Увы, идеальных людей нет, и не только в моральном плане. Эгоизм, надменность, склонность к воровству, чрезмерная нервозность — находя социально-генетические «оправдания» подобным homo-недостаткам, мы все-таки стараемся определить возможные пути искоренения проблем, ссылаясь на здравый рассудок и общепринятые стандарты. Главное — вовремя понять свой НЕДОСТАТОК и постараться от него избавиться.
Но, к сожалению, недостатки бывают и другого плана — физического, и, как правило, избавиться от них гораздо труднее, даже невозможно, учитывая, что тянут они за собой целый ряд сопутствующих комплексов...
Когда говорят о красоте человеческого тела, во внимание берут сложенный тысячелетиями шаблон homo-красивого. Во времена Рубенса это были полногрудые «кровь с молоком» девицы, в эпоху Марии Терезии — невысокие, худощавые, с маленькой ножкой и уложенными в сетку волосами дамочки… Да что говорить! Только вторая половина века двадцатого выплеснула целый набор обобщенных стандартов идеальной, в разное время, структуры тела, и, прежде всего, — женского. Наши бабушки и мамы пережили вспышку образа Мэрилин Монро, старались примерить на себя аэродинамические кудри Анджелы Дэвис, ну и мы, естественно, не раз прибегали к разносторонним экспериментам, стараясь нащупать пульс моды и втиснуться в стандарт узкой талии и пышного бюста.
Огромнейший процент разводов, производственных разногласий и антипатий имеют первопричиной чьи-то физические недостатки. Ученые утверждают, что фундамент ряда этих «анти-» заложен в нас на генетическом уровне. Проверьте себя в целях эксперимента и поймайте на мысли, что человек, у которого что-то не так, как нам бы этого ни хотелось (мы не берем во внимание моральные качества), вызывает у нас некоторое неприятие, пусть даже он будет трижды умным, верным и порядочным. С другой стороны, подлецу, обманщику и клеветнику мы готовы многое простить и дать очередной шанс, если он внешне нам приятен и даже нравится. Почему?
К сожалению, внешняя красота и внутреннее уродство — вещи совместимые. Рассказами о красивой начальнице-стерве, самовлюбленном мужчине-сердцееде, жестокой кинозвезде или глупой блондинке (да простят последние) в наше время никого не удивить. Но как в этой борьбе выжить тем, у кого есть внешние недостатки, причем речь идет не о цвете глаз или форме губ, а о буквальных уродствах и даже инвалидности?
…Когда Генриетта Лоске из Будапешта узнала, что беременна — радости семейства предела не было. Еще бы! Долгожданное чадо после семи лет супружеской жизни!
Родив мальчика в срок, появление малютки Генриетта восприняла как наказание — половину лица новорожденного занимало огромное родимое пятно… В школе Артуру было трудно, и хотя одноклассники старались не замечать «меченого» (а значит, и не общаться с ним), мальчик переживал все чувства и эмоции, не чуждые здоровому полноценному подростку. Конечно, надо отдать должное родителям, не зациклившимся на уродстве сына и поддерживающим его во всех начинаниях. Поездки на горнолыжный курорт, чтение книг, шахматы, походы — все было так, как и должно было быть, а предложение директора школы перевести Артура на домашнее обучение Лоске восприняли с недоумением: «Наш сын может передвигаться, так отчего же ему не ходить в школу?».
В какой-то момент Артур понял, что должен принять вызов, брошенный ему природой. «Ну и что, что я с пятном, — возмущался парень, — а что говорить о людях, которые парализованы или не могут видеть?».
К 15 годам Артур экстерном закончил школу, благо, что способности к учебе у него были выдающимися. Дистанционная форма обучения в колледже дала Артуру больше свободного времени, которое он с удовольствием посвятил… получению второй специальности. Спустя четыре года Артур Лоске стал дипломированным экономистом, а еще через два — получил квалификацию менеджера. Вера в себя и желание жить были настолько сильны, что к 25 годам Артур уже не концентрировался на том, что у него что-то не так. Устроившись на частное предприятие, молодой человек буквально взлетел по карьерной лестнице — исключительно благодаря профессиональным умениям и навыкам.
Сегодня Артур — преуспевающий бизнесмен, отец семейства и довольно общительный человек. «Просто в один момент я сказал себе: природа разделила мое лицо на две половины — темную и светлую, как на добро и зло. Так вот, я победил «свое» зло и горжусь этим. Главное — не отчаиваться!».
… После родов львовянка Марина очень располнела. Очень — это, когда из 60 килограммов веса за каких-то полтора года получается… 145. Биологические изменения организма, вызванные рядом предшествующих причин, повлияли на всю жизнь женщины — начиная с гардероба и заканчивая личными отношениями. Муж постепенно «улетучился», отмечаясь в жизни маленькой дочери периодическими квитанциями об алиментах, друзья — рассеялись, оставив право на дружбу лишь двум Маринкиным одноклассницам (тоже «разведенкам»). С ужасом женщина ожидала периода, когда декретный отпуск закончится и ей, кассиру-бухгалтеру оптовой промбазы, придется выходить на работу. Материально было трудно, но помогали бабушки. Да и рукоделием женщина славилась, так что пинетки-шляпки-заготовки были из собственных, так сказать, произведений.
