UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПША УРЕЗАЛА ПРИЗЫ

Очередной матч на первенство мира по шахматам сегодня уже стал достоянием истории. Участники матча получили причитающийся им гонорар, и на этом можно было бы поставить точку...

Автор: Вадим Каминский

Очередной матч на первенство мира по шахматам сегодня уже стал достоянием истории. Участники матча получили причитающийся им гонорар, и на этом можно было бы поставить точку. Однако есть одно немаловажное обстоятельство, которое требует отдельного рассмотрения.

Символические чеки огромных размеров, торжественно врученные чемпиону мира Гарри Каспарову и претенденту на это звание (теперь уже бывшему) Висванатану Ананду, на самом деле оказались не более чем кусками картона. У Профессиональной шахматной ассоциации (ПША), под эгидой которой проходило соревнование, вдруг обнаружился колоссальный перерасход, и призовой фонд в последний момент был сокращен на 10 процентов. Иначе говоря, Каспарову и Ананду выдали чеки на суммы 1 млн. и 500 тыс. долларов соответственно, а затем заявили, что оплатить их в полной мере невозможно. Делать нечего, Каспарову пришлось смириться с потерей ста тысяч долларов, а Ананду - пятидесяти тысяч, и все прошло гладко, то есть протестов с их стороны не было. Но вот это как раз и удивляет - почему же гроссмейстеры не возражали?

Висванатан Ананд - человек компромисса, и в силу своего характера просто не способен на бурные выражения протеста. Что бы ни происходило «за кулисами» - Ананд молчит. В конце концов, только единицам удается заработать полмиллиона, да и 450 тыс. долларов тоже неплохо. Что касается Гарри Каспарова, то он входит в совет директоров ПША и не станет конфликтовать с организацией, которая создана по его же инициативе. Но вот о самой ПША следует сказать несколько слов.

Получив в 1993 году такого мощного спонсора, как корпорация «Интел», ПША оказалась не в ладу с арифметикой. Был заключен двухлетний контракт, согласно которому корпорация «Интел» выделила на шахматы

7 млн. долларов на период 1994-1995 гг. Эти деньги должны были быть израсходованы на организацию отборочного цикла соискателей звания чемпиона мира и проведение самого матча за мировую шахматную корону; кроме того, на турниры «Гран-при» по темпоигре и, наконец, на программу «Шахматы в школах».

Начало было бурным. Чтобы затмить деятельность соперника - Международной шахматной федерации (ФИДЕ), - ПША решила блеснуть и пошла на явное превышение лимита первого года, но ей следовало заглянуть немного вперед. Призовые фонды турниров, проводившихся под эгидой ПША, действительно были на порядок выше всех прочих. Турниры «Гран-при» в 1994 году действительно были организованы с большой помпой. Но в этом году все выглядит уже гораздо скромнее. Что же касается призового фонда матча на первенство мира, то с трех миллионов долларов он вначале уменьшился до двух с половиной, затем до двух и, наконец, остановился на уровне 1,5 миллиона. Однако теперь и эту сумму пришлось уменьшить на 10 процентов...

Комиссионер ПША нью-йоркский адвокат Боб Райс с присущим ему красноречием пояснил причину перерасхода: очень много денег потрачено на телевидение, рекламу, охрану и т. п. Но позвольте, почему за счет гроссмейстеров? Да потому что казна ПША катастрофически быстро опустела. А что будет по истечении срока контракта ПША и «Интела»? Продолжит ли «Интел» финансировать шахматы или предпочтет вкладывать деньги в теннис или гольф? Ведь эта корпорация денег на ветер на бросает, она хочет кое-что получить взамен. Однако надежда на телевизионную рекламу себя явно не оправдала. Шахматы не относятся к зрелищным видам спорта, разве что темпоигра (25-минутки и блиц) привлекает неискушенных любителей.

Вполне возможно, что ПША руководствуется искренним желанием сделать шахматы в Америке более популярными, но отдача не соответствует затраченным средствам. В результате пострадавшей стороной оказались гроссмейстеры, которым пришлось покрывать дефицит бюджета из своего гонорара.

До конца года запланирован еще один шахматный турнир под эгидой ПША - парижский этап «Гран-при». Однако побывавший на матче Каспаров-Ананд европейский директор ПША Дан-Антуан Бланк-Шапира заявил, что денег на организацию турнира не хватит. Не странно ли?