UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приговор и вызов Кирилла Осьмака

Кирилл Осьмак — неоднозначная и трагическая личность в истории Украины. Отношение к нему по-прежнему достаточно противоречивое...

Автор: Наталия Жовнир

Кирилл Осьмак — неоднозначная и трагическая личность в истории Украины. Отношение к нему по-прежнему достаточно противоречивое. Одни считают его героем, заслуживающим всяческих почестей, поскольку самоотверженно и жертвенно боролся за независимость и соборность Украинского государства. Другие называют предателем. Оно и понятно: ведь наше общество полярно, и отношение к такой сложной исторической фигуре уж никак не может быть одинаковым. Однако хотя бы потому, что с именем Кирилла Осьмака связана история Украины, нельзя обойти вниманием две круглые даты: 120 лет со дня его рождения и 50 лет со дня смерти.

Умер Кирилл Осьмак в тюрьме в 1960 году: он был приговорен к 25 годам «за участие в контрреволюционной банде украинских националистов и активную контрреволюционную националистическую деятельность».

Такой была формулировка.

«В приговоре ни словом не упомянуто, что это была борьба за независимое Украинское государство — то есть за то, что было задекларировано в Конституции СССР, а именно: право нации на самоопределение, вплоть до отделения», — написала дочь Кирилла Осьмака Наталья в своем исследовании «Дорога до Батька», где проследила жизнь и деятельность Кирилла Осьмака, отыскав документальные свидетельства. Для этого ездила в Россию: во Владимир, где отец 12 лет просидел в тюрьме, Рязань, где более двух лет пребывал под арестом, Москву, где учился в высшей школе...

Недавно Наталья Осьмак посетила Полтаву. А из Полтавы поехала в Шишаки, на родину своего отца, где встретилась с учениками местной школы и положила цветы на могилу местной жительницы Полины Метенко — та знала Кирилла Осьмака и рассказывала о нем, когда была жива.

— Я приехала поклониться местам, где родился, рос, учился в народной школе, откуда пошел в украинскую жизнь — порой драматическую, порой трагическую — мой отец, — объяснила Наталья цель своего приезда. — Отец отдавал свои знания и силы украинскому языку, украинскому сельскому хозяйству, украинской государственности, он боролся за счастье украинского народа. Это было и оставалось назначением его жизни. Его слова об этом остались в следственном деле. В одном из писем к
своей сестре Галине отец написал обо мне: «Надеюсь, что она понесет в жизнь идеалы своего отца».

Наталья Осьмак — инженер, окончила Киевский автодорожный институт, всю жизнь проектирует мосты. Живет в Киеве.

— 15 лет, начиная 1992—1993 годов, изучаю отцовскую жизнь по документам, которые собирала в Москве, Казани, Киеве, Львове, по людям в Карпатах, — рассказывает она. — В 1997 году о нем был снят фильм под названием «Независимый президент».

На вопрос, не претерпела ли она притеснений от советской власти из-за того, что носит фамилию Осьмак, Наталья Кирилловна ответила:

— В советские времена я вообще не знала, кто мой отец. Когда училась в школе, началась хрущевская оттепель, и меня не трогали. Я ничего тогда не делала такого, что могло бы привлечь ко мне внимание. Была обычной школьницей, потом студенткой, стала инженером. Ощущала себя украинкой. Естественно, в инженерной среде Киева порой мне было некомфортно.

* * *

…В Полтаву Наталья Осьмак приехала уже в третий раз.

— Тихий уютный город, — говорит. — Впервые я побывала в Полтаве очень давно...

Во второй раз Наталья Кирилловна приезжала сюда в 2008 году, выступала на открытии выставки фотографий и документов, рассказывающих об истории УПА, в Областной универсальной научной библиотеке им. И.Котляревского. Г-жа Осьмак вспоминала, как нашла в государственном архиве Москвы личное дело студента Кирилла Осьмака, как настойчиво искала свидетельства о его деятельности и судьбе. Поведала дочь президента УГОС и о своем нелегком детстве.

