UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЕЗД — НЕ ПРИЕЗД

В гостиничном бизнесе первыми продвинулись... цены В регионе уже стал бородатым такой анекдот. Спр...

Автор: Роман Якель
В частично отреставрированном Збаражском замке рыцарские турниры еще не стали традиционными. Но мини-фестиваль готического искусства, происходивший здесь уже второй раз, засвидетельствовал: историческая жемчужина XVII века оживает

В гостиничном бизнесе первыми продвинулись... цены

В регионе уже стал бородатым такой анекдот. Спрашивает турист туриста, побывавшего на Тернопольщине: «Как долго ты пробыл там?» А в ответ слышит: «Тебе желаю там задержаться. А я зарегистрируюсь — и быстренько в гостиницу во Львов или Ивано-Франковск». Подобная оценка привлекательности региона его гостями, похоже, еще долго будет передаваться из уст в уста… Неразвитая туристическая инфраструктура — стереотип, формировавшийся годами, и преодолевать его придется тоже годами. И хотя в сооружение мест проживания и отдыха в области местные предприниматели инвестируют весьма немаленькие суммы — в среднем от 1 до 2,5 млн. гривен, до настоящего гостиничного расцвета еще далеко.

Строительство отелей зафиксировано в разных уголках области — как на юге, так и на севере. Пик приходится на Тернополь. В самом областном центре благодаря местным предпринимателям в последние годы появилось до десятка гостиничных комплексов. Как правило, они выглядят следующим образом: номера, бар-ресторан, иногда сауна, бильярд, парикмахерская. И новейшая тенденция — строительство мотелей-кемпингов, в состав которых входит автостоянка и мойка машин. Уже появилось шесть-семь подобных комплексов и в недалеком будущем можно ожидать еще три.

Комфортабельная гостиница, где номер состоит из просторной спальни, гостиной, коридора, ванной-душа, туалета, обставлен изысканной мебелью, видеотехникой, холодильником, где есть ресторан, парикмахерская и тому подобное, — одна из самых дорогих в Тернополе. Ее приравнивают к европейским четырехзвездочным. Останавливаются здесь почти исключительно наиболее успешные бизнесмены из Украины и заграницы, а также дипломаты. Стоимость проживания — от 490 до 550 грн. за сутки, и заполняемость номеров превышает 25 процентов, чего и следовало ожидать. В другом типе «временных поселений» — мотелях-кемпингах — цена проживания доступнее и пока не выходит за пределы 200 гривен. Номера здесь заполнены более чем наполовину. Но, опять же, подавляющее большинство посетителей — деловые люди.

Новые гостиницы в городе часто семи-, шести-, а то и трехместные. Организованная туристическая группа здесь никак не разместится. Туристы, приезжающие в город, как правило, традиционно ночуют в гостиницах «Галичина» и «Тернополь» или вынуждены селиться в оздоровительных комплексах за пределами города, а то и вообще уезжать.

Владелец одной из самых престижных в Тернополе гостиниц — «Юко» — Иван Юхнович уверен: частный гостиничный бизнес чутко реагирует на уровень деловой активности в регионе и приток сюда туристов. «Если не очень благоприятный деловой климат и мало туристов, — говорит он, — и надеяться нечего на оживление гостиничного бизнеса. Капиталовложения в эту сферу окупаются долго, а при подобной ситуации вообще неизвестно, вернутся ли они».

Статистика свидетельствует о противоположном. Во-первых, деловая активность в регионе с большим трудом, но все же увеличивается. В прошлом году более чем на треть выросло производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, наблюдался его рост и в минувшие годы. Увеличилось количество субъектов малого и среднего бизнеса. Во-вторых, если, по официальным данным, в 2002 году в области побывало свыше 25 тысяч туристов, то в прошлом — в два раза больше.

