UA / RU
Поддержать ZN.ua

Психологический терроризм портит настроение

Люди, сознательно беспокоящиеся о своём здоровье, как правило, не курят. Но в поле их зрения всё рав...

Автор: Алевтина Шевченко

Люди, сознательно беспокоящиеся о своём здоровье, как правило, не курят. Но в поле их зрения всё равно попадают надписи на сигаретах в страшных траурных рамках и тексты огромными буквами на городских билбордах о возможности заболевания сами знаете какой болезнью. Если эта информация только для курильщиков, почему она так легко проникает в моё сознание? Многие рассказывают о неуютном чувстве и неприятных мыслях при созерцании надписей — ведь теоретически у каждого есть возможность заболеть. Навязчивое напоминание об этом портит настроение не только курильщикам. А оно в Украине, согласно опросам европейских гуманитарных мониторингов, и так не ахти. Недоучёт всего многообразия факторов, влияющих на самочувствие, приводит к стремительному снижению «показателей счастья». Экономика здесь играет далеко не первую роль.

Назло врачам

Многократное повторение информации почти стопроцентно гарантирует её усвоение. Только производители страшных надписей думают, что это будет вывод «брось курить», а плохо просчитанный психологический эффект часто оказывается другим: «я виноват, что курю», «я слабак, что не бросаю», «я заболею, потому что курю», «я подавляю свой страх». И даже «я смелый, не боюсь экстремальных поступков». Или «нечего мной командовать». Или «эх, один раз живём!». Механизмы приобретения нездоровых привычек гораздо сложнее, чем побуждение сделать назло Министерству здравоохранения или дать заработать табачным корпорациям! Обычно это происходит не на уровне сознания, чтобы вот так сесть и решить курить с завтрашнего дня, а намного глубже. Срабатывают импульсивные, бессознательные, подражательные побуждения. Например, красивые, явно благополучные люди на рекламе сигарет, ведущие интересную, приятную жизнь, желание быть как все в компании друзей, желание быть взрослым при незнании других способов, способ скрыть неуверенность в себе. Для многих это как дыхательная гимнастика, позволяющая снять стресс. Опасная, но действенная.

Популярный психолог Эрик Берн приводил такой пример инфантильного, как он говорил, «марсианского» мышления. Мать, найдя в комнате сына — ученика начальной школы — початую бутылку виски, говорит: а не рановато ли тебе пить виски? Думая, что её слова означают: я не хочу, чтобы мой сын пил виски. Но ключевое слово — «рановато». Для сына это прозвучало так: пить виски — мужское дело, а ты ещё мальчик. Вот что извлёк он для себя из слов матери: когда настанет пора показать себя мужчиной, тогда можно будет пить виски. Так включается программа на будущий алкоголизм, утверждает Берн.

Пишут, что реклама-шок многих действительно пугает и заставляет бросить курить. А что взамен? Ведь причину, по которой человек начал курить, никто не устранял. Какой будет следующая зависимость? Или человек просто через какое-то время начнёт курить снова?

Из фразы «Не начинай курить», написанной на пачке сигарет, в голове человека гарантированно остаётся только: курить, курить. Первое правило самого простенького аутотренинга — не придумывать внушающие формулы с частицей «не», ибо это опасно — мозг извлекает из любого указания императивное ядро. Таково устройство нашего психического аппарата. Устрашающие надписи всё время меняются! Видно, те, кто их придумывает, экспериментируют на нас с вами. Самой корректной, по-моему, была старая: курение опасно для вашего здоровья. Здоровья, здоровья…

Хитро программирует подростков надпись с перечёркнутой цифрой 18, делая желанным пресловутый запретный плод раньше официального 18-летия и приятно щекоча этим самолюбие и эмансипирующегося подростка, и зрелого человека: я взрослый, и это даёт мне преимущества, которыми нужно воспользоваться.

Всё это азы и психологии, и рекламы. Тупо организованное не только у нас антитабачное движение, похоже, тоже финансируется всесильными табачными корпорациями. Иначе откуда такие оказывающие обратный эффект, провоцирующие ляпы? Самая примитивная психологическая экспертиза докажет пагубность этих надписей для психологического здоровья.

Запретить огурцы

Вместо того чтобы реально запретить курить в общественных местах, увеличить цены на табачную продукцию, штрафовать за брошенные на асфальт окурки и наконец-таки запретить рекламу сигарет, нас поголовно под­вергают опасностям негативного внушения. Современная нау­ка считает аксиомой возможность воздействия на сознание человека, даже принципиальную подверженность человека искусст­венным воздействиям. На суггестивных (внушающих) технологи­ях построены десятки оздоравли­вающих систем. Но непроверенные на психологическую безопас­ность тексты могут наносить и вред, не говоря уже об индивидуальности воздействия. Тем более что исследования учёных о причинах смертности напоминают старый психологический анекдот о том, что причиной смертности являются огурцы: по исследованиям учёных, каждый второй умерший любил огурцы. Да, курильщики умирают чаще и раньше, это установленный факт. Но привычка к курению — один из малопродуктивных и дорогостоящих (цена — собственное здоровье) способов борьбы со стрессом. Так какова первопричина, от чего болеют и умирают курильщики? В конечном итоге от неудовлетворённости жизнью, заставляющей их курить! А запугивание повышает эту неудовлетворённость, запуская программу замкнутого круга.

