UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА СКИФАМ НЕ ПОМОГАЛИ

Загадок и тайн в древней истории Украины еще хватит многим поколениям исследователей «Мегаполис...

Автор: Дмитрий Киянский

Загадок и тайн в древней истории Украины еще хватит многим поколениям исследователей

«Мегаполис»

медно-каменного века

Недавно на одном из заседаний президиума Национальной академии наук я услышал удивительнейшее сообщение. Речь шла о своеобразных «городах» - огромных поселениях, возведенных 5-7 тысячелетий назад и относящихся к Трипольской культуре, которая пришла к нам с Балкан, Средиземноморья и заняла территорию от Дуная до Среднего Днепра.

Необычный энеолитический город обнаружил ныне покойный Н.Шмаглий, изучавший на Черкасщине Майданецкое поселение. А теперь аналогичный объект - Тальенки исследует там же археолог Владимир Круц. В этих древнейших «мегаполисах» насчитывалось по две-две с половиной тысячи (!) домов. Судя по всему в каждом жили 5-6 человек. Проведя несложный подсчет, получаем совершенно ошеломляющее для времен энеолита количество «горожан» - 12-15 тысяч. Спрашивается, зачем древнейшим хлебопашцам нужны были такие гигантские поселения. Ведь в подобном «городе» необходимо было создать пусть даже самые элементарные санитарные условия. Для его жителей требовалось запасти продукты и топливо - ведь зимы пять тысяч лет назад, поди, были столь же холодными, как и сейчас.

Мы-то с вами уже привыкли сами создавать себе трудности, а потом биться над их преодолением. Но зачем, скажите, это понадобилось древним? Непонятная блажь? Вряд ли. Но точного ответа на данный вопрос у археологов до сих пор нет. Как нет его и на другие: почему в начале III тысячелетия до нашей эры Трипольская культура прекращает существование? По какой причине жилища вдруг были сожжены, а их обитатели куда-то исчезли? Что с ними случилось? Может быть, на энеолитические «города» обрушился страшный мор, нечто вроде чумы? Но в таком случае должны остаться огромные могильники: ведь население каждого древнего «мегаполиса» составляло 12-15 тысяч. А их нет! Возможно, трупы сжигали? Допустим. Но тогда пепел своих сородичей люди все равно бы где-то предавали земле. Увы, таких мест ученые не нашли.

И вот еще что удивляет исследователей: жилища брошены здесь со всем скарбом. При их раскопках находят различные каменные и костяные орудия труда, горшки, зернотерки. Если их хозяевам пришлось уходить на новое место, почему они оставили всю свою утварь, представлявшую для них громадную ценность? Вопросы, вопросы...

О чем не знал Геродот

О скифах написаны сотни книг на многих языках мира. Но, оказывается, о них, как и о Трипольской культуре, ученым еще многое неизвестно. Белых пятен и в скифологии хоть отбавляй.

В своей знаменитой «Истории» Геродот пишет о загадочном скифском городе Гелоне, находившемся, по всей видимости, где-то на территории современной Украины. Сейчас специалисты все больше склоняются к мысли, что речь идет о Бельском городище, расположенном на Полтавщине. Его изучает экспедиция Института археологии Национальной академии наук под руководством доктора исторических наук Вячеслава Мурзина и профессора Гамбургского университета Рената Ролле. Помимо них уникальный объект исследует харьковский профессор Борис Шрамко.

Чем же привлекает ученых Бельское городище? Многим, но в первую очередь своими огромными размерами. Оборонительные валы этого гигантского укрепления протянулись по периметру на целых 36 километров. И хотя их возраст 2500-2600 лет (они датируются VI-V веками до нашей эры), высота валов-великанов достигает девяти метров (до сих пор!).

Когда смотришь на это циклопическое сооружение, невольно думается: как же две с половиной тысячи лет назад их насыпали? При тех примитивных орудиях труда на такое строительство, пожалуй, ушло несколько десятилетий. Но коль так, зачем они вообще были нужны?