— После ареста отца какое-то время мы жили в партизанском селе, которое называлось Недильна, потом в Скалате — городке на Тернопольщине, где, по легенде, работал отец. Тогда нас не нашли, а потом и не искали, — вспоминает Наталья Кирилловна.

Дальше, до 1954 года, жена Кирилла Осьмака и его дочь проживали в селе Подбуж Дрогобычской области.

— Мама работала портнихой, я ходила в школу. Мы с мамой благодарны тем людям, которые нас оберегали, — говорит Наталья Осьмак. — В марте 1954 года мы наконец-то получили от отца письмо из Владимирской тюрьмы. А в 1960 году его не стало.

— Хотя репрессий мы не испытали, я жила в страхе, — продолжает Наталья Кирилловна. — Возможно, вы этого не можете ощутить и осознать... В Карпатах я оканчивала второй класс. Мама за меня ужасно боялась (она умерла в 1986 году).

В Рязани, где Кирилла Осьмака арестовали, Наталья Осьмак нашла заведенное на него дело на 370 страницах.

— Конечно, тогдашние следственные дела были очень тоненькие: арест — приговор — расстрел, — рассказывает она, — но мой отец не признал ничего. А когда Ежова расстреляли, тех, кто не признал обвинений, выпустили. Отец после этого даже работал в колхозе...

«Слабая надежда на то, что немцы окажут содействие украинцам в построении своего Украинского государства (ведь предыдущий режим был определенно оккупационным) быстро исчезла. Немцы сразу начатыми репрессиями показали, что они являются такими же оккупантами и пришли сюда, чтобы сделать из Украины свою колонию», — пишет Наталья Осьмак о событиях времен Великой Отечественной войны.

О том, кем был ее отец, Наталья узнала уже после того, как Украина стала независимой — в июне 1992 года, когда в ее руки попал восьмой том «Летописи УПА». С тех пор и начала поиски информации... В Киеве ознакомилась с четырьмя томами следственного дела 1944—1948 лет и следственными делами 1928-го и 1930 годов.

…Кирилл Осьмак похоронен, по словам Натальи Осьмак, «на городском кладбище около тюремной стены, возле ее средней сторожевой башни». Жутко от символичности места его погребения: ведь значительную часть жизни Кирилл Осьмак провел в тюрьме, ни на йоту не отступив от своих принципов и убеждений. Не зря Дмытро Павлычко в поэме «Кирило Осьмак», изданной отдельной книжечкой в издательстве «Ярославів вал» в 2009 году, написал:

«Осьмак заговорив:
«Послухайте, майоре:

Я знаю — це мій гріх,
моє найбільше горе,

Що українець я. Та як мені зректись

Моїх Шишак,
де я на світ прийшов колись?»

СТРАНИЦЫ АРХИВОВ (из изысканий Натальи Осьмак):

Кирилл Осьмак родился в 1880 году в сотенном городке Шишаки Миргородского полка. Учился в Шишацкой народной и Миргородской уездной школах, в Полтавском реальном училище. В 1910 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт, студенческую практику проходил на Волыни, в Сибири и на Екатеринославщине (Днепропетровская область). Когда началась Первая мировая война, он был на практике в городе Омске. С июля 1915-го по декабрь 1916 года служил в Отделе помощи беженцам, пострадавшим от войны, Комитета Юго-Западного фронта Всероссийского союза. Здесь Кирилл познакомился с волынянкой Марией Юркевич. Они обвенчались в январе 1916 года, в октябре у них родился сын. В конце 1916 года чета поселилась в Киеве.