Распространённость фобии заболеть онкологическим или другим неизлечимым заболеванием именно в Украине с её чернобыльским синдромом огромна. Чувство незащищённости, посттравматический синдром выливаются в те страшные цифры и последние места по психологическим и медицинским показателям. Кстати, о чернобыльском синдроме. Бабушки-оптимистки, оставшиеся самовольно жить в 30-километровой зоне, и их давно умершие переселившиеся из неё подружки доказывают: главное — отношение и настроение. Теперь и учёные признали: да, переборщили с запугиванием, послечернобыльский страх навредил больше, чем сама радиация. Пишут о большой доле социальных, психотравмирующих, информационных факторов в формировании особого постчернобыльского состояния психики с его депрессиями и неустойчивости к стрессу. Действуют хорошо изученные механизмы внушения.

Ни один профессиональный психолог не позволит себе обнародовать текст, который может вызвать ятрогенные расстройства — неблагоприятные психические состояния, вплоть до неврозов, возникающие в результате ненамеренного внушающего воздействия врача или медперсонала на пациента. Как в анекдоте:

— Доктор, я жить буду?

— А смысл?

Доступно, совершенно достоверно и с юмором ятрогении описаны Джеромом. Помните, когда при чтении медицинской энциклопедии у героя появлялись все симптомы, кроме родильной горячки? Это ещё называют болезнью третьекурсника мединститута. Реклама лекарств сначала живописует ужасы заболевания, а потом предлагает панацею. Даже меня, женщину, подавляет безнадёжностью образ грустного мужчины из рекламы таблеток от простатита. Психологам известен эффект распространения самоубийств после сообщений о них в СМИ. Спохватились в метро — решили убрать пессимистические надписи «нет выхода» и «не прислоняться», чтобы реже уби­рать с рельсов сами понимаете кого.

Реклама верёвки

Любой зависимый — наркоман, алкоголик, игрок, курильщик — осознаёт пагубность своего импульсивного, не основанного на разумных доводах поведения, но срабатывают разные модели психологических защит. В любом случае курят не потому, что хотят этого. Не знаю ни одного курильщика, который не мечтал бы бросить. Так с кем и с чем боремся? Может, с теми, кто нуж­дается в помощи? Да, эти надписи придумали не у нас, чтобы защититься от многомиллионных судебных исков к производителям сигарет. Но, пожалуй, скоро назреют другие способы заработка для бойких адвокатов: защитить право не подвергаться негативному программированию через лезущее в глаза запугивание.

В доме повешенного не говорят о верёвке. Не пишите на каждом перекрёстке пугающие слова в стране с самой высокой смертностью в Европе. Это похоже на геноцид. Курильщиков, видимо, не жаль, их решили уничтожить как класс. А остальные — не стойте под стрелой. Если вы такие цивилизованные и правильные, запретите рекламу сигарет и спиртного. Пусть в Украине антипропаганда ведётся как-то позитивнее, учитывая реальные условия жизни, которые порождают страхи и стрессы. Сделайте социальную рекламу с положительными примерами некурящих успешных людей — время от времени она появляется. Вместо того чтобы предложить людям симпатичные идеи продуктивной старости, жизненного оптимизма, дать надежду на лучшее и примеры жизнерадост­ного отношения к жизни, нас опять запугивают, как при Сталине. Вот это настоящая вредная привычка! В Бельгии плакаты антиникотиновой кампании повеселее. Они гласят: «Снисходи­тельней относитесь к курильщикам — ведь они проживут меньше, чем вы». Возможности для позитивного восприятия дейст­вительности безграничны: юный знакомый рассказал мне, что ему надписи на сигаретах всегда повышают настроение, ведь он не курит. А другие — пусть себе, ему только лучше. Есть люди, которым и посещение кладбища повышает тонус — сколько ровесников уже умерло, а мне выпало счастье жить! Но так умеет не каждый.

Такое впечатление, что негативное программирование у нас в крови. Почему из всех текстов гимном Украины выбран тот, где «вмирання» вспоминается в первой строчке? Лично я предлагаю использовать идею жизнерадост­ной Сердючки (хоть на что-то ж сгодится она строгим патриотам): «Буде жити України і слава, і воля».

Психотерапевты уверены: тему смерти нельзя замалчивать, обходить. Смерть — неотъемлемая часть жизни. Страх смерти есть в каждом человеке. Сейчас говорят о его зачастую неузнаваемой трансформации в различные, часто диковинные, фобии, в страх заболеть. Этот страх нужно осознать в себе, почувствовать, рассмотреть. Хотя бы для того, чтобы глубже ощутить радость жизни, счастье быть. Люди, которые произвели эту внутреннюю работу, становятся смелыми и независимыми. Тема смерти — главная украинская тема ХХ века со всеми его историческими мясорубками. Но, может быть, пора попробовать переустановить программу на «жизнь»?