Давайте рассуждать логично. Какая надобность в подобных оборонительных сооружениях, если у вас в запасе 20-30 и более относительно безопасных лет? Кто в древнем мире стал бы загадывать на три десятилетия вперед? Ведь если бы враги нагрянули, скажем, лет эдак через десять, они без труда овладели бы недостроенным укреплением. Обычно оборонительные валы приходилось насыпать очень быстро, а тут целых тридцать лет. И это отнюдь не долгострой в нашем современном понимании - работы, судя по всему, велись очень интенсивно, огромным количеством людей. Согласитесь, перед нами загадка не хуже предыдущей.

Об этом памятнике мне рассказал директор Института археологии академик Петр Толочко. «Как-то один ученый, вполне академический человек, - с улыбкой вспоминал Петр Петрович, - меня спрашивает: «Не допускаете ли вы мысль, что валы Бельского городища строили пришельцы «оттуда», - и он красноречиво поднял глаза вверх. Поскольку вопрос был задан вполне серьезно, то и ответил я в том же духе: «Не допускаю. Потому что весь культурный слой, облик материальной культуры там точно такой же, как и на других аналогичных объектах».

Так что инопланетяне к оборонительным валам скифского города Гелона никакого отношения не имеют».

Кто разрушил город Звягель?

Человек бежал мимо пылающих домов по улице древнерусского города, прижимая к груди сверток с самым ценным, что у него было. За ним гнался воин с обнаженным мечом. Беглец успел заскочить в свое жилище и сунуть драгоценную ношу в подпол, а в следующий момент упал, сраженный ударом преследователя, и собственным телом прикрыл сокровища от пожара. Несколько лет назад этот эпизод реконструировали сотрудники Новоград-Волынской экспедиции Института археологии НАН Украины под руководством кандидата исторических наук Богдана Звиздецкого. В свертке, найденном семь столетий спустя, находились серебряные украшения к парадному головному убору боярыни или даже княгини и серебряный мужской шестигранный перстень искуснейшей работы. Когда эти вещи привезли в Киев, даже видевшие виды специалисты только ахнули: по сохранности и мастерству изготовления новоград-волынский клад можно смело назвать одним из лучших из всех найденных на территории Украины за последние полстолетия.

Но ученых потряс не клад, а то, что они увидели в Новограде-Волынском Житомирской области, заложив раскоп на месте древнерусского города Звягель. Почти в каждом жилище, а вернее руинах, которые остались от них после пожара, лежали расчлененные скелеты людей, изрубленных более семи столетий назад боевыми топорами, рассеченных мечами и саблями. Самое ужасное однако заключалось в том, что, как свидетельствовали эти скелеты, нападавшие не пощадили не только стариков и женщин, но даже грудных детей.

Археологов трудно удивить зрелищем человеческих останков. Да и древние могильники, исследуемые учеными, дают обильный материал для размышлений о бренности нашей жизни. Но то, с чем они столкнулись во время раскопок Звягеля, потрясло до глубины души. Кто же те варвары, которые убивали стариков и детей? Известно, что Звягель был уничтожен в период нашествия на Русь татаро-монгольских орд. «Значит, татары!» - скажете вы, привычно вздохнув: ведь об этом каждый наслышан еще со школьной скамьи. Только в том-то и дело, что нет. Жителей древнерусского города - всех до единого - уничтожили не иноземные завоеватели, а свои же братья по крови.

В то время, как практически все крупные города древней Руси были разрушены татарами, некоторые небольшие, к числу которых, очевидно, относился и Звягель, откупились данью и уцелели. В 1256 году один из последних великих князей из клана Рюриковичей Данило Галицкий, начавший собирать воедино бывшие земли Киевской Руси, назначил в Звягель управляющего - тиуна. Да не тут-то было. Местные бояре начали проявлять строптивость. Княжеского наместника в городке не приняли. Что оставалось делать великому князю? Намереваясь в конечном итоге овладеть Киевом, он собрал все свои полки у города Корческа (современный Корец в Ривненской области), а младшего сына с шестью сотнями дружинников послал на усмирение мятежного Звягеля. Увидев их, горожане стали смеяться: слишком уж малочисленным был этот отряд. Но на другое утро им было уже не до смеха: подтянулись остальные силы, и у крепостных стен стояло многотысячное войско...

