Деградировавший неудачник, озлобленный одиночка, страдающий навязчивыми идеями и склонный к насилию - таким видят наемного убийцу или политического террориста большинство американцев. Тем не менее широкомасштабное исследование, проведенное американскими спецслужбами, показало, что такое восприятие личности убийц является лишь составным элементом очередного этапа современного мифотворчества.
В ходе исследования, получившего название «Предотвращая убийство», оперативные работники и психологи проанализировали личности всех 83 человек, осуществивших или пытавшихся осуществить нападения на американских политиков и знаменитостей за последние 50 лет. Почетное место в этих разработках заняли, конечно, личности Ли Гарвея Освальда и Джона Хинкли, знакомиться с которыми приходилось либо по архивным материалам, либо по показаниям людей, хорошо их знавших. Зато у исследователей была возможность личных бесед с 23 наемными убийцами более мелкого масштаба.
Явные признаки душевных расстройств обнаружились менее чем у половины от общего количества. Большинство из обследованных способны были изменить свои цели, концентрируясь скорее на процессе, а не на жертве. Ни один из них не угрожал непосредственно ни самой жертве, ни законоохраняющим органам.
87% наемных убийц - мужчины. 77% - белые. Самому молодому из них в момент совершения преступления было 16 лет, а самому старому - 73. Почти половина убийц были женатыми и треть даже имела детей. Около половины учились в колледже. У 44% были зарегистрированы приступы депрессии. У 54% наблюдались и другие психические расстройства, а 38% даже подвергались госпитализации по причине психических заболеваний. 41% совершали попытки самоубийств.
И все же специалисты утверждают, что распознать таких людей можно. Но не с учетом того, как они выглядят и кем они являются, а с учетом того, что они делают и как себя ведут. Иными словами, пятилетнее исследование завершилось составлением модели поведения человека, замышляющего заказное убийство.
С учетом этой модели спецслужбы ежегодно выделяют в «группу риска» до 2 000 человек, которые то ли выказали враждебность по отношению к президенту или другим видным политикам, то ли проявили слишком сильные романтические увлечения конкретными деятелями культуры. В результате до 4% таких «рискованных» граждан оказываются под арестом, а 13% отправляются в психиатрические лечебницы, иногда даже добровольно. Остальные же признаются не слишком опасными, и наблюдение с них снимается. При этом риск принятия неправильного решения достаточно высок. Например, в 1975 году спецагенты обратили на Сару Джейн Мур пристальное внимание, но затем посчитали, что она никакой опасности собой не представляет и наблюдение с нее сняли. И буквально на следующий же день она уже стреляла в президента Джеральда Форда.
Теперь такого, утверждают специалисты, произойти не может. Недавняя психическая травма, будь то развод или потеря работы, жажда славы, жалобы на бессмысленность своей жизни настораживают спецагентов гораздо сильнее, чем стремление к смене политического курса или даже жажда к наживе. При этом специалисты утверждают, что в большинстве случаев потенциальные преступники подсознательно хотят быть пойманными или даже убитыми. В крайнем случае - просто вылеченными. И если достаточно внимательно относиться к словам и поступкам психически неуравновешенных личностей, то большинства трагедий можно будет избежать.
Оксана ПРИХОДЬКО
по материалам «International Herald Tribune»