беззащитность, беспомощность маленьких и стареньких. А еще, может быть, и то, что они-то больше всего и нуждаются друг в друге. Потому что и те и другие как-бы одинаково изолированы от многогранной, полноценной жизни людей, находящихся в цветущем зрелом возрасте. И дети, и старики нуждаются в помощи. И еще потому, что и те, и другие играют. Одни — еще не разучились и хотят. Другие — очень хотят, но только учатся играть. В человечность. В доброту. В любовь. Старики не только забавляются с детьми, тешатся с ними, но часто рассказывают о своем детстве и юности, вновь и вновь переживая и детские страхи, и вспоминая мечты, и безудержные фантазии, и причуды, и дерзкие шалости, что так понятно и близко детям. Путешествие в прошлое — это как игра и одновременно серьезная наука, которой не мешает поучиться и молодым родителям.

В каких семьях отношения между родителями и детьми теплее, искреннее? Там, где взрослые играют с детьми. Известный американский психолог Бенджамин Спок пишет: «...если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почуствовать, что он «свой парень»… У отца с сыном должны быть свои, общие секреты». А это уже серьезная игра в верность, преданность, надежность друга.

Несмотря на нашу разность, противоречивость, неодинаковость в жизненных ситуациях, дети непосредственно и точно воспринимают нас, возвращая нам зеркальное изображение нашей личности со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Поэтому, чем старше становятся дети, тем больше труда нужно вложить в самосовершенствование самим родителям. Они должны стремиться к расширению интересов, чтобы привить ребенку тягу к познанию, потребность к собственным достижениям, способность к любви, в том числе и к их будущим детям.

Погружаясь в собственное детство, взрослый вспоминает себя слабым и беззащитным, неумелым и недоверчивым, эгоистичным и жестоким, трусливым и жадным. Но одновременно отзывчивым и добрым, искренним, обожающим своих родителей, влюбленным в друзей, жалеющим котенка, понимающим доброту и заботу...

Помнишь, как ты когда-то сбил в кровь коленки и боялся показать их матери? А вдруг будет ругать, кричать, папе расскажет? И как стало спокойно на душе, когда она лишь слегка тебя пожурила, заботливо смазывая ранки зеленкой. «Ой, больно! Подуй, подуй!» — просил ты, готовый заплакать. То ли от нежности, то ли от безграничного счастья…

А помнишь, как ты в свои 14 лет бежала с подругой на танцплощадку? В твоей голове музыка звучала громче, чем на самом деле, и в этом потоке звуков тебе хотелось танцевать до упаду. Вместе вон с тем кудрявым пареньком, ради которого ты сюда и пришла. И время не замечалось. А потом ты чувствовала себя виноватой перед родителями, которые не спали, а все выглядывали тебя из окна. И волновались. Быть может, и твоя подрастающая дочка так же переживает, запаздывая домой, и не стоит ее уж так ругать… Завтра, когда она успокоится и отдохнет, поговори с ней, спокойно.

Дети надеются на понимание, им трудно объясняться, особенно мальчикам. Поэтому молодой отец никогда не назовет хныкающего сына трусом и слабохарактерным, если вспомнит, как десятилетним мальчиком ему пришлось оказаться жертвой хулиганистых подростков. Они били и смеялись. А тебе было больно и горько. Годы упорного труда над собой, занятия единоборствами — все ради того, чтобы сказать себе: «Я не трус!». И, может быть, именно мужская поддержка, подсказка, дружеское участие больше всего нужны сейчас твоему сыну?

Мы все родом из детства. Только у каждого оно особенное, неповторимое, по-своему уникальное. И незабываемое. Путешествие в детство, как возвращение к живому чистому источнику, позволяет взрослому почерпнуть и передать ребенку бесценный дар видеть в облаке белого пушистого зайчика или сладкую воздушную вату. А на старом сказочном чердаке памяти, где вечно живет добро, непременно побеждающее зло, всегда найдется волшебная вещица, которая поможет детям чувствовать себя любимыми, защищенными, сильными, готовыми протянуть руку помощи любому нуждающемуся и сегодня, и в будущем.