Когда день спустя к Звягелю подошел отряд литовцев-союзников великого князя, они, как сообщает летописец, «не увидели ничего, только тлели головешки и выли псы». Жители были уничтожены все до единого - от мала до велика. Так князь усмирил своих соотечественников.

В одном из разрушенных и сгоревших домов археологи насчитали около 30 скелетов. Под ними и был обнаружен клад. Его хозяин, сраженный врагами, собственным телом прикрыл свои сокровища от пожара. Останки других людей, найденных в этом жилище, скорее всего перенесли сюда уже после боя. А потом дом подожгли...

Не знаю, как у вас, а у меня имя Данилы Галицкого ассоциируется с объединением древнерусских земель. И вдруг такой пассаж... Но может быть, жестокость была в те далекие времена в порядке вещей? Не думаю. Уничтожение ни в чем не повинных людей считалось преступлением всегда. Тогда остается предположить, что о карательных походах Данилы Галицкого, предпринятых, чтобы прибрать непокорных под свою тяжелую руку, ученые и ведать не ведали. Как бы не так! Как раз эти походы «белым пятном» в истории не являлись. Но говорить о них было не принято: считалось, благородная цель оправдывает суровые средства. Да и как могли осуждать князя в стране, создавшей ГУЛАГ, по сравнению с которым вcя его жестокость выглядит детской шалостью!

Но тайное рано или поздно становится явным. О преступлениях (иначе не скажешь!) княжеского воинства через семь веков рассказали останки жителей древнерусского города. Так археологи опровергли историческую легенду, еще раз продемонстрировав, что не все прогрессивное по замыслу столь же безупречно по исполнению...

«А мы вам вовсе

и не братья...»

С одной стороны, факты часто не укладываются в сочиненные учеными умозрительные концепции и упрямо выпирают из них в самых неподходящих местах. С другой, выстраивая свои «теории» иные иллюзионисты от науки притягивают историческую данность, что называется, за уши.

На днях ко мне пришел возбужденный сосед: «Знаешь, я только что прочитал потрясающую книгу. Оказывается, мы самые настоящие арийцы»...

Помню в начале 70-х годов в Киеве вышел роман Ивана Билыка «Меч Арея», наделавший много шороха в исторических, литературных, а главное в партийно-идеологических кругах. Разразился громкий скандал. Еще бы, ведь автор утверждал, что наводивший ужас на целые народы вождь гуннов Аттила был не кем иным как... киевским князем Богданом Готилой. Но, оказывается, у Ивана Билыка есть последователи и в наши дни. Например, Юрий Каныгин - автор той самой книги («Путь ариев»), которая так потрясла моего доверчивого соседа, ничтоже сумняшеся утверждает, что Иисус Христос - украинец, гуцул.

По его мнению, улыбнется академик Толочко, чуть ли не все события мировой истории, руководились и направлялись из Поднепровья местными «ариями». Украинцы же, мол, и есть арийцы.

После обретения страной независимости, говорит Петр Петрович, мы как будто бы отошли от набившей оскомину партийной идеологизации гуманитарных дисциплин, но ударились в другую, не менее опасную крайность - героизацию и даже мифологизацию, подгребая все, что плохо лежит, и тотчас же объявляя это украинской историей. Конечно, все, что происходило на территории нашей страны, так либо иначе вошло в культуротип и гены последующих поколений, но не так примитивно, как пытаются представить создатели всяческих мифов и конъюнктурщики от истории.

Впрочем «ниспровергатели догм» появились и, так сказать, с другой стороны - в соседнем государстве. Не так давно я услышал по радио сообщение о новой «сенсационной работе» российских исследователей. Оказывается, изучая язык древнейших новгородских берестяных грамот (начертанных особым стилем на березовой коре), они выявили в их лексике множество отличий от языка Киевской Руси и на этом основании сделали сногсшибательный вывод: древние новгородцы и южные славяне вовсе не такие уж близкие родственники, как считалось до сих пор. У жителей Господина Великого Новгорода, подчеркивают они, с некоторыми северными народами было куда более тесное родство. Вот уж поистине в огороде бузина, а в Киеве чужой дядька! Сенсация явно притянута за уши.

