Украинцы - нация словоохотливая и даже красноречивая, чтобы не сказать говорливая.
Мы, конечно, не сравнимся с жителями Юга Европы или латиноамериканцами в силе звука, жестикуляции и количестве слов в секунду. Но и от молчаливых викингов в нас мало чего осталось.
Поэтому поговорить любим. Свобода слова - одно из немногочисленных, но реальных завоеваний Революции достоинства, - это, в общем-то, позволяет. Несогласные могут посетить, например, Луганск - нынче как раз сезон отпусков. Вас сдаст первый же таксист, демократично выслушавший вашу альтернативную точку зрения. А там объяснят…
Впрочем, "свобода слова" для нас - не совсем точное определение. С точки зрения поведенческих моделей уместнее говорить "воля слова". Потому что "свобода" политической нации - это ответственность, причем солидарная. Это труд, порой дико раздражающий необходимостью постоянного самоконтроля. Строить - оно вообще скучновато. План, материалы, сроки, ресурс. Это же не ломать. А "воля" - понятие кинетическое. Сорвались с цепи, разбили оковы, спалили пана - и в чисто поле. Чего в нем, в чистом, делать - не вполне ясно. Но не для этого ж оковы разбивали, правда? Зато красиво.
Поэтому все наши разговоры, от выскополитических до застольных, ориентированы не на результат, а на сам процесс разговора. Результатом мы называем эмоциональную усталость одной из сторон и торжество словоблудия - другой.
"Поговорить" - противоположно "договориться".
Потому что эмоциональная цель украинского разговора - это, прежде всего, повышение самооценки, самораскрытие, эрзац-психоанализ, квази-исповедь.
Украинский диалог - это всегда сумма одновременно эмоциональных, пылких и слезливых монологов. На этом фоне стороннему наблюдателю, в частности западному, крайне трудно понять столь низкую договороспособность страны: почему ее представители - от власти до рядовых граждан - на уровне текстов о свободе вполне соответствуют западным стандартам, а на уровне действий - даже слова приличного не подберешь?
В данном случае речь не о половинчатости или неэффективности действий по реформированию страны, не о казусах судебной системы и силовиков, и даже не о коррумпированности бизнеса. Это хоть что-то, на что можно "наводить фокус". Речь о бездействии вообще. О миллионах людей, которым "оно на фиг не надо". Причем "оно" - это все, что выходит за пределы потребления и переработки пищи. И эти люди вовсе не плохие, они обычные. Самосознание, не говоря о гражданственности, у них на нуле, потому что нет никакого мотива его развивать.
Мотив - это сочетание внешних и внутренних факторов, побуждающих человека к действию, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Стало быть, мотив есть отражение потребности.
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации тех или иных мотивов.
На персональном уровне у нас с этим все хорошо и понятно. Есть сезонные циклы, религиозно-хозяйственные: с 1-го по 13-е - запой, весной - огороды, осенью - картошка, где-то там между ними - Рождество и Пасха. Запоминается четко, ибо связано с едой.
Отталкиваясь от этих социальных маркеров (или притягиваясь к ним), а также от индивидуально родовых дат смертей и рождений, и происходит все остальное "это" -мир и война.
На государственном уровне с этим все катастрофически плохо, поскольку партийно-политические представления об Украине, ориентированные на Запад, самым незначительным образом затрагивают интересы основной массы граждан. Это во время избирательных кампаний все политики спускаются с евронебес на землю и пытаются говорить с людьми человеческим языком. Но потом природа все равно берет свое.
Государство и его новоиспеченные деятели старой закваски стали жертвами "самосбывающегося пророчества" - феномена, когда рассказывающий небылицу делает это настолько убедительно, что сам начинает в нее верить. Они, пожалуй, подумали, что это они породили Майдан, и он им действительно дал коллективный мандат на власть. Жаль, что нельзя некоторых задним числом в Небесную сотню записать, ведь в афганцы - записывали, в чернобыльцы - записывали, и в АТО - туда же, лезут.
Все их попытки мотивационно воздействовать на общество проваливаются куда-то категорически мимо. Ситуацию усугубляет то, что мощный пассионарный всплеск гражданского общества, уже сильно подуставший, в общем-то созвучен тому, что говорит власть. По текстам, но не по мотивации. И власть думает, что это - тоже она. И раздувается от этого несказанно важно.
Внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату, - это всегда бизнес, всегда сделка. Но честная.
Народ будет делать то, что от него хотят, если ему дадут то, что он хочет. Точка. Без этого любой народ в любой стране своих мотиваторов посылает на хрен. А уж на выборах или с каменьями - это вопрос традиций и эффективности предыдущих действий.
Формирование мотивационной структуры человека как тип мотивирования - то, что в просторечии зовется пропагандой, а на самом деле - совокупность многолетних согласованных усилий в воспитательной и образовательной сферах.
Это государственная задача, на это нужны серьезные деньги, но и результаты всегда превосходят результаты первого типа мотивирования - обычной сделки. У людей появляется политическая культура, желание воли превращается в потребность свободы.
