UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прописка: камень, тянущий на дно советчины

Каждый должен иметь возможность свободно выбирать, где проживать, ходить в больницу, учить ребенка.

Автор: Татьяна Курманова

Новый механизм зачисления детей в школу, в народе уже прозванный "крепостничеством по прописке" (поскольку ребенок должен получать начальное образование в ближайшей к месту регистрации школе государственной или коммунальной собственности), оголил основные проблемы действующей системы регистрации, на которых уже давно акцентируют внимание правозащитники.

Без бумажки не человек?

Нина Лахно живет в Оболонском районе Киева. Она, молодая успешная женщина, поселилась в городе семь лет назад, родила здесь сына. Адрес за эти годы Нина почти не меняла - если и переезжала, то в пределах района. Здесь семья женщины получала социальную помощь, лечилась в Оболонской поликлинике. Здесь сын Нины ходил в детский сад. Проблемы начались, когда нужно было выбирать школу.

"Ключевая проблема - отсутствие на момент начала вступительной кампании четких инструкций для школ и родителей. Правила приема начали менять в начале 2018 г. И в течение всего периода, когда обычно идет выбор школы, происходили изменения", - рассказывает Нина Лахно.

Они с сыном выбрали школу, прикрепленную к району, в котором живут. Волна приема началась 27 апреля и продолжалась до 31 мая. На сайте школы был прописан процесс, в котором привязку к школе определяли регистрация ребенка или нотариально заверенный договор аренды. О других документах речь не шла.

"Дети, родители которых арендуют квартиру и не зарегистрированы по месту аренды, оказались в подвешенном состоянии. И дальше все уже зависело от компетентности и структурированности процесса в школе. В нашей школе принимали заявления у всех. И делали пометку "на свободные места", если не было регистрации или официально заверенного договора аренды или был просрочен договор. Больше всего пострадали те, кто поторопился подавать документы в первую неделю старта. Поскольку без разъяснения процедуры и четко прописанных инструкций каждая школа действовала по собственному усмотрению", - вспоминает Нина.

Она добавляет, что в школе сразу уточняли, есть ли человек в реестре территориальных громад. Но, несмотря на то, что родители называли адреса проживания, их вносили в список "На свободное место" с пометкой "донести документ". "У меня была медкарта с прописанным адресом с момента рождения ребенка и не заверенный нотариально договор аренды. Однако советский подход, когда без бумажки ты никто, глубоко укоренился", - считает мать будущего первоклассника.

В конце концов Нина нашла письмо-разъяснение, которое Минобразования прислало директорам школ, где даны примеры документов, подтверждающих местожительство. Согласно ему, в школу можно подать и акт оценивания материально-бытовых условий проживания.

"Я первая на Оболони пошла в собес, где нам при рождении сына платили социальную помощь. Показала письмо от МОН. Оттуда направили в Службу защиты детей, где на меня посмотрели с удивлением и практически отправили назад. Но у меня был выписан раздел и пункт, в котором прописано, что именно они выдают такие акты. И все сработало. Ко мне в тот же день пришел домой социальный инспектор и составил акт проживания. В школе его приобщили к заявлению, а заявление переместили в папку "Первоочередные без регистрации", - делится опытом Нина Лахно.

Ситуация с Ниной не единичная, говорят правозащитники. Исследования показывают, что примерно 30% жителей крупных городов не зарегистрированы по фактическому местожительству. А, следовательно, лишены возможности реализовать ряд прав, которые связаны с регистрацией, остаются за бортом административных и государственных сервисов по месту фактического проживания.

Порядок зачисления в школу, который в марте представило МОН для общественного обсуждения, вызвал много споров.

"Если бы у нас все школы были одинаковые, было бы все равно, где ты учишься. Но школы все разные - и по материально-технической базе, и по педагогическому составу. А выбрать самостоятельно, где учиться, мы не можем, получается? Это грубое нарушение права детей и родителей на образование", "Каждая такая реформа тянет за собой еще большие взятки", - так о новом порядке в соцсетях и профильных пабликах отзывались недовольные родители.

"Нормируйте ситуацию с регистрацией местожительства. Регистрация по фактическому месту проживания должна быть не обязанностью, а правом. Любые имущественные моменты нужно отвязать от регистрации, чтобы ни для кого не было проблемой привести свое зарегистрированное местожительство в соответствие с фактическим", - писали пользователи.

"В какой стране мы живем? В той, где Министерство здравоохранения не знает, как проводит реформы Министерство образования и науки, и наоборот?! Идея Минздрава - отвязаться от прописки. Идея МОН - привязаться к прописке", - удивлялся один из родителей.

Что изменилось?

После волны неудовлетворенных жалоб от родителей, многочисленных выступлений правозащитников, обращений нардепов, публикаций в СМИ, Министерство образования изменило конечный текст порядка зачисления в начальную школу.

Он, как и раньше, основывается на началах территориальной доступности. То есть каждая школа обязана принять ребенка, проживающего на территории ее обслуживания. Эту территорию определяет местная власть: ей необходимо к началу учебного года провести учет учеников, которые пойдут в "закрепленные" школы.

Хотя из конечного текста порядка исчез перечень документов, вызвавший недовольство людей, вопрос с документами, которые могут подтвердить местожительство семьи, остается. Например, в тексте использована широкая формулировка: "В случае наличия и по желанию одного из родителей при представлении заявления может быть предъявлен документ, подтверждающий местожительство ребенка или одного из его родителей на территории обслуживания учебного заведения, реквизиты которого указываются в заявлении".

Впрочем, например, разъяснение Минобразования о возможности представлять акт оценивания материально-бытовых условий проживания, незаконно. Об этом говорит юрист-аналитик проекта поддержки реформы системы регистрации местожительства Центра информации о правах человека Надежда Добрянская.