Полнота выработала в Марине ряд комплексов. Были минуты, как вспоминает она теперь, что жить не хотелось. Одно спасение — маленькая дочка. Были пробы и диет, и физических истязаний в виде голодовок и гимнастик — все без толку. Только обмороки, упадок сил и… зверский аппетит.
Как-то одна из подруг рассказала, что прочитала объявление о наборе моделей для показа одежды больших размеров. «Ну, какая из меня модель, ты что! — иронизировала Марина. — Разве что полногабаритная модель… танка!».
Настойчивость подруги убедила женщину все-таки записать телефон агентства, а на следующий день — скорее, из интереса, как именно ее «пошлют» — Марина позвонила в агентство. Оказалось, что специализация нового потока платьев и костюмов была ориентирована именно на полных женщин. Маринин 62-й пришелся как раз кстати («Приходите, конечно же!»). А через неделю тренировок и занятий женщина уверенно шагала по подиуму, не отличаясь (в душе, правда) от конфетных модельных крошек.
Действительно, на одежду от какого-нибудь французского дома, рассчитанную на щуплую школьницу с толстым кошельком, найдется один клиент из пары тысяч, в то время как полные всевозрастные женщины — это наша повседневность, и им тоже хочется красиво выглядеть.
Совет подруги для Марины оказался судьбоносным. С тех пор ее жизнь кардинально изменилась. Познакомившись с компетентными людьми и с такими же, как она, моделями, Марина поняла, что не одинока. Под руководством специалистов она прошла реабилитационный курс, «подтянув» не только моральную форму, но и физическую. Правильные диеты, гимнастика и аутотренинги дали свои плоды. И пусть Марина не стала прежней Дюймовочкой — она в форме, она при деле и деле любимом (не каждая Дюймовочка удостоится стать ведущей моделью пусть и специализированного дома одежды). «Теперь мне худеть нельзя, — шутит Марина. — А то как же? Сброшу вес — не буду моделью!». А совсем недавно женщина познакомилась с молодым человеком. Увидев ее на показе, на следующий день «поклонник» пришел опять — с розами. Узнав Марину поближе, Павел понял, что не ошибся. «Я всегда знал, что пухленькие злобными не бывают. А какая она хозяйка!».
…В клинике интенсивной терапии, куда Эдварда привезли после ДТП, произошло то, что изменило дальнейшую судьбу музыканта из Вильнюса. Сильный удар в лобовое стекло и металлическая клетка, в которую превратился искореженный «Пежо», закончились тем, что единственному выжившему… ампутировали руку. Первые мысли Эдварда были приблизительно такими: лучше уж смерть, чем ампутация рабочей конечности по самое плечо.
Через несколько месяцев лечебно-восстановительных мероприятий он осел дома. Карьера клавишника в рок-группе осталась в прошлом, учиться жить без правой руки — похоже, единственное, что оставалось Эдварду.
Группа инвалидности, пенсия, протезирование. Иногда он благодарил Бога, что «отделался» только потерей руки, иногда впадал в апатию, переходящую в запои (особенно, когда слышал звуки доселе родного фортепьяно).
Друзья по группе, где играл парень, заходить стали все реже, решились отношения и с любимой девушкой. Не видя перспектив от дальнейшей жизни с инвалидом, Инга рассталась с ним, честно, правда, признавшись в причинах.
Когда родители парня привезли домой компьютер, Эдвард воспринял событие равнодушно. Спустя несколько дней, нащупывая рукой кнопочки, он удивлялся: «Надо же, и тут клавиатура…». Через месяц Эдвард уже прочно «висел» в Интернете, с трудом успевая отвечать на имейлы неимоверного количества виртуальных друзей. Потом были встречи. Его маленькая комнатка превратилась в своеобразный многолюдный клуб, а родители нарадоваться не могли на новое увлечение сына. Как оказалось, многие из новых знакомых Эдварда тоже имели физические недостатки — кто-то после травмы, кто-то с церебральным параличом… Эдвард и не думал, что так много таких, как он. Расширив интересы, молодые люди «сколотили» довольно прочную компанию, став сначала волонтерами, а потом и организаторами областного Центра анонимной помощи молодым инвалидам. Телефон доверия, переписка, моральная поддержка, общий досуг — в прошлой жизни Эдвард и не думал, как многогранна человеческая жизнь. А рука… Не отставая от прежних традиций рок-музыканта, оставшуюся конечность Эдвард украсил тематической тату — дракон, обжигающий пламенем крысу. И цифры — 1998 год. Нет, это не дата несчастного случая. Это момент, когда Эдвард родился заново, вернее — переродился, благодаря чему смог понять истинную миссию человека на этой земле. И настоящую красоту тоже.