UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прославляли Русь. Пересопницкую

Такого рода действа в Украине еще не происходили. А например, в соседней Польше археологические фестивали стали хорошей традицией.

Автор: Роман Якель

Первый археологический гранд - фестиваль «Русь Пересопницкая», состоявшийся в селе Пересопница недалеко от Ривного, - несомненно, нерядовое событие в культурной жизни Украины. Место для проведения фестиваля выбрано весьма удачно. На территории исторической Пересопницы археологи до сих пор находят богатый материал, принадлежавший не одной цивилизационно-культурной формации. В Киевской летописи 1149 года Пересопница упоминается как город, входивший в состав Туровского княжества. А в августе 1561 года в местном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы был завершен перевод и переписывание четырех книг Святого Писания - знаменитого Пересопницкого евангелия, на котором сейчас присягают президенты Украины.

Археологический фестиваль - новый толчок к изучению наследия этой местности. Директор культурно-археологического центра «Пересопница» Николай Федоришин убеждает, что такого рода действа в Украине еще не происходили. А например, в соседней Польше археологические фестивали стали хорошей традицией.

Археологи уже более 150 лет исследуют эти места. В новом музее, построенном в форме свечи, хранятся находки эпохи позднего палеолита, энеолита, бронзы, раннего железа, трипольской и волынско-люблянской культуры. Жизнь бурлила и в средневековой Пересопнице. Быт и военную историю этого поселения ученые и вообще интересующиеся люди могут изучать по крупной коллекции орудий труда и оружия ХІ-ХІІІ вв. и даже по тогдашним религиозным книгам! В рамках фестиваля состоялся форум археологов - исследователей Волыни, на котором обсудили новейшие находки в Пересопнице.

Ученые до сих пор ищут местонахождение Божьей обители, где появилась священная книга. А в прошлом году, к 450-й годовщине Пересопницкого евангелия, на средства государственного, областного бюджетов и частных спонсоров построен величественный Музей Первокниги. В экспозиции - история села; княжеских родов Гольшанских, Заславских, Чарторийских, заботившихся о сохранении местности, а следовательно, и о появлении интересного культурного памятника, описании пути Евангелия, трудах исследователей книги. У дверей музея - оригинальный памятник переводчику Пересопницкого евангелия писарю Михаилу Василевичу из Сянока (Польша) и архимандриту монастыря Григорию (скульптор - Владимир Стасюк).

В Пересопнице воссоздана усадьба княжеского дружинника и крепостные укрепления ХІІ-ХІІІ вв., так называемый музей под открытым небом «Княжеский город». История время от времени оживает. На фестивале члены исторического клуба «Виверица» из Киева продемонстрировали древние боевые построения, а также поединки княжеского дружинника и норвежского воина ХІІ в. Руководитель группы Юрий Рассудин, по-моему, удачно определил цель такой реконструкции - «привлечь внимание к истории и археологическим поискам». Трио луцкого клуба «Святой Грааль» арфой и волынками возродило средневековую музыку.

В 1150 году пересопницкий князь Вячеслав выполнял ответственную миссию - мирил князей Юрия Владимировича (Долгорукого) и Изяслава Мстиславича. В знак непродолжительного примирения князья в Пересопнице целовали крест. Автор «Русской летописи» так пишет об этом: «Изяслав уступил Юрию Киев (и вернулся во Владимир-Волынский. - Р.Я.), а Юрий вернул ему всю дань новгородскую, чего Изяслав и добивался»... Тогда ради мира между разными княжествами в Пересопнице состоялись три свадьбы: князь Юрий Первый Долгорукий выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого княжича Ярослава Осмомысла. Вторая дочь вышла замуж за Олега - сына новгород-северского князя Святослава Ольговича. Сын Юрия Глеб женился во второй раз - на дочери черниговского князя Изяслава Давыдовича.

На фестивале показали самую пышную из трех церемоний - бракосочетание галицкого княжича Ярослава Осмомысла с княжной Ольгой из Суздаля. Именно того будущего князя, названного летописцем мудрым, потому что князь имел «восемь смыслов». Неудивительно, что в правление князя Ярослава Галицкое государство достигло могущества и расширилось до Черного моря.

Свадебный обряд, в частности встречу жениха с невестой, сопровождали древние песни, зрителей угощали караваем.

Воспроизведение княжеской свадьбы имело целью закрепить супружескую верность и согласие между всеми парами. Чтобы новые Осмомыслы не предавали своих жен и не обменивали их на Настасек из рода Чагров. Чтобы Ольги не убегали с детьми за тридевять земель, а галицкие бояре не отмщали сжиганием Настасек на костре как колдуний. Наконец, чтобы сына Ярослава и Настаськи - князя Олега, которого многие историки считают автором «Слова о полку Игореве», не выгоняли из страны.

- Пересопница будет развиваться в двух направлениях - археологическом и рекреационном, - говорит заместитель председателя Ривненской облгосадминистрации Алексей Губанов. - Здесь еще множество участков для исследования. Власть сделала все, чтобы археологи и историки могли активно заниматься наукой...

Пересопницу, как и многие памятные места, наконец включили в маршруты исторической Волыни. В прошлом году по случаю 450-летия памятника к небольшому селу проложили асфальтированную дорогу. На родину Пересопницкого евангелия уже приезжают и одиночные путешественники, и организованные туристические группы. А непривычный археологический фестиваль способствует оживлению туристических потоков.

Жаль только, что такие важные объекты туристической инфраструктуры, как отели и мотели, до сих пор в этой местности остаются мечтой. А без них Пересопницкая Русь будет для путешественников лишь коротким отголоском далекого прошлого.