UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИЮТ ОТРАДЫ, ТРУДА И ВДОХНОВЕНЬЯ

В наше непростое время народу не ймется. Все чего-то колотятся. Одни, правда, на бытовом уровне, другие - под девизом...

Автор: Елена Седик

В наше непростое время народу не ймется. Все чего-то колотятся. Одни, правда, на бытовом уровне, другие - под девизом. Последние несколько лет особенно в моде лозунг «Возродим...», дальше каждый представляет близкое сердцу и душе. Не редко за высоким смыслом понятия «возрождение» стоят - политика, корысть и даже, извините, заурядный мордобой. Одно из подтверждений сказанному, недавно пришлось наблюдать в Киево-Печерской лавре.

Как известно, уже не один год идет борьба за возрождение, то бишь восстановление Успенского собора, на фундаментах которого периодически вспыхивают конфликты между учеными, а теперь и верующими. Недавно Институт археологии НАН Украины решил продолжить раскопки некрополя, который когда-то находился под собором. Археологам вызвались помочь прихожане УПЦ Киевского патриархата, дабы найти мощи Павла Тобольского, уроженца села Конюшки под Самбором. На родине преподобного верующие уже возвели величественный храм в его честь и мечтают перенести в него мощи своего земляка. Но... В лавре, на территории историко-культурного заповедника, а не только монастыря, пытаются хозяйничать монахи из Московского патриархата. Они-то вместе с настоятелем Павлом и наиболее темпераментными прихожанами стали на защиту ненайденных мощей. Собственно, не стали, а с проклятиями, колокольным звоном и дракой бросились на «иноверцев, отступников, хамов и раскольников». В борьбе за возрождение истинно православной веры они грозились всех положить в раскопанную яму, а если надо, то и самим лечь рядом.

Дирекция заповедника, городские власти, прокуратура, милиция пытались урезонить правоверных. Но относительное спокойствие наступило лишь после предупредительного выстрела в воздух. Таким образом «возрождение» на какое-то время приостановили.

К счастью, в лавре уцелели еще островки нужной человеческой деятельности и, воистину, благородной работы по возрождения культуры. Это - музеи, которые входят в структуру Историко-культурного заповедника Киево-Печерская лавра и Центр реставрации и экспертизы. Сотрудники этих организаций - на бюджете, а в наше время это означает, что далеко не богатые. Но, общаясь с ними, создается впечатление, что Божья благодать снизошла именно на них: интеллигентность, эрудиция, терпение и терпимость - характерны для них.

- Мы живем как вся страна. У нас те же трудности и проблемы. Но жить хотим лучше. Поэтому свои знания, энергию, если хотите, смекалку эксплуатируем ежедневно и не безрезультатно. За два года существования Центра реставрации и экспертизы научились многому в части человеческих отношений. Конфликты и борьба нас закалили и приучили заниматься делом не взирая ни на что, - рассказывает директор центра Юрий Вакуленко.

«Кельи» реставраторов находятся поблизости от места, на котором периодически происходят «ристалища». Им не только приходится со стороны наблюдать за действиями церковнослужителей, но и контролировать их художества. К сожалению, монастырская братия не раз пренебрегала законом по охране памятников и вносила свои коррективы - переписывала настенные композиции, применяла другие материалы.

- Хоть и боевое у нас месторасположение, зато под боком все лаврские достопримечательности, за которыми нужен глаз да глаз, - делится Юрий Евгеньевич.

Сотрудники центра, а их в штате тридцать человек, в основном выпускники Академии художеств Украины - в некотором смысле - виртуозы. Обходясь минимальным, они, извините за пафос, дают вторую жизнь, казалось бы, навеки утраченным произведениям. У них за плечами - роскошные серебрянные царские врата XVIII века из многострадального Успенского собора, драгоценные ткани, церковное облачение, великолепная полихромная скульптура XVII века из Национального художественного музея Украины.

Недавно из колокольни на Ближних пещерах поступили две композиции - архангелы Михаил и Гавриил. Обоим святым в свое время досталось, а бедному Гавриилу «доброжелатели» еще и выкололи глаза, исцарапали лицо. Своеобразность письма и композиции заинтересовала реставраторов, и в процессе работы выяснилось, что иконы написал в 1903 году глава Лаврской иконописной школы академик Рокачевский. Кстати, атрибуцию произведений сделал директор центра.

Замечу, что марку специалиста, а не только удачливого руководителя и организатора он просто обязан держать, ведь у него в коллективе лучший в Украине реставратор по тканям Инна Чернокопская, очень умелый, авторитетный и дотошный завотделом реставрации станковой живописи Василий Ромащенко и другие. «Продукция», которая выходит из Центра, всегда с успехом экспонируется на выставках не только в Украине, но и за рубежем. Хоть и прикреплены реставраторы к заповеднику, обслуживают они все киевские музеи. С этой целью, кстати, и создавалась организация. Теперь музейщики могут вздохнуть с облегчением - очередь по городу на реставрацию экспонатов постепенно рассасывается, а наиболее «больные» произведения попадают на стол вне очереди.

Так случилось и с уникальным барельефом «Архангел Михаил» 1697 года из Музея истории Киева. Согласно историческим данным, предводитель небесного воинства когда-то украшал магистрат на Подоле. Его солидная высота - 2,5 метра, непривычная для нас иконография, высокий художественный уровень произведения - вызывают восхищение. Не часто встретишь изображение покровителя киевлян с копьем и поверженным сатаной в облике змия у ног. По легенде, вражда между сатаной и архангелом Михаилом началась с того момента, когда низверженный с небес падший ангел ухватил за крылья Михаила, чтобы увлечь за собой в преисподнюю. Однако Михаила спас Бог.

Нынче в роли спасителей выступают реставраторы. Никто не знает, только ли время или, может, и сатана потрудился над уже музейным раритетом, но Михаилу досталось. На барельефе множество разрывов, четыре слоя записей, позолота, которой было покрыто медное основание, стерта и повреждена. Возобновление расписанного лица потребует особого подхода. Сейчас реставраторы делают специальный каркас, затем займутся удалением добавок из черного металла, которым, очевидно, кто-то пытался заделать разрывы. В целом, работа рассчитана на полтора года.

Не известно, какой конфессии принадлежал этот архангел, не знаю, к каким конфессиям относятся и сотрудники центра. Они помогают всем, даже иностранцам. Уже не первый раз к ним из Парижа на стажировку приезжает женщина-реставратор, которая мечтает освоить все то, что умеют киевляне.

Украинское отделение Интерпола, СБУ, Бориспольская и городская таможни - тоже постоянные клиенты центра. Правда, сотрудничают они на почве экспертизы, что тоже немаловажно.

Как принято сейчас говорить - «крутятся» реставраторы. Несмотря на скудость финансового пайка, сумели заказать во Львове в НИИ полиграфии оборудование для реставрации переплетов, аналогов которому пока нет. Скоро у них будет и уникальное оборудование для реставрации мебели. На это оснащение выкроило деньги Главное управление культуры Киева. Хоть и трудно все дается, но видно, что люди хотят и могут жить и работать по-человечески, с радостью и вдохновением.

Если бы можно было, я бы вам сказала: сходите в Центр реставрации и экспертизы, что на территории лавры, у них так хорошо, интересно, тихо, не стреляют и за волосы не таскают.