"Ни собес, ни органы опеки и попечительства не имеют права выдавать этот акт по заказу. Его выдают лишь в случае, если человек обращается за субсидией или социальной выплатой (органы социальной защиты). Или если семья хочет взять на воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (органы опеки)", - утверждает Надежда.

Главным камнем преткновения этой реформы МОН стало, как ни странно, доброе намерение обеспечить детей гарантированным местом в школе "возле дома". Но доказать, что ты живешь именно в этом доме, смогут не все. И в этом виновата действующая система регистрации местожительства. Она не отвечает современным нуждам общества, о чем свидетельствуют несколько факторов.

Например, Министерство образования взяло за основу территориальное распределение громад. Но реестры территориальных громад могут не соответствовать действительности, поскольку не все жители города, которые фактически в нем проживают, имеются в системе. И наоборот: те, кто в ней указан, на самом деле могут проживать в другом городе.

Как рассказала заместитель начальника управления Департамента предоставления административных услуг Киева по вопросам регистрации местожительства и пребывания Наталия Гайдамака, в реестре нет данных граждан, которые не живут по месту регистрации либо ее не имеют.

"Учитывать людей нужно грамотно. К чему приведет ситуация, если человек просто будет приходить и сообщать о своем пребывании? Раньше была такая процедура, когда человек, который не жил по месту регистрации до шести месяцев, должен был сообщать о временном пребывании. Но теперь ее отменили, оставили только для тех, кто попросил защиты у Украины. А их за два года - три человека по Киеву. Нам нужен порядок, который будет учитывать реалии Украины", - говорит Наталия Гайдамака.

Еще одна проблема - регистрация людей, проживающих в арендованном жилье.

"Мы хотим упростить жизнь людям, которые снимают жилье. Почему они не регистрируются, а арендодатели не хотят платить налоги? Потому что налоги большие. Надо законодательно урегулировать ситуацию с владельцами квартир. Установить разумные налоги. Тогда, согласно договору аренды, каждый человек будет регистрироваться - и не будет проблем", - считает чиновница.

В том, что выход из ситуации есть, убеждены и правозащитники. По словам Надежды Добрянской, главное сейчас - разрешить регистрироваться без согласия владельца. Но сначала, говорит Надежда, нужно законодательно сделать невозможными все негативные последствия от этого для арендодателей. Чтобы владельцы были уверены, что смогут распоряжаться своим жильем в любой момент, и не возражали против регистрации арендаторов.

"Надо оставить за скобками все гражданско-правовые отношения: регистрация не является гарантией согласия владельца на то, чтобы человек жил в его квартире. Если убрать имущественную составляющую в регистрации, не будет страха ни у владельцев, ни у человека, который снимает жилье", - объясняет Надежда Добрянская.

Оба министерства - социальные, но подходы разные

Именно на обособлении социально-административных услуг и места прописки делали акцент и в Министерстве здравоохранения, когда внедряли медицинскую реформу 2017 г.: сейчас любой человек имеет право выбрать врача независимо от регистрации местожительства.

"Сколько было примеров, когда человек не мог ходить в бесплатные районные поликлиники, если не платил благотворительный взнос. Его направляли по месту регистрации, - вспоминает первый заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. - Мы решили, что человек должен выбирать врача не по месту своей прописки, а любого врача первичного звена. И государство будет платить за каждого конкретного человека, который записался к этому врачу и сделал это сразу в электронном виде, приписавшись в электронный реестр. Потому что каждого пациента должны принять в любом учреждении здравоохранения, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответствующее лечение . Какая разница, где человек прописан?".

Кроме того, подчеркивают в Минздраве, любое лицо имеет право обратиться за неотложной помощью в ближайшее отделение экстренной медпомощи, и это тоже не должно быть связано с местом регистрации.

О коренной реформе системы регистрации уже давно говорят правозащитники. При МВД действует межведомственная рабочая группа для реформирования системы. Суть реформы заключается в том, чтобы человек не зависел ни от владельца жилья, ни от государства, но мог подтвердить факт проживания именно для того, чтобы государство могло рассчитывать свои ресурсы. Об этом говорит руководитель проектов Центра информации о правах человека и одновременно заместитель руководителя рабочей группы при МВД Украины по реформе системы регистрации местожительства Людмила Янкина.

По ее словам, нужно уничтожить дихотомию между зарегистрированным и фактическим местожительством: "Государство должно предоставить человеку возможность подтверждать факт проживания, попадать в реестр территориальных громад. Тогда человек сам будет заинтересован в том, чтобы указать реальное местожительство, потому что будет иметь возможность реализовать свои права, пользоваться админуслугами по фактическому местожительству". При этом, добавляет эксперт, территориальный реестр должен показывать историю передвижения человека в пределах государства, а таких понятий как временное и постоянное проживание не должно быть вообще, поскольку население Украины довольно высокомобильно.

"Сколько времени конкретные человек или семья проживут в том или ином месте, пусть решают они сами. Государство не должно определять за них, временные они жители этой территориальной громады или постоянные. После того, как они подтвердили, где именно проживают, в этом месте государство обязано обеспечить все сервисы для беспрепятственной реализации прав этого человека или семьи", - считает Людмила Янкина.

Правозащитники уверены: чтобы полноценно реализовать право на свободу передвижения и свободный выбор местожительства, каждый должен иметь возможность свободно выбирать, где проживать, ходить в больницу, учить ребенка и т.п. Человек не должен бояться наказания за то, что не внес данные о себе в реестр территориальных громад, однако система должна быть построена так, чтобы способствовать этому.

Эта публикация подготовлена ​​при финансовой поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительно ответственностью автора и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.