Кирилл Осьмак был среди тех, кто в марте 1917 года создал Центральную Раду — временный парламент Украины. С 1917 года работал в Генеральном секретариате земельных дел, заведовал издательским отделом. Когда после правительственного переворота к власти в Украине пришел гетман Павел Скоропадский, Кирилл Осьмак участвовал в трехдневной антигетманской стачке, за что был уволен с работы. Устроился в Центральный сельскохозяйственный кооперативный союз, заведовал отделом крестьянского строительства. А с начала 1925 года работал в Институте украинского научного языка Всеукраинской академии наук, создавал сельскохозяйственный терминологический словарь. Пятого марта 1928 года Кирилла Осьмака арестовали «за участие в контрреволюционной организации правых украинских националистов в свекловичной кооперации, которая вела работу по созданию украинской крестьянской партии, которая в будущем бы выступила против советской власти». 28 сентября 1928 года его выслали за пределы Украины на три года как «социально опасного элемента». В Курске Осьмак продолжал работать над словарями сельскохозяйственной и лесной терминологии. Второго марта 1930 года его снова арестовали, приговорили к трем годам концлагеря на Севере, где он строил железную дорогу на Сыктывкар. В конце осени 1933 года, когда в Украине свирепствовал голод, Кирилла Осьмака освободили, и он поселился с семьей под Москвой. Потом они переехали в село Катино Рязанской области, Кирилл начал работать агрономом в колхозе, но вскоре вновь оказался под следствием. Был освобожден в феврале 1940 года. Тогда же погибла его жена: ее шантажировали, требовали, чтобы дала показания против мужа, она не выдержала и бросилась под поезд... В марте 1940 года Кирилл Осьмак вернулся в Киев, а в скором времени началась война. В октябре 1941 года в Киеве был создан Украинский национальный совет, Кирилл возглавил в нем отдел земельных дел и создал Бюро кооперативного товарищества «Сільський господар». Помогал продовольствием украинским подпольщикам и членам походных групп ОУН. Поддерживал связь с антифашистским украинским подпольем в течение всей оккупации Киева. В конце сентября 1943 года со второй женой и двухлетней дочерью Наташей Кирилл уехал во Львов (старшая дочь осталась в Житомире, где работала в земской управе, а нелегально — в сети ОУН. Лариса без вести пропала в одной из поездок с подпольной литературой). Во Львове Кирилл Осьмак встречается с деятелями ОУН и командованием УПА, принимает участие в создании подпольной организации, которая должна стать верховным политическим и государственным органом украинского народа, обрабатывает документы, которые лягут в его основу; становится директором Стрыйского окружного товарищества «Сільський господар», что дает ему возможность свободно ездить по краю. Он использует это для тайной деятельности. Десятого июня 1944 года состоялось заседание Инициативного комитета УГОС, где утверждено название организации — Украинский главный освободительный совет. Основоположными документами стали «Универсал», «Платформа», «Устройство», отредактированные Кириллом Осьмаком и другими членами Инициативного комитета («Универсал» еще назывался «Обращением к украинскому народу»). 11—15 июля 1944 года состоялся Большой сбор УГОС, избрали президиум и Генеральный секретариат — подпольный парламент и подпольное правительство воюющей Украины. Председателем президиума и президентом УГОС был избран Кирилл Осьмак (псевдоним — Марко Горянский). Между тем фронт приближался. Президент Украины принял присягу, поселился с семьей в селе Недильна Стрелковского района, где стояли четыре сотни УПА и штаб УПА—Запад. 25 июля состоялось первое заседание, на котором было решено президента Кирилла Осьмака оставить в Украине, а глава правительства Роман Шухевич и другие три члена УГОС должны были ехать за границу — представлять интересы Украины перед другими государствами.

В средине августа 1944 года Кирилл Осьмак отвез жену с дочуркой в село Гурье Горишне и поселил возле большого леса. Сразу же после этого сотни УПА отправились в направлении Турки. 23 августа 1944 года состоялось столкновение между подразделениями УПА и частями Красной армии. Кирилл Осьмак был ранен, многие его единомышленники погибли, но ему удалось бежать. Скрывался в селе Дорожив Дублянского района Дрогобычской области, имея документы на чужое имя. 12 сентября во время облавы, устроенной НКВД, Кирилл Осьмак был арестован. Два с половиной года он находился под следствием. В январе 1947 года его перевезли в Лукьяновскую тюрьму. Выйти из-за решетки ему уже не было суждено...