"Мотив" происходит от латинского слова movero - приводить в движение, толкать. Это - "движуха".
Нельзя создать "министерство мотивации", потому как мотив не может быть объяснен сам по себе. Только в системе прочих факторов - образов, отношений, действий личности, которые исторически сложились и составляют общую сетку черт личности.
Есть еще весьма распространенное заблуждение, при котором путают понятия "потребность" и "мотив". Потребность всего лишь побуждает к активности. Вас обстреливают - вы прячетесь. Мотив - это побуждение к направленной деятельности. Вас обстреливают - вы прячетесь и открываете ответный огонь
Задача государства - способствовать в формировании потребностей, которые впоследствии складывались бы в мотивы. Это, по сути дела, - формирование потребительского спроса. Ведь потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, способных ее удовлетворить. А мотивировать - означает затронуть важные интересы, создать условия для самореализации. Для этого человек по меньшей мере должен быть знаком с успехом. Тут у нас беда. Даже если мы успешны, все равно говорим, что все плохо.
Ну и какой-никакой социальный лифт, возможность увидеть себя в результатах, почувствовать значимость.
Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например, процесс бесконечного говорения ни о чем. Ну вот и приехали, откуда начинали.
В общем и целом добро надо делать из зла, потому что его больше не из чего делать. Если нам нравится процесс больше, чем результат, то у нас преобладает процессуальный компонент мотивации. Это необычайно важно и полезно для учебы, а стране многому еще предстоит научиться.
Результативная мотивационная установка у нас сильно хромает, потому что мы совершенно не ценим того, чего достигаем подчас ценой неимоверных усилий и человеческих жертв. Мы сразу мазохистски начинаем оспаривать ценность достижения, генерируя вокруг негативные эмоции.
В этом случае вина лежит на политиках и лидерах общественного мнения, которые не могут поставить перед обществом внятные достижимые цели и нарезать ему, обществу, промежуточных заданий. В итоге общество сидит и ждет, когда лидеры сделают ему приятно. Обещали же?
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценности у нас настолько метафизичны, что на них можно только молиться и возлагать цветы. Не более. Поскольку терминологически предполагается, что ценность - это отношение к миру, а знания о реальном мире у нас крайне скудные. То, что по ту сторону линии фронта - вообще Зазеркалье, нас не оправдывает ни в коей мере.
Убеждения - наиболее обобщенные мотивы. С этим у нас все нормально, хотя частично они выполняют несвойственную им функцию ценностей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо" люди в целом знают, и весьма любят об этом поговорить, особенно о поведении других.
А вот с намерением - беда. Люди, у которых были намерения, ушли на фронт. Многие из них погибли. У обывателя в голове - знак равенства, наличие намерений равно смерть. Лучше никак себя не вести.
Чрезвычайно отчетливо это видно по мобилизованным. Фронтовики часто говорят в сердцах, дескать, чем таких, лучше бы никаких не присылали. И если мы знаем в целом о состоянии здоровья призывников - на уровне полудохлости и массовом алкоголизме, то в голове у них - то же самое, что и в требухе. Немногие ведь знают, что латинская поговорка "в здоровом теле - здоровый дух" на самом деле продолжается словами "…но это встречается крайне редко". Что уж говорить о нездоровом теле.
Посадка "трех друзей", наступление на Востоке, возвращение Крыма хотя бы в официальную риторику, более жесткие наказания дезертиров, саботажников, не говоря уже о террористах. В то же время более лояльное отношение к проукраинским переселенцам - а, они, похоже, становятся неприятно раздражающим власть фактором: много знают, многое видели и начинают говорить гораздо компетентнее, чем назначенные должностные лица. Все это и многие другие обстоятельства требуют немедленных действий власти. Без них никакая мотивация не возникнет. А если так будет продолжаться, то обоснованно возникнет и подозрение: а может именно такое дремотное поведение, селекция наиболее строптивых и нужны нынешней украинской власти?
Если да, то это глубокое заблуждение. Иллюзия контроля над сознательной мотивацией исключает тот факт, что сознательное и бессознательное - сообщающиеся сосуды. И "вспышки народного гнева" действительно существуют.
И будут возникать тем чаще, чем сильнее власть и правительство будут призывать людей к послушанию, ничего им за оное не давая. Даже втягивание в бесконечный диалог о терминах и понятиях имеет свои ограничения.
Власть что-то делает, не все у нее так беспросветно. Но делает это так коряво и безграмотно, с точки зрения общественной коммуникации, что народ видит в этом лишь растущее хамство и неуважение к себе - а другого отношения он никогда и не знал. То, что умысла такого у исполнителей может и не быть, никакой роли не играет. Важно - не как есть, а как кажется. А кажется всем пока что-то некрасивое. Возникает мотив исправить все теперь уже окончательно, без компромиссов. Только это уже будет не побуждение к действию, а пробуждение.