— Темпы промышленного роста еще нельзя назвать успешными, — считает заместитель городского председателя Тернополя, начальник департамента экономики городского совета Богдан Нечай. — Учтите, крупные и средние предприятия работают на половину, а то и на треть своих мощностей. Малого бизнеса тоже «прирастает» немного. С другой стороны, гостиничный бизнес тесно связан с развитием другой туристической инфраструктуры, в частности с состоянием дорог. А некоторые дороги, ведущие к отелям, в Тернополе разбиты, запущенны и годами дожидаются хотя бы текущего ремонта…

Гостиничные комплексы в области предприниматели сооружают почти исключительно за собственные деньги. Если их не хватает, новостройки часто превращаются в долгострои. Кредитная поддержка мини-гостиничного строительства в регионе еще не появилась, нет соответствующих проектов. Хотя некоторые соседние области в этом вопросе ушли далеко вперед. Особенно достоин внимания опыт Ивано-Франковского регионального фонда поддержки предпринимательства.

Костяк гостиничного хозяйства в Тернополе — «Галичина» и «Тернополь» — веселое время приватизации как-то пережили. Дальше нужно было с ними что-то делать. И случилось не самое худшее — в них проведены текущий и капитальный ремонты, в одной установлена автономная система водоснабжения и подогрева воды, в общей сложности обновлены свыше 60 номеров, их приблизили к европейскому образцу. И почти все инвестиции — из доходов гостиничного хозяйства. А владельцы самых крупных пакетов акций не спешат вкладывать средства от иных видов своей деятельности. И потому, например, один из перспективных проектов — создание в «Галичине» культурно-развлекательного центра стоимостью 2,5 млн. долларов — замер в ожидании инвесторов со стороны.

А пока среди посетителей этих гостиниц, заверяет председатель правления ОАО «Тернополь-гостиница» Станислав Головко, туристы составляют лишь пятую часть. Для организованных туристических групп стоимость проживания с завтраком… 90—95 гривен в сутки. Дешевле в Тернополе разве что ночлег за 18—30 гривен в ведомственных гостиницах типа общежитий, где нет ни телевизора, ни холодильника, а наличие воды зависит от централизованного снабжения. В таких полузвездочных «обиталищах» (так их здесь называют) каждое свободное место — на вес золота. Его заказывают заранее и не переживают по поводу непроведенной реконструкции. Но если массовый турист хочет заночевать в Тернополе или Черткове в цивилизованных условиях и по более низкой цене, для него придумали поучительную шутку: «Читай цены на недвижимость и на гостиницы! И тогда обязательно сюда не приедешь».

Частный отель в поселке Дружба близ Теребовли — приятное исключение. Начал работать еще в 1996 году, тогда было четыре номера. Сейчас их уже четырнадцать — с современной мебелью, телевизором, санузлом. Круглосуточно подается горячая и холодная вода, есть бар. Для одного человека номер будет стоить 15—40 гривен. В гостинице, рассказал его владелец Ростислав Струтинский, уже может поселиться организованная туристическая группа, а в течение нынешнего года количество мест возрастет до 50.

Гостиницы, доступные туристам среднего достатка, — в регионе явление весьма редкое. И эту свободную нишу начали заполнять индивидуальные дома в живописных селах. Уже заявили о себе два десятка владельцев усадеб, которые принимают или готовы принять туристов. Для рекламно-информационной поддержки подобной деятельности наконец создан региональный центр Союза содействия развитию сельского туризма. В ближайшее время будет издан справочник с фамилиями и адресами владельцев туристических усадеб.

Руководитель центра, зампред Гусятинской райгосадминистрации Игорь Стефанив рассматривает оазисы сельского туризма как здоровую конкуренцию гостиницам — и необоснованно дорогим, и более дешевым: «Суточное проживание с трехразовым питанием обходится в 45—50 гривен. Ну разве это не приманка для массового туриста?».

Все-таки развитие туризма без гостиничной активности представить трудно. Но убедить в этой взаимозависимости многих местных чиновников и деловых людей, оказывается, не легче. Почти все коммунальные гостиницы давно проданы, в этих помещениях разместились офисы и магазины. Сейчас по пальцам можно пересчитать райцентры, где бывшую коммунальную гостиницу сменили два-три новых частных «поселения для гостей». А гостиниц, рассчитанных по крайней мере на одну туристическую группу, появилось не более десяти. В некоторых райцентрах, в частности Збараже, Бережанах, Теребовле, где сконцентрировано множество исторических объектов и памятников природы, нет ни одного отеля!

