UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приглашение на Тайную вечерю. Выставка сакрального искусства в католическом храме

В киевском костеле Св.Александра — выставка Александра Оверчука. Особенность необычного проекта в том, что работы Оверчука являются оправой храмов Божьих...

Автор: Екатерина Константинова

В киевском костеле Св.Александра — выставка Александра Оверчука. Особенность необычного проекта в том, что работы Оверчука являются оправой храмов Божьих. Оригиналы его работ можно увидеть лишь путешествуя по Львовской или Тернопольской области. Или же отправившись в Россию — в Ростовскую область (храм Последней Вечери в Ростове-на-Дону). Между тем Александр известен и как театральный художник: немало знаменитых спектаклей Владимира Кучинского во Львовском театре имени Леся Курбаса «оправлено» именно паном Оверчуком.

Очевидно, что львовский скульптор и художник Александр Оверчук — как бы не от мира сего. Исключительно в положительном смысле. Так как действительно его интересуют не эти миры, а иные… Он может часами говорить не о земном, а о вечном, вплетая в свои рассказы цитаты из Юнга или Евангелий. У себя дома, во Львове, художник очень много работает. Плоды его труда часто собирают на других урожайных полях. Например, в Ростове-на-Дону (о чем пойдет речь ниже).

Александр родился в 1960-м во Львове. После окончания Львовского института прикладного и декоративного искусства (учился у Э.Мысько, Л.Лесюка) успешно проявил себя как скульптор и театральный художник. Работал художником также на львовском ТВ.

Интерес к изобразительному искусству у Александра от отца — скульптора Анатолия Оверчу­ка. В его мастерской и прошли первые студии Александра. Сам художник признался: «Когда работаю, всегда вспоминаю своего отца. Еще в 1946 году он восстановился в Киевском художественном институте и имел счастье общаться с Иваном Кавалеридзе — выдающимся скульптором и кинорежиссером. Чтобы принести на консультацию к мэтру свою работу, он шел пешком, неся на плечах натуральной величины бюст, от Красноармейской до Подола, где тогда обитал Кава­леридзе…»

В сфере сакрального искусст­ва Александр с 1984 года. Его первая работа — барельеф Всевидящего ока в костеле Иоанна Крестителя в Мостиске. Самопо­священие скульптора в сакральном искусстве воплощено в витражах, барельефах, мозаике, архитектуре (костел Св.Матвея в с.Крученичи на Львовщине возведен по авторскому проекту Оверчука).

Что же касается географии его деятельности, то она тоже обширна: храмы Львовщины (Мате­ри Божьей Неустанной Помощи, Св.Иоанна Крестителя, часовня Малых Сестер Непорочного Серд­ца Марии и др.), Тернопольщины (Св.Петра и Павла), Ростова-на-Дону (костел Тайной Вечери).

Собственно, фотоверсии его скульптур главного алтаря (горельеф, экспонируемый в натуральную величину) русского костела Тайной Вечери и представлены в киевском костеле Святого Александра.

Скульптор три года посвятил этой работе, потребовавшей недюжинной физической и психической энергии.

— На тему последней вечери создано много скульптурных произведений, — рассказывает «ЗН» Александр. — Но мне было интересно сопоставить эти события в контексте именно четырех Евангелий… Для меня это была значимая школа и очень глубокое понимание как темы Последней вечери, так и многих законов своего ремесла. Для меня это целостный этап. Ведь я работал над развитием всей алтарной части. Думаю, каждый скульптор был бы рад создать 12—13 памятных фигур за всю свою жизнь, это была бы большая удача. Что же касается нынешнего киевского проекта, то он организовался внезапно. И нужно время, чтобы в полной мере осознать это событие. Даже то, что мои работы в этом храме — некая мистика. Ведь он носит имя моего патрона — Александра. Правда, в процессе подготовки не раз были кризисные моменты. Я даже руками разводил… Но потом проблемы растворялись. Ведь сейчас мало людей, желающих принимать подвижничество как неотъемлемый компонент профессии.

* * *

Действительно, если поразмышлять над скульптурой как срезом изобразительного искусст­ва, то можно осознать, что высокие технологии никак не коснулись этого высокого ремесла. Скульптор по-прежнему, дабы что-то создать, должен мно­гое пропустить через свои руки. Ведь ни одно из искусств, кроме скульптуры, не воспринимается «на ощупь».

Александр признается: важно наработать качества гармоничного пребывания в той среде, в которой находишься в данный момент — будь то неоготический или барочный храм. Еще важно ознакомиться со стилевыми особенностями тех мест, в которых приходится работать.

Скульптор говорит, что неверующих людей не бывает. Мол, у них, у неверующих, «своя» вера, отличная от общепризнанных религиозных форм. «И это нормально». Только психически нездоровый человек может ощущать себя вне процесса осознания того, что всем на земле правит высшая сила.

Сам Александр крещен в римо-католическом обряде. Но, по его мнению, вопрос вероисповедания достаточно интимный для каждого человека, чтобы говорить об этом в подробностях. Только люди — везде люди, поэтому все их проблемы остаются на повестке дня.

Кроме скульптур для костела в Ростове-на-Дону на выставке в Киеве представлены и другие работы скульптора. Например, бюст епископа и многолетнего наставника Львовской кафедры Рафала Керницкого (с ним автор был знаком лично, это для него очень значимо), этапы работы апостолов для алтаря костела Последней Вечери, портрет монаха Бернарда Лубянского для костела Матери Божьей Неустанной Помощи. А также портрет Тадеуша Левницкого — выдающегося польского актера, который Александр сделал для его брата Яна. Именно эта работа выполнена необычно. Так как есть и форма и отлив. «Когда горит свеча, то позитивом является форма, негативом — отлив, а когда свеча догорает, проис­-
ходит обратный процесс…»

После 20-летней скульптурной практики пан Оверчук пришел к выводу: если искусство настоящее, то было бы грубо делить его на сакральное или не сакральное. Дескать, если уж творение признано искусством, то оно автоматически становится сакральным.

Как уже было замечено выше, у художника Александра Овер­чука несколько, можно сказать, противоположных творческих ипостасей. Скульптурная деятельность у него чередуется с театральной. Естественно, эти перемены часто связаны с существенными изменениями ранее начатых скульптур. Тем не менее, как признается Александр, скульптура от этого только выигрывает, поскольку он может возвращаться к своему детищу с еще большим энтузиазмом.

«Мне комфортнее всего живется и работается во Львове. Этот город формирует свои траек­тории. Завершается скульптурный проект, начинается другой — театральный. И, знаете, я не владею этим процессом, а как бы пребываю в нем. Слава Богу, что пока эти этапы гармонично чередуются без накладок…».

Кстати…

Александр Оверчук работал во львовских театрах — имени Марии Заньковецкой («Ивона, принцесса Бургундская»), имени Леся Курбаса («Между двух сил», «Забавы для Фа- уста», «Преступление и наказание», «Вишневый сад»), им.Ю.Дрогобыча («Фатальная ночь», «Кайдашева семья»). А также в театрах Луцка, Мукачева и Оренбурга. «Для меня не существует львовского или киевского театра, — говорит Александр. — Есть лишь спектакли, которые нравятся. А в театры меня приглашают исключительно на дружественных началах».

Нынешнюю киевскую экспозицию поддержали Генеральное консульство Республики Польши во Львове, Киево-Житомирская Диецезия и Конкафедральная парафия Св.Александра.