UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ПЕРЕД ВАМИ СТОИТ ВЕЛИКАН…

Большие и маленькие события в жизни так быстро сменяют друг друга, что не всегда успеваешь дать им оценку...

Автор: Елена Голубь

Большие и маленькие события в жизни так быстро сменяют друг друга, что не всегда успеваешь дать им оценку. То, что происходит часто, само собой превращается в норму, хотя, если вдуматься…

С лестничной клетки доносится детский рев. Отец лупит ребенка и кричит: «Я тебе покажу, как меня не слушать, будешь знать!» Старушка, спускающаяся вниз по лестнице, горестно-сочувственно вздыхает: «Перемелется - мука будет». Другая, что поднимается наверх, тоже комментирует событие с помощью народной мудрости: «Да уж, за одного битого двух небитых дают».

А вот школьный коридор. Перемена. Гул стоит невообразимый. Детвора галдит, разминается кто как умеет, тузит друг друга. Строгий учитель, перекрикивая всех вместе взятых, делает замечание: «Сидоренко, уймись!» Тот, как в игре «Замри», на полсекунды останавливает поднятую в размахе руку, но на следующей переменке все повторяется, и на третьей, и на четвертой тоже. В конце дня уставший учитель не ограничивается бесполезными словами, а заносит над спиной Сидоренко географическую указку и с треском разламывает ее о несносного ученика.

В этой ситуации кто-то будет на стороне учителя («Вот ведь, довели, нервы не выдержали»), кто-то вступится за мальчишку («Это же какой силы был удар, если указка сломалась, а как же больно!»). Вообще в вопросах воспитания все зависит от среды, традиций и индивидуальной восприимчивости ребенка. Один воспримет шлепок как игру, другой затаит обиду на всю жизнь.

- Несмотря на то, что официально телесные наказания у нас запрещены, они не редкость, - комментирует заместитель директора Института психологии Академии педагогических наук Виталий ПАНОК. - По нашим данным, 80% опрошенных взрослых в той или иной форме ощущали насилие в процессе воспитания. Часто это насилие психологическое, эмоциональное, когда ребенка ругают, называют бездарью, тупицей, убивают мрачными пророчествами: «Из тебя ничего хорошего не получится».

На втором месте физические наказания - битье, шлепки, царапанье и т.д. - не только унизительные, но нередко приводящие к травмам. Чтобы выяснить отношение разных групп населения к подобному явлению, мы провели опрос. Положительно на вопрос: «Беспокоит ли вас проблема физического наказания детей?» ответили всего 14% молодых родителей в возрасте 20-30 лет, а среди старших эта цифра была еще меньше.

- Пожалуй, мы не слишком оторвались от тех времен, когда применялись розги, ремни и линейки. Хотя назвать нас самой жестокой нацией тоже нельзя: в Англии, например, телесные наказания в школах запретили совсем недавно и во многих случаях это оспаривается.

- Передовая педагогика совершенно однозначно относится к физическим наказаниям, считая их недопустимыми, как, впрочем, считали и мыслители прошлого, от Песталоцци до Сухомлинского и Макаренко. Во всех странах идет постепенная гуманизация общества, правда, с большим или меньшим успехом.

У нас сложились особые исторические и политические условия, при которых на протяжении десятилетий совершалось серьезное насилие над личностью. Социальное и юридическое давление было тесно связано с воздействием физическим. Если отец подчинялся неписаному иерархическому закону «ты начальник, я - дурак…», он, как правило, переносил эту ситуацию в семью, применяя силу к ребенку, существу от него зависимому.

- Но теперь, с разрушением тоталитарной системы, появились новые факторы для повышенной агрессии: безработица, экономическая зависимость и другие. Дети продолжают страдать от взрослых причин?

- Бедность и безработица сами по себе не могут быть причиной побоев, хотя потрясения в экономике имеют много негативных последствий. Необходимо изменить отношение к насилию в обществе, оно не должно считаться нормой, как сейчас. А это станет возможным, если избиение ребенка - своего или чужого - никого не оставит равнодушным. Жестокость, укоренившуюся в нашем обществе, демонстрируют даже некоторые учителя. Они не в состоянии подняться над общим уровнем и ведут себя в школе, как со своими детьми дома, вместо того, чтобы быть образцом гуманного обращения. Такие или сами занимаются рукоприкладством, или используют для этого родителей. «Будешь плохо себя вести - скажу папе», - а тот с расправой не задержится. Физическое наказание - признак непрофессионализма и бессилия воспитателя воздействовать более грамотными и цивилизованными методами. Прежде всего - разговаривать с ребенком на равных, уважать его права. Например, на Западе в последнее время все больше вопросов решается на уровне межличностного социального договора. По отношению к детям это выглядит примерно так: «Подметешь пол - получишь доллар». У нас это пока вызывает недоумение, непонимание - как так, я ребенка одеваю-обуваю, еще и деньгами баловать?

- Эта тема заслуживает отдельного разговора, поскольку в нашей среде она далеко не однозначна. Ясно одно: нужно искать такие методы воспитания, чтобы обойтись без насилия, не так ли? А может, и вовсе отказаться от наказания?

- Отказаться следует только от насилия, унижающего личность, а не от наказания вообще. Чтобы правильно скорректировать поведение ребенка, нужно и поощрять, и наказывать, индивидуально выбирая меру и того, и другого. Одному ребенку достаточно увидеть, что папа нахмурил брови, чтобы тут же перестать баловаться, другому непременно нужно объяснить причину и следствие его плохого поступка, а третьему требуется повышенная эмоциональность, жестикуляция и наглядные примеры. Главное, чтобы ребенок осознал, что сделал плохо, и изменил поведение. Если же вы добиваетесь безоговорочного послушания, не заботясь о том, что происходит у ребенка в душе, не разобравшись, хватаетесь за ремень, такое наказание не достигнет цели. Ребенок обидится, а нередко - ожесточится и затаит злобу. Вы отвернетесь - а безобразия продолжатся.

Постоянные побои и упреки, роль «козла отпущения» формируют у ребенка заниженную самооценку, он перестает себя уважать, смиряется с неудачами. Среди последствий побоев - нарушения речи, особенно у тех детей, кого наказывали за плач или крик, отклонения в деятельности центральной нервной системы. Избитые дети нередко не в состоянии контролировать себя, впадают в агрессию, враждебно настроены к окружающим или впадают в депрессию с мыслями о самоубийстве.

В семьях наркоманов и алкоголиков встречаются очень тяжело травмированные дети.

- Кто сегодня защищает права ребенка?

- К сожалению, защита детей от чрезмерного наказания у нас еще слабо развита - хотя есть психологические службы при школах, Центр по делам семьи и молодежи, Детский фонд Украины. Но по сравнению с многочисленными общественными и государственными организациями на Западе они малодейственны. Ведь речь идет о коренном изменении общества к проблеме насилия.

Нельзя кричать и бить ребенка только потому, что вы больше и старше и он не может вам ответить тем же. Он вырастет - и тоже захочет ударить, продолжая цепочку насилия.

…Представьте себе, что над вами возвышается великан раза в три-четыре выше и шире в плечах, наклоняется, кричит громовым голосом и замахивается, чтобы ударить. Так вас воспринимает ребенок. Психологи советуют мысленно вызывать этот образ, когда вам нестерпимо хочется ударить свое (или чужое) чадо. Может быть, тогда, поставив себя на его место, у вас все же найдутся еще аргументы и воспитательная цель будет достигнута без побоев.