Не дороги, а пыль и туман

Туристу непременно запомнится еще одна особенность края — дороги. Если гостиницы или мотели располагаются поблизости от дорог всеукраинского или международного значения, считайте, им еще повезло. Поскольку местные дороги, даже в областном центре, в большинстве своем выглядят чуть ли не как фронтовые. Однако ожидать значительных бюджетных инвестиций в них не стоит. На эти потребности в последние годы из городского бюджета выделяется 3,6—3,5 млн. гривен, чего хватает на капитальный ремонт двух-трех туристическо-гостиничных трактов. Позиция департамента жилищно-коммунального хозяйства горсовета неизменна: мы отдаем предпочтение капитальным ремонтам дорог. А поскольку бюджетных средств не хватает, предприниматели — собственники гостиниц — должны принять долевое участие в финансировании этих работ. Но они обычно отвечают: мы платим налог с транспортных средств, так что пусть городской совет и ремонтирует дороги.

И к живописным горам с уникальной растительностью в Медоборах, и к крупнейшим карстовым пещерам в подольской части области туристы годами добираются по разбитым грунтовкам, которые или вообще не видели твердого покрытия, или давно нуждаются в новом. Асфальтированные дороги — это десятки тысяч гривен. Подавляющее большинство природных жемчужин находится в селах. А в сельских бюджетах, например, Борщевского района с его известными пещерами, на «дороги» ежегодно аккумулируется не более 1—2 тыс. грн.

К знаменитым карстовым пещерам — Хрустальной, Вертебе, Озерной, Оптимистической — цивилизованных подъездных дорог нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время. Эти неповторимые природные объекты эксплуатируют различные организации — и тернопольские, и львовские… Они активно используют пещеры в туристических целях, зарабатывают деньги, но в благоустройство дорог не вложили еще ни одной копейки! Председатель Борщевского районного совета Иван Чепесюк говорит о лекарстве, которое, по его мнению, поможет от равнодушия к развитию инфраструктуры. Недавно в районе создано отдельное коммунальное предприятие. Оно, кроме рекламно-издательской деятельности (издание туристических карт, путеводителей и т.п.), будет добиваться передачи ему в пользование всех карстовых пещер. «Тогда, — уверен районный руководитель, — мы сможем вкладывать часть доходов от туризма в строительство подъездных дорог. Иначе ничего не получится!»

Нужно каких-то два-три десятка тысяч гривен для завершения обустройства археологического маршрута в пещере Вертеба. «Для сооружения акрополя рядом с пещерой, где были бы воспроизведены жизнь и быт трипольских племен, а вокруг разместились бы магазины с сувенирами, кафе, рестораны и т.п., я ищу инвестора аж в Канаде, — рассказывает городской председатель Борщева Иван Башняк. — Но западному инвестору баек не расскажешь. Его пугает и общий неблагоприятный инвестиционный климат в Украине, и неурегулированность законодательства».

Так же неизвестно, когда дождется инвестора другой, не менее достойный проект археологической реконструкции древнеславянского храма с известным в мире Збручанским идолом в горах Медоборах. Один из инициаторов проекта — зампред Гусятинской райгосадминистрации Игорь Стефанив — уверяет, что этот замысел окупится быстро, за три года. Но 150—200 тысяч гривен нужно где-то найти.

Хороший пример разрешения «дорожной» проблемы продемонстрировало село Монастырок в Борщевском районе, где сохранился уникальный древнеславянский пещерный храм ІХ века и церковь XVI столетия. Длительное время дорога к этим памятникам была разбита. Но ее восстановили — частично за средства местного бюджета, а в основном спонсировали местные предприниматели. Но таких сел, где власть и бизнес находят общий язык, — единицы.

Начальник управления туризма облгосадминистрации Михаил Лисевич отсутствие в районах элементарной туристической инфраструктуры объясняет, с одной стороны, «недальновидностью предпринимателей, которые не видят в туризме перспективы и вкладывают средства только в быстро окупающиеся отрасли», а с другой — «упрямым нежеланием отдельных районных властей работать с инвесторами». В этом мнении, пожалуй, есть подтекст с выводом. Поскольку, если мы не создали условий для приема массового туриста, работаем на другие регионы и города государства, то это, извините, проблемы не чьи-то, а наши.