UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИРОДА ШАЛИЛА И РАНЬШЕ

В нынешнее на удивление неспокойное, бурное в метеорологическом смысле лето о каких только чрезвычайных событиях не начитались мы в газетах, не насмотрелись в телепередачах!..

Автор: Павел Позняк

В нынешнее на удивление неспокойное, бурное в метеорологическом смысле лето о каких только чрезвычайных событиях не начитались мы в газетах, не насмотрелись в телепередачах! В результате страшных ливней были затоплены не только села, но и отдельные города. Смерчи и ураганы сметали мосты и линии электропередач, разрушались автомобильные дороги и железнодорожное полотно, проваливались под землю многоэтажные дома. А какие грозы, какой град!

И вот в магазинных очередях и на остановках транспорта закипали разговоры, дискуссии. Почему и в старые времена, и при большевиках не только еды хватало, но и крупных природных катаклизмов практически почти не случалось?

Случались, уважаемые господа, еще как случались! Вот только информировали о них слабовато. В старое время метеорологической службы, фиксировавшей все «шалости» погоды, не было, появилась она только в прошлом столетии. А в годы советской власти о подобных вещах не любили сообщать, потому что в стране Советов просто не могло быть никаких несчастий. Не могло и все тут. Разве уж какое-нибудь ашхабадское землетрясение, слишком уж громкое чтобы его замолчать, да и о нем рассказывали в плане прославления дружбы народов и бескорыстного трудового героизма, не очень афишируя количество жертв и масштабы разрушений. И действительно, зачем омрачать победную поступь пятилеток?

Но несмотря на все это, несмотря на все объективные и субъективные причины, история природных и погодных сюрпризов все же писалась. Упоминания о них мы находим в старинных летописях, воспоминаниях путешественников, посещавших нашу землю, а в более поздний период - в служебных записках, ведомственных отчетах, научных статьях, не предназначавшихся для широкого читателя. Из этих разрозненных данных, как из кусочков мозаики, постепенно восстанавливается общая картина.

Вот, например, Псковская летопись сообщает, что в лето 6978 (по нашему летоисчислению в 1470 году) «бысть вода аелика сильна... много лет не была такова вода, а по Великой реке, лед идучи, христианам сильно много хором подрало и запасов снесло, и земли, нивы иные льдом подрало, а иные водою подмыло».

А вспомним катастрофическое наводнение на Подоле, вызвавшее такой гнев у императрицы Екатерины II, что она повелела Подол как таковой ликвидировать, переместить его постройки и службы на более высокие места. Можно предположить, что подобные разливы рек вызывались дождями, не уступавшими щедрым осадкам нынешнего года.

Есть сведения о том, как гетман войска Запорожского со своим джурой едва не погиб из-за разгулявшегося в октябре снежного бурана - они спаслись благодаря тому, что устроили из кустов нечто похожее на шалаш.

Да и в «Повести временных лет» немало упоминаний о больших или меньших природных катаклизмах. Таким образом, из отрывочных сведений мы можем если не воссоздать погодную ситуацию в давние времена, то хотя бы несомненно убедиться в том, что природа шалила и раньше. Причем последствия таких чрезвычайных ситуаций были даже гораздо более ощутимы, нежели в наше время. Во всяком случае, касательно наводнений, поскольку тогда реки не регулировались плотинами, дамбами и прочими защитными сооружениями.

А как же в советские времена, когда летописей не вели, а в средствах массовой информации не рекомендовали акцентировать внимание на таких «нетипичных» явлениях?

В первые послереволюционные годы довольно широко писали о засухах, приводивших к катастрофическим неурожаям. Это было необходимо, чтобы привлечь иностранную помощь. А в последние? В заметках иностранных государственных деятелей неоднократно упоминалось, что Брежнев никогда не упускал случая посетовать на неудачные погодные условия, которые, однако, не мешали собирать рекордные урожаи. Конечно, для метеорологической летописи эти сведения не представляют интереса, они характерны разве что для летописи политической.

К сожалению, не в одних ливнях или полном отсутствии осадков заключаются капризы природы. В Библии указывается, что во время всемирного потопа дождь лил сорок дней и сорок ночей. У нас в нынешнем году не намного меньше, однако обошлось как-то. Огромную опасность представляют и такие явления, как землетрясения, ураганы, оползни. А бывают они у нас очень чувствительными. Вот несколько малоизвестных фактов. В 1927 году смерч гигантской силы в Белоруссии легко сбросил с железнодорожного пути груженые вагоны. А случаев, когда он переносил на другое место дома, не единичны. Причем, нередко случается, что перемещение предметов и людей происходит так аккуратно, что в «летающих» домах остается целой посуда.

Едва ли кто-нибудь, кроме местных жителей и ученых, знает об оползне в Ангрене в отрогах Тянь-Шаня. О том, что Кураминский хребет ожил и начал ползти, люди узнали в начале 70-х годов - в домах появились трещины, перекашивались двери и окна. Но вот склон Кураминского хребта откололся и навис над шахтерским поселком. А это угрожало бедой не только поселку, но и угольному разрезу, и Ангренской ГЭС.

Людей отселили, но как спасти другие объекты, как остановить оползень? За дело принялись ученые, и оригинальное решение было найдено. Исследования показали, что хребет, как на салазках, сползает в долину на глубинных слоях глины, которые при выходе в долину становятся в горизонтальное положение и уже перестают играть роль салазок, катящихся с горки. Значит, нужно создать на пути оползня холм объемом в шестьдесят миллионов кубометров. Учитывая, что рядом угольный разрез и много вскрышной породы, осуществить это не сложно.

В настоящее время за погодой у нас следят зорко и постоянно. В Киеве регулярные метеорологические наблюдения начались в 1812 году. В 1855 году при университете была основана метеорологическая обсерватория. Теперь же в городе существует около десятка наблюдательных пунктов, имеется тесная связь с другими государствами, с Космосом. Была бы только погода благоприятная!