Анализ берестяных грамот, а также другие филологические изыскания уже давно позволили сделать вывод, что было два потока заселения древнего Новгорода, - прокомментировал это «открытие» один из самых авторитетных специалистов по Древней Руси академик Толочко. Южный, который долгое время считался единственным, в VII-VIII веках привел сюда славян со Среднего Поднепровья. А с запада пришли племена, жившие в районе Померании - на территории нынешней Польши и еще дальше на землях, входящих в состав сегодняшней Германии (вплоть до Гамбурга).

Западный поток начал проникать на берега Ильмень-озера и реки Волхов тоже очень рано. В районе Пскова он прослеживается уже в VII веке, хотя более явственным становится через 200-300 лет. Причем с поморскими славянами тесно контактировали норманы, которые, по мнению ученого, идя на Русь, даже знали местный язык. И все же, считает он, южный поток, вне всякого сомнения, был более мощным. С берегов Днепра приходили в Новгород князья и наместники. Со стольным градом Киевом он был теснейшим образом связан на протяжении всей своей истории.

Что же касается лингвистики, то, когда еще в прошлом веке известный историк Николай Костомаров исследовал язык древних новгородцев, во многих словах и выражениях он обнаружил абсолютные параллели с южнорусским говором и украинским языком. Например, слова «дівиця», «водиця» и другие новгородцы произносили так же мягко, как и украинцы. Так что тезис «мы вовсе не братья, а лишь родственники» повисает в воздухе.

Кстати, сторонники теории более тесного родства древних новгородцев с северными народами утверждают, что именно с пришедшими на Русь норманами связано даже само ее название. По одной из версий его происхождения, «Русь», говорят они, - это шведы, которых так именовали финно-угорские племена в районе Ладоги и Новгорода. В дальнейшем, мол, данное слово перекочевало южнее и дало название Киевской Руси.

Существуют однако и иные гипотезы. Согласно «южной» версии, «Русь» происходит из Среднего Поднепровья. Последователи другой считают, что это слово означало социальный слой населения, верхушку общества, состоящую из воинов и купцов. Академик Толочко - сторонник «южного» следа. По всей вероятности, полагает он, «Русь» очень древнее слово ираноязычного происхождения, связанное с названиями сарматских племен - росов, росоманов и роксоланов. На рубеже VIII-IX веков оно закрепилось на Среднем Днепре и перешло на славян. Вероятно, к нему имеют отношение и древнейшие имена рек - Роси и ее притоков Росавы, Роставицы.

Если обратиться к летописи, то мы в ней найдем: «поляне иже ныне завомая Русь». То есть, славяне из племени, ставшем ядром древнерусского государства, сначала именовались полянами, а потом на них распространилось название «Русь». Интересно, что в начале Х века, когда князь Олег совершил поход на Византию, в летописи уже фигурируют и «русские» города и «русичи».

Некоторые наши национал-радикалы сейчас утверждают, что это название имело отношение только к территории современной Украины, а потом-де москали его украли. На самом деле слово «Русь» всегда употреблялось в двух значениях, подчеркивает ученый. В широком так называли всю территорию древнерусского государства - и Киев, и Новгород, и другие княжества, в узком - Среднее Поднепровье, за которым в эпоху позднего средневековья закрепилось название Малая Русь, означавшее коренную этническую территорию государства. Так что слово «Русь» приватизации не подлежит...

Загадок и тайн в древней истории Украины еще предостаточно. Но нам не нужны высосанные из пальца сенсации и придуманные «открытия», посредством которых пытаются так либо иначе связать прошлое с реалиями сегодняшней общественно-политической ситуации. У нашего народа на его земле глубокие тысячелетние корни. У него великая история, и ему не нужны ни домыслы, ни натяжки.